«ДИДАКТИКА К.Д.УШИНСКОГО И ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ»
статья по математике

Зудина Надежда Михайловна

Многое поменялось в системе Российского образования за последнее десятилетие. Согласно новым ФГОС, в школе будущего должен раскрыться личностный потенциал детей, способных творчески мыслить и находить нестандартные решения, умеющих выбирать свой профессиональный путь, готовых обучаться в течение всей жизни. Для решения этой глобальной задачи нужен и новый учитель, который способен «сохранить и приумножить богатство, накопленное многими поколениями педагогов и учителей» (Макаров В. «Дневник Санкт-Петербурга», статья «Учитель будущего», 26.09.2013 г.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ДИДАКТИКА К.Д. УШИНСКОГО И ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ»

В.И. Волок, Н.М. Зудина

«Ум есть не что иное, как хорошо организованная система знаний»

К.Д. Ушинский

Многое поменялось в системе Российского образования за последнее десятилетие. Согласно новым ФГОС, в школе будущего должен раскрыться личностный потенциал детей, способных творчески мыслить и находить нестандартные решения, умеющих выбирать свой профессиональный путь, готовых обучаться в течение всей жизни. Для решения этой глобальной задачи нужен и новый учитель, который способен «сохранить и приумножить богатство, накопленное многими поколениями педагогов и учителей».[1] 

В книге «Живой опыт воспитания учителя в духе идей К.Д. Ушинского» (автор Шарков А.С.), изданной в 2012 г. ОЦ «Гармония», представлен опыт практического применения системы К.Д. Ушинского в образовательных учреждениях, который актуален и в наше время. Именно эта книга, небольшая по объёму, но очень глубокая по содержанию даёт толчок к самоанализу профессиональной деятельности преподавателя. Каким должен быть учитель в наше время? «В нём должны сочетаться высочайший профессионализм и морально-нравственные качества. Сегодня надо уметь говорить с обучающимися на современном языке. Педагог должен быть в курсе актуальных проблем и владеть современными информационными технологиями».* 

Одной из основных задач образования является введение человека в информационное пространство и, как следствие, повышение эффективности и качества образования, формирование информационной культуры как основы информатизации общества в целом, формирование творческой, всесторонне развитой личности.

По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Применение компьютерных технологий по отдельным темам, разделам, для отдельных дидактических задач позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения.

Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание обучающихся. С помощью компьютера можно значительно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить проверку знаний, умений, навыков обучающихся. Однако не следует думать, что применение компьютера на уроке - это залог его успешности. Необходимо тщательно продумывать структуру урока, применяемые методы, приемы и средства обучения, целесообразность применения тех или иных информационных ресурсов.

Таким образом, включение в урок информационно-компьютерных технологий позволяет решить «одну из труднейших и важнейших задач дидактики» - «сделать учебную работу интересной и не превращать её в забаву» (К.Д. Ушинский).

Применять компьютерные технологии можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении...

Работая с презентацией, в первую очередь необходимо определиться с целесообразностью её применения. Например, если слайд содержит динамические фрагменты, повышающие эффективность процесса усвоения новых знаний обучающимися, то его применение на уроке более обоснованно, чем статистических слайдов.

Динамические элементы на слайдах, конечно, повышают наглядность, способствуют лучшему осмыслению и запоминанию учебного материала, но при этом слайд не должен быть перенасыщен анимацией. Нельзя не вспомнить слова К.Д. Ушинского: «Когда многие впечатления являются одновременно, то ясность их уменьшается пропорционально множеству»

Для проведения уроков удобно использовать слайды с демонстрацией по щелчку. При использовании презентации в качестве наглядного пособия важно оптимально задействовать и зрение, и слух. Поэтому часть информации выносится на демонстрационный слайд, а часть проговаривается, что повышает продуктивность урока.

К.Д.Ушинский говорил, что «Главную цель наглядного обучения составляет упражнение наблюдательности, логичности и умение верно выражать в словах свои наблюдения и логические выводы из них… чем более органов чувств принимает участие в восприятии впечатлений, тем прочнее ложаться они в нашу память». Очевидно, что ИКТ позволяют реализовать это при изучении нового материала.  После введения основных понятий темы урока (определений, правил, свойств и т.п.),  на слайде отображаются условия и вопросы задачи (по только что полученной информации) и чертеж (работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности). В процессе решения задачи обучающимися, при ответе на каждый из вопросов задачи, на слайде «по щелчку» демонстрируется правильный ответ с анимационным сопровождением на чертеже, что даёт возможность быстро и наглядно отработать и закрепить полученную информацию, т.е. «отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости» (принцип К.Д. Ушинского) в обучении.

ИКТ позволяют исполнить и другую рекомендацию К.Д. Ушинского: «Наглядное обучение должно сопровождаться не чтением, а устными рассказами и вопросами учителя. на ребенка более действует рассказ учителя, чем чтение книг. картины не должны висеть в классе, иначе они потеряют свой интерес». Использование SmartBoard или проектора дает возможность для демонстрации портретов ученых и их открытий, схем, таблиц, рисунков, что обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд).

 «Учение идет медленно, когда мы приобретаем все новое и новое, не повторяя старого и не сплавляя нового со старым… привязывать к старому, уже твердо укоренившемуся, все, изучаемое вновь – это такое педагогическое правило, от которого, главным образом, зависит успех всякого учения» (К.Д. Ушинский)

Компьютерные технологии позволяют быстро актуализировать опорные знания необходимые для изучения нового материала. Возможности ИКТ позволяют быстро вывести на экран определения, свойства, формулы, тестовые задания. Успешно проходит контроль усвоения знаний в виде самопроверки и взаимопроверки самостоятельной работы обучающихся с помощью ответов на слайде, проведение тестов, рефлексии.

Можно использовать презентацию при повторении, закреплении учебного материала, для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми обучающимися группы, объяснения тех фрагментов, которые вызвали затруднения.

Ушинский считал, что «большое значение для закрепления знаний и навыков имеют специальные упражнения» (принцип «твердость усвоения»). Например, при этапном закреплении материала на уроке может быть использована одна из функций SmartBoard – «шторка». После совместного решения задачи по алгоритму представленному на слайде, обучающимся предлагается самостоятельно решить аналогичные задачи (по вариантам). Проверка правильности усвоения алгоритма решения задачи осуществляется при сравнении своего решения с правильным решением этой задачи на SmartBoard.

Преподаватель открывает решение поэтапно в соответствии с алгоритмом (алгоритм  - управление умственной деятельностью обучающегося). При  анализе решения двух задач обучающиеся самостоятельно приходят к выводу, что до определенного момента решение одинаковое, то есть алгоритм действительно  помогает. Они оценивают свою работу в соответствии с рейтингом оценивания и озвучивают результат самоанализа. Каждый обучающийся может оценить, на каком этапе возникают затруднения и попросить преподавателя объяснить еще раз непонятный момент решения задач.

Одно из требований ФГОС – развитие познавательно – исследовательских умений.

«Детей должно вести так, чтобы они сами делали наблюдения и открытия» (К.Д. Ушинский).

Для достижения этого требования можно использовать ИКТ при подготовке и проведении обобщающих уроков, семинаров, конференций. Обучающимся предлагается самостоятельно выбрать тему выступления, отобрать материал, приготовить презентацию и придумать задачи, используя настоящие технические данные. В итоге эта деятельность способствует расширению коммуникативной связи преподаватель-обучающийся; позволяет акцентировать внимание на прикладном значении изучаемых дисциплин (любые технические достижения основаны на законах фундаментальных наук); развивает познавательный интерес; развивает навыки исследовательской деятельности; закрепляет материал темы: законы, определения, формулы и алгоритмы решения задач.

  Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.

Таким образом, использование компьютерных технологий на уроках позволяет реализовывать следующие цели процесса обучения в соответствии с ФГОС: смотивированность к обучению, самооценку, сформированность умения учиться (использовать символические средства, выполнять логические операции, проводить сравнение, анализ, аналогию, обобщение, классификацию, управлять своей деятельностью, осуществлять контроль, коррекцию, проявлять самостоятельность и навыки сотрудничества, активную речевую деятельность, уметь работать с источниками информации), овладение системой научных знаний по учебным предметам.

При этом не следует забывать слова «учителя русских учителей» К.Д. Ушинского: «Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». Идеи К.Д. Ушинского актуальны по сей день, и их невозможно не учитывать при разработке уроков, так как ИКТ – это только инструмент для реализации ФГОС.

На ХХХ сессии Научного совета РАО на секции «Исторический опыт Петербурга в модернизации отечественного образования» в июне 2015 г. под руководством президента академии Л.А. Вербицкой было сказано: «Надо обратиться к консервативно-традиционной педагогике, к научной педагогике, основы которой заложил К.Д. Ушинский».

Литература:

Захарова И.Г.  «Информационные технологии в образовании». Москва. Академия. 2003. –192с.

Кулагин В.П., Найханов В.В., Овезов Б.Б. и др. Информационные технологии в сфере образования. Москва. Янус, 2004. -248 с.

Макаров В. «Дневник Санкт-Петербурга», статья «Учитель будущего», 26.09.2013 г.

Сборник научных трудов РАО «Модернизационные процессы в российском и зарубежном образовании XVIII–начала XXI века». СПб: СПб АППО, 2014. – 572 с.

Тихонов А.Н. «Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науке: Материалы международной научной конференции, ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"». - М.: ЭГРИ, 2007. - 222 с.

Шарков А.С. «Живой опыт воспитания личности учителя в духе идей К.Д. Ушинского», Санкт-Петербург: Образовательный центр «Гармония», 2012

Шарков А.С., Е.В. Захаревич «Петербургская земская учительская школа: Живой опыт работы в духе идей К.Д. Ушинского»; 2-е изд., доп.-СПб.: Нестор-История, 2012.-248 с.


[1] Макаров В. «Дневник Санкт-Петербурга», статья «Учитель будущего», 26.09.2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Информационные компьютерные технологии основа современного урока географии.

автор Ермолова И.В. помощь учителю в подготовке к семинарам и конференциям по теме инновационные методы обучения....

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

Что значит современный урок? «Использование компьютерных и мультимедиа-технологий на современном уроке»

Современный, т.е.  актуальный, означает важный, существенный для настоящего времени, действенный, имеющий непосредственное  ....

РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР учителей технологии в рамках регионального методического объединения учителей технологии «ТЕМП» «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ТЕХНОЛОГИИ» 24.02.2015

На данном семинаре рассматривался современный урок технологии и его анализ.Современный урок технологии - это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её...

Семинар «Реализация современных методик и технологий проведения современного урока»

Семинар «Реализация современных методик и технологий проведения современного  урока»...

Применение современных образовательных технологий на современном уроке английского языка

Применение современных образовательных технологий на современном уроке английского языка...