Программа математического кружка "Занимательная математика" (форма 6)
рабочая программа по математике

внеурочная работа по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_2020-2021.odt41.47 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бекринская муниципальная основная общеобразовательная школа

муниципального образования «Темкинский район» Смоленской области

«Рассмотрена»

на заседании ШМО

Протокол от «___» _________2020г.

№ _________

Председатель ШМО:

_______________/Федулова Е.Ф./

«Принята»

на заседании педагогического совета

Протокол от

«____»___________2020 г. №________

«Утверждена»

приказом от «___»____________2020 г.

№ ______

Директор школы:

____________/Петрова Л. С./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

ДЛЯ 5 – 8 КЛАССОВ

Учитель: Фролова Нина Ивановна

2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                 Программа предназначена для проведения математического кружка: «Занимательная математика»   с учащимися 5- 9 –го классов.

Рабочая программа состоит из пояснительной записки; краткого  содержания курса,  краткого и развёрнутого тематического планирования.    

                              Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Наряду с решением основной задачи занятия в  математическом  кружке предусматривают формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей.

                        Решить эти задачи позволяет программа математического кружка «Занимательная математика», рассчитанного на 35 часов (1 час в неделю)..

Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности.

Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии.

                  Программа содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.

При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.

                   Математические кружки по математике являются основной формой внеклассной работы с учащимися в 5-9 классах.

Для занятий математического кружка «Занимательная математика» предлагаются несколько небольших фрагментов, которые, с одной стороны, тесно примыкают к основному курсу, а с другой – позволяют познакомить учащихся с новыми идеями и методами, расширить представления об изучаемом материале и, главное, порешать интересные задачи.

Уровень сложности этих заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Как показывает опыт, они интересны и доступны обучающимся, не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития.

                   Для тех школьников, которые пока не проявляет заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше.  Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.

 

Цели:

  • расширение кругозора, развитие логического мышления, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.

Задачи:

  • создание условий для формирования и развития практических умений    обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и   приемы;
  • развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
  • развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
  • повышение математической культуры ученика;
  • воспитание настойчивости, инициативы.

В основу составления программы математического кружка положены следующие педагогические принципы:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

• доступность.

Обучающие задачи

-    учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления;

-         учить быть критичными слушателями;

-         учить грамотной математической речи, умению обобщать и делать выводы;

-         учить добывать и грамотно обрабатывать информацию;

-         учить брать на себя ответственность за обогащение своих знаний, расширение способностей путем постановки краткосрочной цели и достижения решения.

-         изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы в современной науке;

-         демонстрировать высокий уровень надпредметных умений;

-         достигать более высоких показателей в основной учебе;

-         синтезировать знания.

 

Развивающие задачи

-   повышать интерес к математике;

-   развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;

-   развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;

-   развивать эмоциональную отзывчивость

-  развивать умение быстрого счёта, быстрой реакции. 

Воспитательные задачи

воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;

воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи;

формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмического мышления;

развивать пространственное воображение;

формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания;

-   воспитывать трудолюбие;

-   формировать систему нравственных межличностных отношений;

-   формировать доброе отношение друг к другу.

Ожидаемые результаты

В результате занятий кружка «Занимательная математика» учащиеся должны научиться:

  1. правильно употреблять математические термины;
  2. получить представление о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
  3. получить первоначальные навыки решения комбинаторных задач с помощью возможных вариантов;
  4. научиться анализировать готовые таблицы и диаграммы и делать соответствующие выводы;
  5. уметь применять приемы решения комбинаторных задач умножением;
  6. научиться оценивать вероятность случайного события на основе определения частоты события в ходе эксперимента.

В результате занятий кружка «Занимательная математика» учащиеся получат возможность научиться:

• нестандартные методы решения различных математических задач;

• логические приемы, применяемые при решении задач;

• историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.

• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

•  применять нестандартные методы при решении программных задач

- http://nsportal.ru/lozhkina-olga-ivanovna

Результат освоения курса

Планируемые результаты.

Личностные результаты

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

  • готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления события, факта);
  • способность характеризовать собственные знания, устанавливать какие из предложенных задач могут быть решены;
  • критичность мышления.

Метапредметные результаты

  • освоить основные приёмы и методы решения нестандартных задач;
  • уметь применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод решения;
  • успешно выступать на математических соревнованиях.
  • анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии.
  • анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
  • способность выявлять отношения между величинами в предметных ситуациях и в ситуациях, описанных в текстах; представлять выделенные отношения в виде различных моделей (знаковых, графических); решать задачи на различные отношения межу величинами;
  • умение находить рациональные способы вычислений;
  • умение выявлять и описывать закономерности в структурированных объектах (числовых последовательностях, геометрических узорах и т.п.);
  • умение изображать точки на плоскости по их координатам и находить координаты точек на плоскости;
  • умение строить описания геометрических объектов, и конструировать геометрические объекты по их описанию, выполнять простейшие построения циркулем и линейкой;
  • умение измерять геометрические величины разными способами (прямое измерение, измерение с предварительным преобразованием фигуры, с использованием инструментов, вычисления по формулам);
  • выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм;

          решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц           (графов)  логические задачи

имеет возможность научиться: в метапредметном направлении:

  • способность находить необходимую информацию и представлять ее в различных формах (моделях);
  • способность планировать и контролировать свою учебную деятельность, прогнозировать результаты;
  • способность работать в команде, умение публично предъявлять свои образовательные результаты.

Предметные результаты

  • умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  • развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
  • овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  • научить узнавать вид чисел, сравнивать их, выполнять арифметические действия над ними, знать порядок арифметических действий;
  • научить использовать и составлять алгоритмы для решения задач;
  • научить исследовать задачи, видеть различные способы их решения.
  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Универсальные учебные действия

  • сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
  • использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • опоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • онтролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Содержание учебного курса

Тема 1: Вводное занятие. Задачи  на  сообразительность,

внимание,  смекалку.(1ч)

 Создание и решение своих задач с использованием старинных мер. Решение задач без карандаша и бумаги.

Тема 2: Логические  задачи.  Быстрый  счет.(2ч)

Актуализация вычислительных навыков.
Развитие  навыков тождественных преобразований.

Тема 3: Задачи  со  спичками (спички  и  квадраты)(2ч)

Решение занимательных задач со спичками. Приёмы решения задач  со спичками и квадратами.

Тема 4: Текстовые задачи  Логические задачи. Переливания,  дележи, переправы.  (17 часов)

Текстовые задачи. Задачи, решаемые с конца. Геометрические задачи. Задачи на разрезание. Задачи на переливания, дележи, переправы. Задачи на взвешивания. Логические задачи.  Составление задачника. Конкурс «Лучший решатель». Методы  поиска  выигрышных  ситуаций.

Тема 5: Геометрические задачи (5 часов)

Основы геометрии на плоскости и в пространстве.

Решение геометрических задач.

Тема 6: Математические соревнования, ребусы (7 часов)

Математические игры. Математические ребусы. «Математическая карусель», «Устная олимпиада», «Умники и умницы», «Интеллектуальный марафон». КВН.

Организация, формы и методы работы:

 Занятия проводятся 1 раз в неделю.

 Использовать:

-групповые занятия;

-индивидуальные занятия

 -  групповые дискуссии,

 -  конкурсы,

 -  игры,

  • творчество учащихся,
  • практические работы,

 -  организация учебных встреч,

  • решение задач,
  • семинар,

               - защита  мини-проектов.

               

Литература

  • Депман И.Я. Мир чисел
  • Фарков А.В. Математические кружки в школе
  • Клименченко Д.В. Из истории метрической системы мер
  • Ванцян А.Г. Математика5
  • Математический тренинг. Развитие комбинационной способности: книга для учащихся5-7кл./ М.И .Зайкин. М.:Гуманит из-во Центр ВЛАДОС,1996г.
  • В царстве смекалки./ Е.И. Игнатьев.-М.:Наука. Главная редакция Ф-М литературы    1979г.
  • Тысяча и одна задача по математике: Кн.: для учащихся 5-7 кл./ А.В.Спивак.-М.: Просвещения,2002г.
  • Математические олимпиады в школе, 5-11кл./А.В.Фарков.-М.: Айрис-пресс,2004г.
  • Задачи на резанье./М.А.Евдокимов.М.:МЦНМО,2002Г.
  • Как научиться решать задачи./Фридман Л.М.-М.:Просвещение,1989г.
  • Колягин Ю.М., Крысин А..Я. и др.  Поисковые задачи по математике (4-5 классы).- М.: «Просвещение», 1979г.
  • Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка 5-6 классы.- М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002г.
  • Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2000г.
  • Интернет-ресурсы:

http://pedsovet.su/load/18

http://planuroka.ru/

http://schoolthree.ru/

http://www.proshkolu.ru/

http://nsportal.ru/

http://www.openlesson.ru/

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов

Темы занятий:

1

Вводное занятие Задачи  на  сообразительность, внимание,  смекалку.

2

Логические  задачи.  Быстрый  счет.

2

Задачи  со  спичками (спички  и  квадраты)

17

Текстовые задачи. Логические задачи. Переливания,  дележи, переправы. Методы  поиска  выигрышных  ситуаций.

5

Геометрические задачи

7

Математические игры. Простейшие  арифметические  ребусы. Математические соревнования, ребусы

1

Заключительное занятие

Всего: 35ч

Поурочное планирование

№ уро-

ка

Тема урока

Количество часов

Предполагаемая дата проведения урока

Дата проведения урока

1

Вводное занятие.  Задачи  на  сообразительность,

внимание,  смекалку.

1

02.09.20г.

2

 Логические  задачи.  Быстрый  счет.

1

09.09.20г.

3

Логические  задачи.  Быстрый  счет.

1

16.09.20г.

4

Задачи  со  спичками (спички  и  квадраты).

1

23.09.20г.

5

Задачи  со  спичками (спички  и  квадраты).

1

30.10.20г.

6

Текстовые задачи.

1

07.10.20г.

7

Текстовые задачи.

1

14.10.20г.

8

Текстовые задачи.

1

21.10.20г.

9

Текстовые задачи.

1

28.10.20г.

10

Текстовые задачи.

1

11.11..20г.

11

Текстовые задачи.

Творческая работа.

1

18.11.20г.

12

Текстовые задачи.

Задачи-шутки.

1

25.11.20г.

13

Текстовые задачи.

1

02.12.20г.

14

Текстовые задачи.

Решить задачу – что это значит?

1

09.12.20г.

15

Логические задачи.

1

16.12.20г.

16

 Логические задачи.

1

23.12.20г.

17

Переливания,  дележи, переправы.

1

13.01.21г.

18

Переливания,  дележи, переправы.

1

20.01.21г.

19

Методы  поиска  выигрышных  ситуаций.

1

27.01.21г.

20

Методы  поиска  выигрышных  ситуаций.

1

03.02.21г.

21

Методы  поиска  выигрышных  ситуаций.

1

10.02.21г.

22

Старинные задачи.

1

17.02.21г.

23

Геометрические задачи.

1

24.02.21г.

24

Геометрические задачи.

1

03.03.21г.

25

Геометрические задачи.

1

10.03.21г.

26

Геометрические задачи.

1

17.03.21г.

27

Геометрические задачи

1

31.03.21г.

28

Математические игры.

1

07.04.21г.

29

 Простейшие  арифметические  ребусы.

1

14.04.21г.

30

 Простейшие  арифметические  ребусы.

1

21.04.21г.

31

Математические соревнования, ребусы.

1

28.04.21г.

32

Математические соревнования, ребусы.

1

05.05.21г.

33

Математические соревнования, ребусы.

1

12.05.21г.

34

Математические соревнования, ребусы

1

19.05.21г.

35

Математические соревнования, ребусы.

Заключительное занятие: «Мини-проекты»

1

26.05.21г.

СПИСОК УЧАЩИХСЯ, ПОСЕЩАЮЩИХ  КРУЖОК  ПО МАТЕМАТИКЕ В

2020- 2021 УЧЕБНОМ ГОДУ.

1.. Алексеев Матвей

2. Барабанова Диана

3. Замковой Дмитрий

4. Иванова Дарья  

5. Каменева Александра

6. Лаврентьева Виолетта

7.Перцев Сергей

8.Сарксян Кристина

9. Теперина Виктория

 

         

/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа математического кружка 8 класс "За страницами учебника математики"

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления. Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Математические кружки явля...

Рабочая программа математического кружка для учащихся 5-6 классов.

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и т...

Рабочая программа математического кружка по подготовке к ЕГЭ

Данный кружок посвящен подготовке   к сдаче единого государственного экзамена и дальнейшему поступлению школьника в ВУЗ.В кружке  рассматриваются все темы, которые утверждены Минис...

Рабочая программа математического кружка "Математические страницы"

Данный материал полезен для кружковой работы по математике...

Рабочая программа математического кружка "Математические этюды" 5 класс

Программа внеурочной деятельности «Математические этюды» разработана с целью расширения курса «Математика» в 5 классе.Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за пределы объем...

Конспект урока математики. Форма

Конспект урока для 1 класса по математике...