Элементы здоровьесберегающих технологий в сельской школе
статья по математике

Узназакова Татьяна Иннокентьевна

Сохранение здоровья школьников зависит от использования в процессе обучения здоровьесберегающих технологий, цель которых – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые ЗУНы по ЗОЖ, научить использовать их в повседневной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Узназакова Т.И.

МБОУ Нижне-Тёйская СОШ им.С.П.Ултургашева, с.Нижняя Тёя Аскизского района Республики Хакасия

Элементы здоровьесберегающих технологий в сельской школе

Сохранение здоровья школьников зависит от использования в процессе обучения здоровьесберегающих технологий, цель которых – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые ЗУНы по ЗОЖ, научить использовать их в повседневной жизни.

Считается, что здоровье ученика в норме, если он справляется с учебной нагрузкой, умеет преодолевать усталость, коммуникабелен, общителен, уравновешен, способен удивляться и восхищаться, проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость, признаёт основные общечеловеческие ценности.

На уроках математики для сохранения здоровья школьника важна правильная организация учебной деятельности: строгая дозировка учебной нагрузки, построение урока с учетом работоспособности учащихся, соблюдение санитарно-гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой, проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

Ещё на перемене учителем проверяется подготовка кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, степень проветривания помещения.
Организационный момент начала урока связан с тем, что каждый  ученик приучается своевременно, до начала урока, приводить свое рабочее место в порядок: положить на стол нужные учебные принадлежности и убрать с него все лишнее.

Огромное значение в предупреждении утомления является четкая
организация учебного труда, поэтому проводится работа по профилактике стрессов, это – работа в парах, в группах, стимулирование к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы учитывается не только полученный результат, но и степень усердия ученика.

Физкультминутка является обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся. При организации физкультминуток физиологически обоснованным временем для проведения являются 15-20-я минуты урока, их длительность составляет 1-5 минут (за это время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей), каждая физкультминутка включает комплекс из 3-4 упражнений, повторяемых 4-6 раз. Комплексы упражнений подбираются в зависимости от вида урока, его содержания, возраста учеников. Основные задачи физкультминутки: снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд, совершенствовать общую моторику, выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, тренировать скоростные навыки выполнения мыслительных операций. В основном используются физкультминутки для глаз, для релаксации, для рук, потому что они способствуют повышению внимания, активности детей на последующем этапе урока, и часто связаны с учебным предметом. Так, например, во время физкультминутки в 5 классе можно предложить сделать так: ученики встают, руки вытянуты вперед; если учитель назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением. А при изучении положительных и отрицательных чисел в 6 классе можно предложить следующее упражнение: ученики встают, руки на талии, если учитель назовет положительное число, то ученики делают наклоны (или повороты) вправо; если отрицательное – то влево. Есть много других упражнений с числами и движениями рук и наклонами туловища.

Таким образом, очевидно, что внедряя здоровьесберегающие технологии в процесс обучения математике, мы добиваемся укрепления и сохранения здоровья обучающихся.

Литература

  1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М., АРКТИ, 2003

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида

Обучение – это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнения учебной деятельности. Обучение в условиях здор...

мини-проект на тему: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе коррекционной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с нарушением интеллекта”.

Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...

Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе

В статье предложены средства, которые помогут восстановить работоспособность учащихся на уроке ( физкультминутки, пальчиковые игры,смена видов деятельности) и  сохранить психологическое здор...

«Особенности интеграции элементов здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности для учащихся основной школы с учетом ФГОС»

Аэробика – это вид двигательной активности, связанный с повышенным использованием кислорода и направленный на улучшение физической подготовленности занимающихся. Включает большое количество сист...

Здоровьесберегающие технологии в сельской школе

Использование здоровьесберегающих технологий в школе....

Информационная карта обобщения педагогического опыта "Здоровьесберегающие технологии в сельской школе"

Данная статья является обобщением педагогического опыта  по формированию здоровьесберегающего пространства в условиях сельской школы...

Применение элементов здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Здоровье подрастающего поколения – это, прежде всего, процесс сохранения и развития психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности обучающегося  в ш...