Здоровьесберегающие технологии в сельской школе
материал на тему

Козлова Ирина Юрьевна

Использование здоровьесберегающих технологий в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_metodicheskiy_zhurnal.docx52.91 КБ

Предварительный просмотр:

 ТЕМА: Применение здоровьесберегающих технологий в сельской школе
Здоровье человека в настоящее время относится к глобальным мировым проблемам, так как касается каждого живущего на Земле. 
Так что же такое здоровье? Почему в последние десятилетия оно относится к глобальным мировым проблемам? 
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает следующее определение индивидуального здоровья: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней и физических дефектов». Данное определение здоровья является, скорее всего, эталонной моделью будущего человека, к сожалению, пока далекой от реально существующей.
В настоящее время здоровье наших детей стремительно ухудшается. Пугает стремительность наступления нездоровья подрастающего поколения. Очень многие заболевания, которыми страдало взрослое население, теперь можно встретить и у совсем еще маленьких детей. Многие из них на современном уровне развития медицины излечить пока нельзя, и они приобретают хроническую форму.

Актуальность работы педагогов в данном направлении очевидна. Здоровье каждого человека, и ребенка в том числе, определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов. Работа педагогов в данном направлении нацелена на развитие здоровьесберегающих навыков обучающихся.
Здоровьесберегающая среда – это благоприятная среда обитания и деятельности человека, а также окружающие его общественные, материальные и духовные условия, оказывающие положительное влияние на здоровье. Здоровьесберегающая среда должна иметь задачу: обеспечить благополучное развитие ребенка и способствовать его успешной социализации. В данном случае, здоровьесберегающая среда выступает как фактор процесса социализации. Последний будет протекать успешно только если личность будет физически, социально и психически здорова.

Система организации учебной и воспитательной деятельности в учреждении образования имеет первостепенное значение для охраны здоровья детей, формирования их здорового образа жизни. Общее среднее образование призвано обеспечить духовное и физическое становление личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина своей страны, овладение им основами наук, государственным языком, навыками умственного и физического труда, формирование у него нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни.

                           Факторывлияющие на здоровье человека.

                       

Как вы видите, состояние здоровья на 50% зависит от образа жизни. Научить детей вести здоровый образ жизни - одна из задач педагогического состава в школе.
Жизнь учащегося в учреждении образования в определенной степени упорядочена и организована, тогда как внешкольная среда противоречива, специфична, стихийна. Сегодня фактор взаимодействия, взаимозависимости процесса воспитания в учреждении образования и в социальной среде приобрел особую остроту и актуальность. Проблемы ребенка, семьи, социума заставляют учреждение образования и педагогов становиться действенными защитниками интересов несовершеннолетних.
Благодаря деятельности различных социальных институтов, дети обладают немалым уровнем знаний в области здоровьесберегающей среды. Политика государства, направленная на пропаганду здорового образа жизни, приносит свои плоды, но все же остается еще очень много нерешенных проблем. В связи с этим, в нашей школе была создана и реализуется программа здоровья «Мы за здоровый образ жизни!». Главная идея программы – создание комфортной среды для развития творческих способностей каждого ребенка.  Основной задачей я считаю содействие социализации выпускников СОШ в сложных и динамично меняющихся условиях современной действительности. Основными направлениями здоровьесберегающего образования в сельской школе:
 - изучение основ здорового образа жизни;
 - популяризация здорового образа жизни;
 - психологическая адаптация учащихся;
 - нормализация учебной нагрузки;
 - проведение занятий в режиме двигательной активности.

Разнообразны мероприятия, способствующие сохранению здоровья, широко используемые в деятельности нашей школы.
Медицинские – диспансеризация школьников; прививки; оказание первой медицинской помощи; витаминизация питания школьников.
Психологические – индивидуальное консультирование учащихся; мониторинги развития познавательных процессов учащихся и тренинги личностного развития.
Физкультурные – спортивные часы; спортивные секции; спортивные праздники и соревнования; физкультминутки на уроках; дни здоровья; организация подвижных перемен.
Просветительские – уроки здоровья, участие в акциях «Молодежь против наркотиков» и др.; конкурсы плакатов «Нет наркотикам и алкоголю!», «Нет сигарете!»; тематические лекции; беседы с учащимися по вопросам личной гигиены; классные часы на тему «Здоровый образ жизни»; экологические конкурсы и викторины; лекции для родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей; классные часы по правилам дорожного движения; уроки ОБЖ; просветительская работа в рамках учебных предметов; инструктаж по технике безопасности.
Таким образом, педколлектив нашей школы стремиться организовать образовательный процесс, при котором происходит качественное обучение, развитие и воспитание учащихся без нанесения ущерба их здоровью. Учащиеся, в свою очередь, должны уяснить для себя, что ряд условий, в которых они развиваются, они подвластны изменить на более благоприятные для своего здоровья.

Можно ли прогнозировать эффективность воздействия средств образования на уровень здоровья детей в условиях общеобразовательной школы? Думается, что мы ответили на этот вопрос. Именно в школьном возрасте эффективно обучение здоровью. Учитывая все факторы разносторонней жизни ребенка в семье и школе, можно попытаться сформировать у детей позитивные установки на поддержание здорового образа жизни. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии (для сельской школы) девочки под ред Симоненко

Программа предназначена для работы в сельской школе по  авторской программе под редакцией Симоненко....

Рабочая программа по технологии (для сельской школы) девочки под ред Симоненко

Программа предназначена для работы в сельской школе по  авторской программе под редакцией Симоненко....

Информационная карта обобщения педагогического опыта "Здоровьесберегающие технологии в сельской школе"

Данная статья является обобщением педагогического опыта  по формированию здоровьесберегающего пространства в условиях сельской школы...

Современные педагогические технологии в сельской школе

В настоящее время в России происходит изменение системы образования , которое ориентировано на вхождение в мировое образовательное пространство . Все время растет потребность в людях ,умеющих самостоя...

Новые подходы в преподавании технологии в сельской школе.

Новые подходы в преподавании технологии в сельской школе....

Элементы здоровьесберегающих технологий в сельской школе

Сохранение здоровья школьников зависит от использования в процессе обучения здоровьесберегающих технологий, цель которых – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья, сформировать у не...