Технологическая карта урока по математике 5 класс на тему "Объем прямоугольного параллелепипеда"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Монгуш Чимис Сергеевна
Технологическая карта урока Предмет: математика Класс: 5класс Учебник: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Математика 5 класс. М.. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013 Тема урока: Объём прямоугольного параллелепипеда. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений Целевые установки на достижение результата: - личностные: развивать познавательный интерес через использование сведений из истории математики; формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний; демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности - метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации , в других дисциплинах, в окружающей жизни; развивать логическое мышление; развивать желание работать в коллективе, группе; умение высказывать свою точку зрения и слушать других, принимать участие в диалоге; формировать способность к позитивному сотрудничеству. - предметные: обобщить знания уч-ся об объёме прямоугольного параллелепипеда и куба, формировать умение применять формулы при решении задач, в том числе практико-ориентированных; при решении задач практического содержания, , совершенствовать вычислительные навыки, формировать умения строить математические модели. Оборудование: проектор, ноутбук, учебники по математике, раздаточный материал ( приложение №1-6), электронная презентация, выполненная в программе Power Point.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx125.69 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx2.25 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет:  математика

Класс:  5класс

Учебник: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Математика 5 класс. М.. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013

Тема урока:  Объём прямоугольного параллелепипеда.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Целевые установки на достижение результата:

- личностные: развивать познавательный интерес через использование сведений из истории математики; формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний; демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности

- метапредметные: формировать умение видеть   математическую  задачу  в  контексте проблемной ситуации , в других дисциплинах, в окружающей

жизни; развивать логическое мышление; развивать желание работать в коллективе, группе; умение высказывать свою точку зрения и  слушать других, принимать участие в диалоге; формировать способность к позитивному сотрудничеству. 

- предметные:  обобщить знания уч-ся об объёме прямоугольного параллелепипеда и куба, формировать умение применять формулы при решении задач, в том числе практико-ориентированных; при  решении задач практического содержания, , совершенствовать вычислительные  навыки, формировать умения строить математические модели.

Оборудование:  проектор, ноутбук, учебники по математике, раздаточный материал ( приложение №1-6),  электронная презентация, выполненная в программе Power Point.

Структура и ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

УУД

- личностные

- познавательные

- регулятивные

- коммуникативные

1) Организационный этап.

 

Эмоциональный настрой на урок.

Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Посмотрите и улыбнитесь им. А теперь посмотрите друг на друга и тоже улыбнитесь. Ведь хорошее настроение помогает справиться с любыми трудностями. Присаживайтесь.

Осуществляют самооценку готовности к уроку, включаются в деловой ритм урока.

Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: организация своей учебной деятельности

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Притча

Начать урок мне хотелось бы со старой  легендой (притчи): «Голодный и оборванный человек подошёл к рыбаку и попросил его накормить. Рыбак посмотрел на него и сказал: “Вот там лежит сеть, возьми его и отнеси к морю”. Человек огляделся, вздохнул, нашёл сеть и, недоумевая, понёс к морю. Рыбак пошёл следом за ним. Они сели в лодку и вышли в море. Человек грёб сначала неумело, а затем лучше и лучше и, наконец, сам привёл лодку к месту, где ему предложили остановиться. Затем они забросили сеть и поймали рыбу. На берегу рыбак попросил человека набрать сухих веток, и они вместе разожгли костёр. Когда рыба была готова, они наелись, отогрелись, отдохнули. И тогда человек спросил рыбака: «Почему ты не дал мне хлеба, который был у тебя в хижине, а заставил проделать всё это?» Рыбак немного помолчал, а потом ответил: «В этом случае я бы утолил твой голод, но только один раз, а так я научил тебя быть сытым всю жизнь».

- В чём смысл этой легенды? Какое отношение она может иметь к нашему уроку?  

Знания, полученные вами самостоятельно, запоминаются надолго. Великий русский писатель Л.Н. Толстой писал: «…Ум человеческий только тогда понимает обобщение, когда он сам его сделал или проверил»

-А теперь, посмотрите на геометрические фигуры и распределите на 2 группы.

А почему  распределил так? В чем отличие?

-Давайте вспомним, названия этих геометрических фигур и тел.

Эти фигуры имеют площадь, а они что имеют? (Объем)

Правильно, и какая тема нашего урока? (Объем прямоугольного параллелепипеда) (Доскага теманын адын бижиир)

Какие цели поставили?  

Учащиеся обмениваются мнениями, отвечают на вопросы.

Записывают тему урока и ставят перед собой цели.

Познавательные:формирование познавательной цели: «Что нового я  сегодня узнаю на уроке?»

Регулятивные:организация и прогнозирование своей деятельности

  Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса

Личностные:самоопределение, настрой на урок.

3) Актуализация знаний.

Сегодня на уроке  мы будем обобщать, и систематизировать наши знания по теме «Объем прямоугольного параллелепипеда».

Сначала немножко повторим

-Какие предметы дают представление о прямоугольном параллелепипеде?

-Из каких фигур состоит поверхность прямоугольного параллелепипеда?

-Сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед?

-Сколько вершин имеет прямоугольный параллелепипед?

-Сколько ребер имеет прямоугольный параллелепипед?

-Как называется три измерения прямоугольного параллелепипеда?

-Какую фигуру называют кубом?

-Из каких фигур состоит поверхность куба?

-Назовите единицы измерения объема?

-Например, что означает  1 см³ ?

- Что означает измерить объем фигуры?

-Как найти по формуле объем прямоугольного параллелепипеда? К доске пишите эту формулу пожалуйста.

-Как найти объем куба? К доске пишите эту формулу пожалуйста.

- На доске записаны единицы измерения, ваша задача- установить их соответствия. 

1 см3= 1000мм3

1дм3=1000см2

3=1000000см3

3=1000дм3

1км3=1000000000м3

1дм3=1л

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

Вспомним всё, что мы знаем о пр.пар-де  и кубе.

Познавательные:

структурирование собственных знаний

Регулятивные:  выделение и осознание того  ,что уже пройдено; осознание качества и уровня усвоения.

 Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и вступать в диалог

  Личностные:оценивание усваиваемого материала.

4)Обобщение

систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной

деятельности

Воспроизведение на новом уровне

Индивидуальная работа

На ваших партах лежат оценочные листы, где вы будете записывать свои полученные баллы. И первое ваше впечатление от начала урока, нарисуйте смайлик, которая соответствует вашему настроению вначале урока.

Ф. И.                                                                                  класс

Настроение в начале урока

 G:\с компа\1000px-Smiley.svg_.png

Настроение в конце урока

G:\с компа\1000px-Smiley.svg_.png

Вид задания

Максимальный балл

Полученный балл

1.

Графический диктант

10 балла

2.

Исследовательская работа

5 баллов

3.

Самостоятельная работа

5 балла

Оценка за урок:

-А, сейчас будем писать графический диктант.  (5 мин)

  1. 7 см3=7000мм3
  2. 14 м3=14000000см2
  3. 57 дм3=58 л
  4. 25м3=2500000см3
  5. 378000см3=3780дм3
  6. 9000000000м3=9км3
  7. 860000мм3=86см3
  8. 160000дм3=160м3
  9. 59дм3466см3=59466см3
  10. 28м39дм3=289дм3

Ответ:        

        

Критерии оценивания:

9-10 балла-«5»

5-6 балла-«3»

7-8 балла-«4»

-Обменялись тетрадями и взаимопроверка. И поставьте себе полученные баллы в оценочный лист.

- Личностные:  коррекция знаний обучающихся смыслообразование ;

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации;

Регулятивные:  планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата;  Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

5) Решение задачи – исследования.

- Давайте проведем исследования при нахождении объемов. Для этого заполним таблицу. Сделайте выводы по окончанию исследования.

Раздаточный материал (таблицы). Групповая работа

Групповая работа

0 – 4 балла

0 – не принимал участия

1 балл – таблица заполнена

2 балла – таблица заполнена, расчеты выполнены полностью или с ошибкой

3 балла – таблица заполнена, расчеты выполнены с 1 ошибкой, написан вывод

4 балла – таблица заполнена, расчеты без ошибок, написан вывод

Дежурные раздают таблицы. Учащиеся  вычисляют объем прямоугольного параллелепипеда.

Сдают на проверку заполненные таблицы. Каждая группа проводит отчет о проделанной работе.

-Познавательные: общеучебные: анализируя и сравнивая выбираемые задания, извлекают необходимую информацию для решение  задачи; планируют свою деятельность, прогнозируют результат

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.;вситуаци затруднения регулируют ход мыслей и свою деятельность

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение; : - Личностные стремление найти выход из нестандартной ситуации

Физкультминутка

Давайте немного отдохнем. Все встали. Повторяем движения животных. Спасибо всем, садитесь.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Дифференцированная Самостоятельная работа

Дифференцированная самостоятельная работа.

На слайде даны задания 3-х уровневые, которые обучающиеся решают самостоятельно в тетрадях

На «3»: (3 балла)

  1. Найти объем и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда, измерения которого равны: 2 м, 50 м,  8м.
  2. Чему равны объем и площадь поверхности куба, ребро которого 4 см?

3) Определите объём  фигуры, сложенной из кубиков с ребром 1см.

На «4»: (4 балла)

1)Найти объем прямоугольного параллелепипеда, измерения которого равны: 24 м, 30 м и 450 дм.

2) Объем физкультурного зала 1800 м3. Его высота 5 м. Какова площадь пола?

3) Вычислите объем фигуры3AE3C11ECB674975A66566E3077CAx16/img1.png

На «5» (5баллов):

  1. Объем физкультурного зала 2400 м3. Его высота 5 м. Какова площадь пола?
  2. Определите объём  фигуры, сложенной из кубиков с ребром 3см.

  1. Вычислите объем фигуры                                                          

3AE3C11ECB674975A66566E3077CA3x3/img1.png

Выполняют выбранное задание на «3», «4», «5» используя формулы, проверяют правильность выполнения.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные:умение решать практико-ориентированные задачи

- -построение логической цепи рассуждений. логические, поиск  решения с опорой на приобретённые  новые знания

 Регулятивные:

прогнозирование

Коммуникативные:

умение

формировать собственное мнение и позицию.

  Личностные:  стремление найти выход из нестандартной ситуации

7) Информация о д/з

Стр153, п. 23  для всех 

1 уровень:

№ 634,

Найти единицы измерения объёма в древней Руси и в других странах.

2 уровень:  

№634 и № 636;

3 уровень:

1)  № 636; № 640; 

Учащиеся  выбирают и записывают в дневники задание

 Познавательные:самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

  Регулятивные:: целеполагание, контроль, оценка,коррекция.   Личностные: самоопределение.

8) Итог урока. Рефлексия Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

-А теперь подведем итоги нашего урока. Для этого вы должны нарисовать тот смайлик, который соответствует вашему настроению в конце урока.

Прошу каждого подсчитать количество набранных баллов и в соответствии с критерием оценок, выставить оценку за урок:

(на экране) от 14 – 20 баллов – оценка «5»

                    от 8  – 13 баллов – оценка «4»

                    до 8 балла – оценка «3»

- Назовите формулы для вычисления объёмов прямоугольного параллелепипеда, куба.

 - В каких единицах измеряется объём?

Всё поняли, сделали, и сможете легко решать задачи по этой теме

x_56e7386e

Есть небольшие недочеты, и есть над чем поработать221058_70055-700x500 (1)

Надо хорошо поупражняться в решении задач на нахождение объема

1420_poll_lena_tretyakowa

Прошу вас теперь подвести итоги урока  и оценить  свою работу на уроке:

НА УРОКЕ

 Я научился…

 Мне понравилось…

 Я затруднялся…

 Моё настроение…

Отвечают на вопросы.

Ставят сами себе оценку за урок и

проводят самооценку своей деятельности на уроке.

Сдают тетради на проверку

Логическое завершение урока

Учитель благодарит обучающихся за плодотворную  совместную работу на уроке

Спасибо, ребята, вам всем за урок,                                        

Пусть все эти знанья будут вам впрок.                              

 Пусть вам пригодятся                                                                

Все знанья объема,                                                                

   Когда вы ремонт                                                                      

Затеете дома,                                                                            

 Когда собираете в путь чемодан,                                              

Когда задвигаете в угол диван,                                          

 Когда наливаете в банку воды,                                                  

  С объемом и площадью будьте на “ты”.                                  

  Теперь говорю я вам всем “до свидания”,                          

Окончен урок. Благодарю за вниманье

Психологический настрой на подведение итогов урока

Группа «Санэпидемиологи»

Участники группы

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание

Классная комната или учебный кабинет являются основным местом проведения обучающихся в школе, где они проводят большую часть времени, поэтому к гигиеническому состоянию этих помещений предъявляются особо высокие требования. Несоблюдение гигиенических требований к воздушному режиму ухудшает восприятие и усвоение учебного материала. Основные нормы отражены в Санитарных правилах, в соответствии с которыми минимальная кубатура воздуха, приходящаяся на одного школьника достигает 4 кубических метра. Соответствуют ли размеры нашего класса и наполняемость его нормам СанПиН? Заполните таблицу данными трех кабинетов. Сделайте вывод.

№ кабинета

Наполняемость класса

Длина

Ширина

Высота

Объем

Поле для вычислений

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проектная работа

Группа «Эксперты»

Участники группы

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание:

Измерить объемы продуктов на пакетах, которых стоит маркировка 1 литр. Выяснить соответствие реальных размеров и заявленного на упаковке объема продукта. Заведующей школьной столовой для организации питания учащихся необходимо выполнить заказ на поставку 400 литров  сока «Привет». На складе имеются коробки с размерами 40 см * 35 см * 45 см. Сколько понадобится таких коробок. Заполните таблицу и сделайте вывод.

№ п/п

Наименование продукта

Длина

Ширина

Высота

Объем

Поле для вычислений

Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Группа «Аквариумисты»

Участники группы

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание

Необходимо приобрести аквариум для черепахи в школьный живой уголок. Учитель биологии сообщила, что аквариум должен быть в форме прямоугольного параллелепипеда и вместимостью не менее 120 литров, но и не более 200 литров. Учтите, что черепахи плавают в основном в длину, а не в ширину.

В зоомагазине имеются аквариумы следующих размеров

Аквариум № 1: Длина – 50 см, ширина – 40 см, высота – 90 см.

Аквариум № 2: Длина – 30 см, ширина – 30 см, высота – 70 см.

Аквариум № 3: Длина – 80 см, ширина – 60 см, высота – 70 см.

Аквариум № 4: Длина – 70 см, ширина – 50 см, высота – 50 см.

Выберите аквариум для черепашки. Заполните таблицу. Сделайте вывод.

№ аквариума

Длина

Ширина

Высота

Объем

Соответствие

Поле для вычислений

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Объем прямоугольного параллелепипеда

Слайд 3

Старая легенда ( притча) «Голодный и оборванный человек подошёл к рыбаку и попросил его накормить . Рыбак посмотрел на него и сказал: “Вот там лежит сеть, возьми его и отнеси к морю”. Человек огляделся, вздохнул, нашёл сеть и, недоумевая, понёс к морю. Рыбак пошёл следом за ним. Они сели в лодку и вышли в море. Человек грёб сначала неумело, а затем лучше и лучше и, наконец, сам привёл лодку к месту, где ему предложили остановиться. Затем они забросили сеть и поймали рыбу. На берегу рыбак попросил человека набрать сухих веток, и они вместе разожгли костёр. Когда рыба была готова, они наелись, отогрелись, отдохнули. И тогда человек спросил рыбака: «Почему ты не дал мне хлеба, который был у тебя в хижине, а заставил проделать всё это?» Рыбак немного помолчал, а потом ответил: «В этом случае я бы утолил твой голод, но только один раз, а так я научил тебя быть сытым всю жизнь».

Слайд 4

25.01.2019 4 Ф. И. класс Настроение в начале урока Настроение в конце урока № Вид задания Максимальный балл Полученный балл 1 Графический диктант 10 балл 2 Исследовательская работа 5 баллов 3 Самостоятельная работа 5 баллов Оценка за урок: Оценочный лист

Слайд 5

Графический диктант 1) 7 см 3 =7000мм 3 6) 9000000000м 3 =9км 3 2) 14 м 3 =14000000см 2 7) 860000мм 3 =86см 3 3) 57 дм 3 =58 л 8) 160000дм 3 =160м 3 4) 25м 3 =2500000см 3 9) 59дм 3 466см 3 =59466см 3 5) 378000см 3 =3780дм 3 10) 28м 3 9дм 3 =289дм 3

Слайд 6

Физминутка с животными

Слайд 14

Молодцы!

Слайд 15

Дифференцированная самостоятельная работа. На «3»: (3 балла) На «4»: (4 балла) Найти объем и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда, измерения которого равны: 2 м; 50 м; 8 м. Чему равны объем и площадь поверхности куба, ребро которого 4 см? Определите объем фигуры, сложенной из кубиков с ребром 1 см. Найти объем прямоугольника параллелепипеда, измерение которого равны: 24 м; 30 м; 45 м; Объем физкультурного зала 1800 м.3 Его высота 5 м. Какова площадь пола? Вычислите объем фигуры? На «5»: (5 балла) Объем физкультурного зала 2400 м.3. Его высота 5 м. Какова площадь пола? Определите объем фигуры, сложенной из кубиков с ребром 3 см. Вычислите объем фигуры .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме « Прямоугольный параллелепипед. Объём и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда».

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме « Прямоугольный параллелепипед. Объём и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда» по учебнику Виленкина Н.я и др...

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме: «Объем прямоугольного параллелепипеда». Линия УМК «Математика. 5 класс» Г. К. Муравина, О. В. Муравиной

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме: «Объем прямоугольного параллелепипеда».Линия УМК «Математика. 5 класс» Г. К. Муравина, О. В. Муравиной...

Технологическая карта урока для 5 класса " Прямоугольный параллелепипед"

В данном материале приведена технологическая карта урока математики для изучения темы "Прямоугольный параллелепипед для 5 класса...

Технологическая карта урока геометрии "Решение задач по теме "Прямоугольные треугольники"". 7 класс

Технологическая карта урока  геометрии "Решение задач по теме "Прямоугольные треугольники"". 7 класс...

Технологическая карта урока в 5 классе по теме « Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда».

Урок математики в 5 классе по учебнику Н.Я. Виленкин "Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда"...

Технологические карта урока геометрии по теме "Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Решение задач". Геометрия. 7 класс

Технологическая карта урока геометрии 7 класса по теме "Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Решение задач". Урок проведен в форме игры "Математические бои"....

Технологическая карта урока геометрии 7 класс " Применение свойств прямоугольных треугольников при решении задач."

Технологическая карта урока геометрии 7 класс по теме " Применение свойств прямоугольных треугольников при решении задач"...