Построение современного урока на основе практико-ориентированного содержания и компетентностного подхода
статья по математике

Рассматривается построение современного урока на основе практико-ориентированного содержания и компетентностного подхода

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Построение современного урока на основе практико-ориентированного содержания и компетентностного подхода

Методологической основой нового ФГОС является компетентностный подход, предполагающий в качестве результатов обучения формирование профессиональных и общих компетенций.

        Компетенция – это способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности.

Выделяют следующие компоненты компетенции:

1) знания (когнитивные  компоненты);

2) ценности (аксиологические компоненты);

3) умения, навыки, способы деятельности – (операциональные компоненты);

4) личностный смысл, мотивы, позиции, установки (мотивационные компоненты);

5) профессиональный и (или) жизненный опыт;

6) личностные особенности.

        Урок является основной формой организации образовательного процесса. Требования к современному уроку:

  1. Компетентностный подход в целеполагании, проведении и оценке результатов. Совместное целеполагание, согласование целей учителя и учеников.
  2. Создание условий для полноценной учебной деятельности учеников (мотивация, создание учебных ситуаций, рефлексия) и проявления их субъектности (соблюдение коммуникативных прав учащихся, использование договорных отношений, целеполагание).
  3. Использование интерактивных и деятельностных технологий, форм, методов обучения.
  4. Практическая ориентированность образования, связь изучаемого материала с будущей профессиональной деятельностью.
  5. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся.
  6. Дифференциация и индивидуализация обучения. Учитываем не только уровень знаний, но и особенности восприятия (аудиалы, визуалы, кинестетики), особенности мышления (аналитики, синтетики).
  7. Сочетаний индивидуальной, групповой и фронтальной форм организации учебной деятельности.
  8. Использование здоровьесберегающих технологий (общение на фоне положительных эмоций; предупреждение психотравмирующих ситуаций, бесконфликтное общение, соблюдение этических норм, поощрение инициативы и успехов, предупреждение чрезмерного умственного и статического напряжения – динамические и релаксационные паузы).
  9.  Использование современных ИКТ, цифровых образовательных ресурсов.
  10.  Формирование отношений сотрудничества учителя и учащихся, создание благоприятного психологического микроклимата. Роль учителя – помощник, организатор, защитник, эксперт, организатор проектной деятельности.

        Основные типы уроков остаются прежними, но в них вносятся изменения:

- для современного урока характерны гибкость и вариативность структуры (включение активных методов творческой, исследовательской деятельности);

- изменяются место и функции отдельных методов обучения: беседа может использоваться при обобщении итогов самостоятельной работы, просмотре кинофильма;

- если в традиционном обучении превалировал комбинированный урок, то новые стандарты предполагают приоритет практико-ориентированных уроков: уроков комплексного применения знаний и умений, уроков формирования умений и навыков; уроков самостоятельной деятельности; уроки-тренинги; проблемные уроки; уроки на основе проектной деятельности.

Алгоритм проектирования урока в логике компетентностного подхода включает следующие этапы:

  1. Формулировка темы урока. Необходимо определить место темы в учебном курсе;  определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно; и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей деятельности.
  2. Целеполагание.

Цель формулируется как ожидаемый конкретный, диагностируемый результат.

Цель – развитие или формирование определенной общей или профессиональной компетенции, а задачи урока (микроцели) отражают, какие составляющие данных компетенций будут формироваться или развиваться на данном учебном занятии (каким практическим опытом, умениями необходимо овладеть учащимся, какие знания необходимо усвоить для формирования компетенций). Формирование компетенций не отрицает знания, важно, чтобы эти знания не были абстрактными, а являлись основой для освоения умений.

  1. Проектирование содержания и его «компетентностная интерпретация» включает следующие шаги:

- подобрать литературу по теме, отобрать из доступного материала только тот, который служит достижению поставленных целей наиболее простым способом. Желательно добиваться ориентации учебного материала на решение жизненных задач; интегрировать содержание, т.е. в изучении темы опираться на знания и умения, полученные при изучении других дисциплин. Если это практическое занятие, то определить, какой практический опыт получит ученик, какие практические умения будут отрабатываться при изучении темы;

- продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности обучающихся. Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность обучающихся, а не пассивное восприятие нового.

  1. Выбор вида учебного занятия: урок, его тип (урок изучения нового материала, урок закрепления знаний и т.д.) и вид (определяется по преобладающей технологии или методу обучения: урок-деловая игра, урок-лекция, проектный урок, проблемный урок); лабораторная работа; практическое занятие; лекция; семинар и т.д. и формы организации познавательной деятельности обучающихся (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная).
  2. Определение методов и приемов совместной деятельности с обучающимися, подбор учебных заданий, которые обеспечат формирование необходимых знаний и умений, компонентов компетенций, а также будут направлены на применение знаний и умений в незнакомой ситуации, с использованием творческого подхода.

Необходимо также продумать и задание на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению. По возможности подготовить дифференцированные задания для разных групп обучающихся: с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими, экономии времени третьими  и т.д.

  1. Подготовка «изюминки» урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг обучающихся – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже изученному и пр.

  1. Планирование контроля деятельности обучающихся на уроке, для чего надо подумать:

- что контролировать;

- как контролировать;

- как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать обучающимся подлинный интерес к их работе.

К оцениванию работы обучающихся на уроке следует отнестись не формально. Фраза «Все молодцы, всем «5» недопустима. Отметки необходимо комментировать. Можно предложить обучающимся самим оценить себя, проанализировать свою работу на уроке.

  1. Определение методик для получения обратной связи, проведения рефлексии занятия, подбор диагностического инструментария для проверки уровня освоения компетенции.
  2. Отбор учебно-методического обеспечения, определение средств обучения: дидактических, материально-технических, информационных  и т.п. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить, всё ли работает. Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта. Оценить качество презентации, видеофрагмента и т.п.
  3. Документальное фиксирование результатов проектирования учебного занятия в виде плана урока, технологической карты урока, конспекта, сценария, методической разработки.

Рекомендации по целеполаганию

        Приемы совместного целеполагания:

- цель записывается на доске, обсуждается, какие задачи необходимо решить для ее достижения, задачи записываются на доске, в конце урока анализируется, что и как было сделано на уроке, достигнута ли цель.

- тема урока формулируется в виде вопроса, проблемы. Ученики выстраивают план действий для ее решения. Важно выслушать все мнения. Учитель или ученик отбирает самые конструктивные мнения.

- в процессе беседы обучающиеся приходят к выводу, что для решения проблемы им необходимы дополнительные знания, умения, совместно формулируется цель урока.

- ученику предлагается выбрать цель из списка, предложенного учителем, или сформулировать самостоятельно.

        В любом случае цель должна быть обсуждена с учениками и принята ими. Цель формулируем одну – с точки зрения обучающегося:

  1. научиться, ознакомиться…;
  2. овладение, освоение, усвоение, присвоение, обобщение, систематизация, проверка, закрепление.

Цели формирования и развития общих и профессиональных компетенций (ОК и ПК) не могут быть решены средствами одного занятия. Поэтому необходимо разложить цель на микроцели (задачи):

- образовательную (обучающую) – формирование у учащихся практического опыта деятельности, овладение учениками практическими умениями, знаниями, необходимыми для освоения ОК и ПК;

- воспитательную задачу – связана с формированием мотивационно-ценностного компонента компетенции, обеспечение условий и средств для формирования личностных качеств и отношений, необходимых для владения данной компетенцией;

- развивающую задачу – формирование соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов, развитие эмоциональной и волевой сфер личности, общих и специальных способностей, обеспечивающих решение профессиональных и познавательных задач.

        Целесообразно при планировании образовательной задачи указать, какого уровня знаний, умений ученикам предлагается достигнуть на данном занятии. Выделяют 3 уровня освоения учебного материала:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

        Цели могут быть неодинаковыми, в зависимости от учебной группы. Для формулировки обучающих микроцелей (задач) рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом. По окончании урока обучающиеся должны:

- освоить новый способ действия, отработать способ действия;

- научиться выполнять работы по предлагаемому образцу, осуществлять самоконтроль;

- научиться составлять конспект, тезисы, читать графики и т.п.;

- научиться самостоятельно работать со справочной литературой, документами;

- научиться самостоятельно выполнить задание (указывается вид);

- научиться воспроизводить по образцу;

- научиться воспроизводить по предложенному алгоритму;

- научиться применить знания в стандартной ситуации;

- научиться осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию.

        При формулировке развивающих задач используем глаголы несовершенного вида (что делать?) либо вариант «способствовать становлению или развитию», «содействовать развитию», т.к. результат развития проявляется не сразу, это длительный процесс.

        Примеры формулировок развивающих задач:

- развивать умение (анализировать, делать выводы, принимать самостоятельные решения, применять имеющиеся знания на практике);

- развивать способность пользоваться информационными технологиями для сбора и передачи профессионально значимой информации с помощью электронных средств связи;

- развивать умения: монологически высказываться; вести учебный диалог; ставить вопросы, отвечать, сравнивать; действовать по инструкции; планировать собственную деятельность;

- развивать словарный запас, логическое, образное, творческое мышление и т.д.;

- создать условия для развития внимания, мышления, памяти, эмоций, воли, воображения, речи (их конкретных характеристик, например: создать условия для концентрации внимания).

        Воспитательная задача урока. Деятельность учителя по обеспечению воспитательной функции урока тоже должна быть спланирована и отражена в задаче урока. Воспитание может осуществляться посредством четырех факторов:

  1. через содержание образования;
  2. через методы и формы обучения;
  3. через использование случайно возникших и специальное создание воспитывающих ситуаций;
  4. через личность самого учителя.

        Если все эти факторы не продумываются учителем, то эффективность их воздействия на обучающегося крайне мала или даже отрицательна.

        Воспитание происходит гораздо медленнее, чем обучение, поэтому можно формулировать воспитательную микроцель (задачу) к нескольким урокам.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход как основа построения современного урока

В материале изложены принципы системно - деятельностного подхода в современном обучении, его цели и задачи....

Проектирование современного урока на основе системно-деятельностного подхода.

В статье раскрываются основные аспекты проектирования современного урока на основе системно-деятельностного урока....

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПОСТРОЕНИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Представленные технологии построения уроков находятся в постоянном совершенствовании. Творчески переосмысливая уже имеющиеся образовательные технологии, педагогическое сообщество выстраивает новые тип...

Статья: «Системно - деятельностный подход как основа построения современного урока»

«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать...

Тезисы выступления на пленарном заседании региональной научно-практической конференции «Использование современных технологий в образовательном процессе как условие реализации компетентностного подхода»

В докладе представлен материал о сущности личностно-ориентированного обучения, критетриях личностно- ориентированного урока, его  результативности и важности для раскрытия потенциала каждого учен...

Выступление на тему: «Современный урок на основе системно-деятельностного подхода (в условиях внедрения ФГОС ООО)»

Выступление содержит теоретический материал о современном уроке с личностно-деятельностным подходом (методологическая основа) и современными образовательными технологиями....

Особенности построения современного урока: проблемы, подходы, решения. Педагогические чтения «Современный урок глазами молодого педагога»

Какие бы не происходили реформы, урок остается главной формой обучения. Каким же он должен быть, урок? И как должен выглядеть, чтобы соответствовать современным требованиям времени?...