Особенности построения современного урока: проблемы, подходы, решения. Педагогические чтения «Современный урок глазами молодого педагога»
статья по английскому языку на тему

Максакова Юнона Николаевна

Какие бы не происходили реформы, урок остается главной формой обучения. Каким же он должен быть, урок? И как должен выглядеть, чтобы соответствовать современным требованиям времени?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Максакова Ю.Н.,

учитель иностранного  языка

МБОУ «Никаноровская СОШ»

Белгородская область

Губкинский район

Особенности построения современного урока: проблемы, подходы, решения.

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства обучения, но какие бы не происходили реформы, урок остается главной формой обучения. Каким же он должен быть, урок? И как должен выглядеть, чтобы соответствовать современным требованиям времени?

«Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». [1] Я считаю, что задачи, которые ставит государство, вполне соответствуют запросам современного общества. Школа должна не только учить, но и развивать способность творчески мыслить и самостоятельно искать пути решения возникающих проблемных ситуаций. Эти задачи выполнимы в том случае, если ты действительно веришь в то, что делаешь, если делаешь это с желанием, любишь то, что делаешь. В школе должны работать не просто «урокодатели», а мастера своего дела. Каким же должен быть учитель, работающий в современной школе?

В работе педагога всегда будут актуальны слова Льва Толстого:
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».[3]

Несомненно, учитель должен иметь глубокие знания своего предмета, методики его преподавания, психологии и педагогики. В то же время современный педагог- это старший наставник, помогающий получать знания; это человек, способный увидеть в каждом ребенка личность. Учитель современной школы - это творческий, всесторонне развитый человек, неравнодушный к своему предмету и к судьбе своих учеников; находящийся в постоянном поиске, идущий в ногу со временем, способный анализировать свою работу, делиться своим опытом и перенимать опыт свои коллег. Современный учитель всегда стремиться к большему, он не станет останавливаться на достигнутом. Но вместе с тем, в своей педагогической деятельности  учитель сталкивается с множеством проблем. Я, как молодой педагог,  обращусь к основным  проблемам, с  которыми сталкиваюсь в своей практике.

 Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом  и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители  учащихся.  Но часто можно услышать слова:  «не хочет учиться», «мог  бы  прекрасно  заниматься,  но  желания  нет».  В  этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности  в знаниях, нет интереса к учению. Нельзя успешно учить школьника, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса  и  не  осознает  потребности  к ним. Здесь у учителя возникает сложная задача: развить у ребенка интерес к своему предмету, создать мотивацию к учебной деятельности. Как известно, каждый ребенок индивидуален, и у каждого мотивация может быть различной. Для одного ученика – это хорошие отметки, поощрение учителей, родителей; для другого - понимание значимости предмета в современном мире, необходимость знаний предмета в будущей профессии и т.д.

Существует и такая проблема, особенно актуальная, на мой взгляд,  для  педагога, который только начинает свой педагогический путь – это  создание системы в обучении. Как показывает практика, невозможно создать систему в обучении, равно оптимальную для каждого учащегося. Это обстоятельство привело к необходимости реализации в обучении принципа индивидуального подхода к учащимся. Индивидуальный подход - это подход к личности, свойственный данному индивидууму, отличающийся характерными признаками от других.  [4]  В процессе обучения, как пишет Ю.М. Колягин, учитель должен постоянно иметь в виду наличия следующих категорий учащихся: группа сильных, средних и слабых учащихся. Строить свою работу так, чтобы оптимально удовлетворить каждую из них. Разумеется, при этом необходимо соблюдение педагогического такта. [5] Так например, в своей работе, для тренировки употребления того или иного  грамматического правила, я использую задания с разной степенью сложности. Для группы сильных учащихся предлагается текст или сложные предложения, где необходимо поставить слово в определенную форму или заполнить пропуски подходящими по смыслу словами; для группы слабых учащихся это могут быть простые предложения или просто словосочетания. Главное, чтобы ребенок понял грамматическое правило или структуру предложения и не боялся выразить свои мысли на доступном ему уровне.

Каждый педагог, как и ученик, индивидуален, он имеет свое личное мнение. И это мнение придётся соотносить с новыми подходами в образовании. Дети ощущают, что творят урок сами, – вот идеальное воплощение новых стандартов на практике. Сегодня школьных учителей нацеливают на это. Может быть, многим из нас до такого образца далеко, но нужно стремиться к лучшему.

Я убеждена, что как для ученика, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это не только совершенно новый, но и не теряющий связи с прошлым. Одним словом – актуальный. Это урок-познание, открытие, деятельность, развитие, творчество, самореализация, мотивация, интерес, инициативность, уверенность, потребность в общении, комфорт… Современный урок закладывает основу для будущего. Еще Иммануил Кант говорил: «Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно, лучшего состояния рода человеческого» [6]

Литература:

  1. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» от 04 февраля 2010 г. Пр.№ 271
  2.  Онищук В. А.   Урок в современной школе. – М.: Просвещение, 1981.
  3. Л. Н. Толстой об учителе neudoff.net
  4. Ефилекина Р.П. Детская психология: Методические указания. Н.: Научно-учебный центр психологии НГУ-2007.
  5. Социальная сеть работников образования nsportal.ru
  6. Б.М. Бим-Бад. Лекции Иммануила Канта «О педагогике» www.bim-bad.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа «Новая школа глазами молодого педагога»

Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного проф...

Современные и традиционные подходы в обучении чтению

Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на извлечение информации из письменно фиксированного текста...

Новая школа глазами молодого педагога

У каждого ребенка есть право на счастье. Будут ли счастливыми и успешными ребята, зависит от взрослых, в первую очередь от  нас, педагогов.Какой должна быть современная школа?...

Статья по теме:"Современный урок:проблемы,подходы,решения"

Данная статья содержит рекомендации по проведению уроков в соответствии с новыми образовательными стандартами....

Современный урок - проблемы, подходы, решения

Современный урок - проблемы, подходы, решения...

Педагогические чтения «Современные педагогические технологии и инновационная деятельность участников образовательного процесса в рамках реализации, актуализированных ФГОС СПО»

Педагогические чтения «Современные  педагогические технологии и инновационная деятельность участников образовательного процесса в рамках  реализации,  актуализированных ФГОС СПО&r...

Статья «Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения».

В данной статье рассмотрена технология " Педагогическая мастерская". Рассмотрены ее этапы и применение на уроке...