Применение Конструктора задач Л.С.Илюшина на уроках математики при формировании математической грамотности.
методическая разработка по математике

Шелехова Наталья Валерьевна

Метапредметный подход, заложенный в принципах нового ФГОС общего образования, направлен на формирование функциональной грамотности  учащихся. Одним из методов формирования функциональной грамотности является метод ситуационных задач.

Ситуационная задача учит школьника мобилизовать имеющиеся знания и опыт, своё настроение и волю для решения проблемы в конкретных жизненных обстоятельствах – то есть быть компетентным, что соответствует ФГОС нового поколения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_konstruktora_zadach.docx32.61 КБ

Предварительный просмотр:

Применение Конструктора задач Л.С.Илюшина на уроках математики при формировании математической грамотности.

Метапредметный подход, заложенный в принципах нового ФГОС общего образования, направлен на формирование функциональной грамотности  учащихся. Одним из методов формирования функциональной грамотности является метод ситуационных задач.

Ситуационная задача учит школьника мобилизовать имеющиеся знания и опыт, своё настроение и волю для решения проблемы в конкретных жизненных обстоятельствах – то есть быть компетентным, что соответствует ФГОС нового поколения.

Цель включения ситуационных задач в образовательный процесс – научить учащихся:

  • отбирать информацию;
  •  сортировать ее для решения заданной задачи;
  •  выявлять ключевые проблемы;
  •  искать альтернативные пути решения и оценивать их;
  •  выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Кроме того, учащиеся в процессе решения ситуационной задачи:

  • развивают коммуникативные навыки;
  •  получают презентационные умения;
  •  формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;
  •  приобретают экспертные умения и навыки;
  •  учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы;
  •  изменяют мотивацию к обучению.

Отличительная особенность ситуационных задач заключается в том, что она имеет ярко выраженную практическую направленность, но для её решения необходимы предметные, надпредметные и метапредметные знания. Решение таких

задач в конечном итоге приведет к развитию мотивации учащихся к познанию окружающего мира.

Модель ситуационной задачи выглядит следующим образом:

  1. Название ситуационной задачи. Она должна иметь не традиционный номер, а красивое и привлекательное название, отражающее её смысл. Например, «Мир глазами Гулливера», «Проценты творят чудеса», «Экономный строитель», «И гроза не каждому грозна», «Погоду в доме делаем своими руками», «Знать опасно, не знать - смертельно».
  2. Личностно – значимый познавательный вопрос. Этот вопрос формулируется вначале задачи и обращен непосредственно к личности ученика. Чтобы сделать акцент на личностное обращение перед вопросом помещается некое предваряющее рассуждение. Например: «Прежде чем Вы будете пить воду, Вы должны знать шокирующую правду о ней.     (Биохимик Поль Брэгг). Какую же воду мы пьём?»,

 «В жизни часто математические знания помогают решать производственные задачи. И при решении производственных вопросов люди различных профессий затрудняются решать простейшие задачи на комбинации геометрических фигур.

В обычной жизни мы часто встречаемся с геометрическим понятием «площадь». Так что же такое площадь?  Как это математическое понятие мы используем, экономя свои время, деньги и силы?»

  1. Набор текстов. Предназначен для ответа на личностно – значимый познавательный вопрос. Информация по данному вопросу может быть представлены в разнообразном виде: фрагмент текста, выдержка из статьи в газете, таблица, график, схема, рисунок и т.д.
  2. Задания к работе с данной информацией. Задания по работе с текстом  выполняют роль своеобразной «лестницы» из 6 ступенек, прохождение по которой помогает выполнить ряд подготовительных действий и в конечном итоге подвести к ответу на главный личностно-значимый вопрос ситуационной задачи.

При формулировании этих шести заданий ситуационной задачи рекомендуется использовать конструктор задач петербургского ученого Леонида Сергеевича Илюшина (доктор педагогических наук, начальник отдела модернизации образования Комитета по образованию).

  Конструктор задач Л.С. Илюшина – своеобразная «лестница» (ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка), которая  предполагает постепенное «восхождение» обучающихся к  усвоению знаний, причём усвоению не репродуктивному, а деятельностному.

В Конструкторе задач заложен разноуровневый подход к обучению. Внимательно ознакомившись с предлагаемым набором формулировок заданий, можно увидеть, что уровень ознакомления и понимания – это доступная способность учащихся, обладающих базовым  уровнем, более высокий уровень владения материалом (понимание и применение) – продвинутый; анализ, синтез, оценка – углублённый.

Данный конструктор помогает учителю в  конструировании заданий, в таблице представлен набор формулировок заданий в виде  не законченных  предложений. Зная возможности своих учащихся, можно, используя Конструктор задач, построить урок, в котором каждый учащийся проявит себя, свои способности.

Формы организации учебной деятельности на уроке с применением Конструктора задач могут быть как групповые, так и индивидуальные или фронтальные. Результативность зависит от знания учителем возможностей каждого обучающегося  и выбора тех заданий для детей, которые приведут их к ситуации успеха, дадут поверить в свои возможности.

Используйте Конструктор задач  Илюшина, создавайте ситуационные задачи на своих уроках и возможно тогда мы сможем повысить функциональную грамотность учащихся.

 

Приложение №1

Категория учебных целей

Их краткая характеристика

  1. Ознакомление

Запоминание и воспроизведение изученного материала. Общая черта – припоминание соответствующих сведений от фактов до теорий.

  1. Понимание

Преобразование материала из одной формы в другую, интерпретация материала учеником, предположение о дальнейшем ходе событий.

  1. Применение

Умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий.

  1. Анализ

Умение разбивать материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Вычисление частей целого, выявление взаимосвязей, осознание принципов организации целого.

  1. Синтез

Умение комбинировать элементы, чтобы получился новый продукт. Сообщение, план действий, схемы.

  1. Оценка

Умение оценивать значение того или иного материала по четким критериям. Критерии могут определяться самими учениками или задаваться ими извне.

Приложение №2

Конструктор задач (Л.С. Илюшин)

Ознакомление

Понимание

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

1.Назовите основные части…

8.Объясните причины того, что…

15. Изобразите информацию о… графически

22.Раскройте особенности…

29.Предложите новый (иной) вариант…

36.Ранжируйте… и

обоснуйте…

2.Сгруппируйте вместе все…

9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…

16.Предложите способ, позволяющий…

23.Проанализируйте структуру… с точки зрения…

30.Разработайте план, позволяющий (препятствующий)…

37.Опреде-лите, какое из решений является оптимальным для…

3.Составьте

список понятий,

касающихся…

10.Покажите связи, которые, на

ваш взгляд, существуют между…

17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…

24.Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения…

31.Найдите

необычный способ,

позволяющий…

38.Оцените значимость…

для...

4.Расположите в определённом

порядке…

11.Постройте прогноз развития…

18.Сравните… и…, а затем обоснуйте…

25.Постройте классификацию… на основании…

32.Придумайте игру, которая…

39.Определите возможные критерии оценки…

5.Изложите в форме

текста…

12.Прокомментируйте

положение о том, что…

19.Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что…

26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.)

то, что…

33.Предложите новую  (свою)

классификацию…

40.Выскажите критические

суждения

о…

6.Вспомните и напишите…

13.Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что…

20.Проведите презентацию…

27.Сравните точки зрения… и … на…

34.Напишите возможный (наиболее

вероятный) сценарий  развития…

41.Оцените возможности…

для…

7. Прочитайте самостоятельно…

14. Приведите пример того, что  (как, где)…

21. Рассчитайте на основании данных о…

28. Выявите принципы, лежащие в основе…

35. Изложите в форме… своё мнение (понимание)…

42. Проведите экспертизу состояния…

Приложение №3

Алгоритм
развития интереса обучающихся к познавательной деятельности

(рекомендации Л.С. Илюшина 1)

Компоненты структуры познавательной деятельности

Определение,

смысл

Действия ученика

Действия педагога

Глаголы для

конструирования задач учителем

Ознакомление

Воспроизведение

или определение местонахождения конкретных элементов информации

Отвечает

Воспринимает

Запоминает

Распознаёт

Излагает

Характеризует

Описывает

Руководит

Управляет

Направляет

Рассказывает

Сообщает

Показывает

Проверяет

Сделать сообщение, перечислить, описать, воспроизвести,

установить, что это,

где это и т.п., сформулировать,

узнать, запомнить,

рассказать,

изложить факты,

повторить, определить

Понимание

Усвоение смысла изложенного материала

Объясняет

Истолковывает

Интерпретирует

Доказывает

Раскрывает

Отождествляет

Доказывает

Слушает

Спрашивает

Сравнивает

Сопоставляет

Опрашивает

Проверяет

Измените, превратите,

переформулируйте,

опишите, объясните,

сделайте обзор,

расскажите, суммируйте, свяжите воедино, разъясните,

сделайте заключение, вывод,

изложите основную идею

Применение

Использование правил, концепций, принципов, теорий, идей в новых ситуациях, «перенос»

Решает новые проблемы,

Доказывает

Отбирает

Организует

Инициирует

Вырабатывает

Конструирует

Показывает

Фасилитирует

Оказывает

содействие

Поддерживает

Наблюдает

Критикует

Обсуждает

Примените,

попробуйте на практике,  используйте, употребите, решите, докажите,

покажите,

проиллюстрируйте,

сделайте отчёт.

Анализ

Разделение информации на составные части, выявление взаимосвязей

Обсуждает

Раскрывает

Перечисляет

Анализирует

Разделяет на части

Разбирает критически

Исследует

Руководит

Стимулирует

наблюдает

Предоставляет

 ресурсы

Проанализируйте,

разделите на части,

разыщите, найдите, определите, различите, проверьте, сравните, классифицируйте, опровергните

Синтез

Создание из различных идей нового или уникального продукта или плана

Обсуждает

Обобщает

Связывает

Сопоставляет

Резюмирует

Суммирует

Организует

обратную связь

(рефлексию)

Расширяет

Оценивает

Развивает идею

Дискутирует

Создайте, изобретите, предскажите,

сконструируйте,

оформите, измените, вообразите, улучшите, предложите

Оценка

Оценивание значения материала или идей на основе определённых критериев или стандартов

Судит,оценивает

Обсуждает,под-

вергает сомнению

Формирует, сос-

тавляет

Высказывает своё мнение

Принимает,

допускает

соглашается,

признаёт

Раскрывает

критерии

Гармонизирует,

согласовывает

Составьте мнение,

Придите к выводу,

отберите, выберите,

оцените, разберите,

обсудите,проверьте, аргументируйте, рекомендуйте,

определите, оправдайте, убедите

1- Илюшин Леонид Сергеевич – доктор педагогических наук, начальник отдела модернизации образования Комитета по образованию

Приложение №4

Матрица оценивания выполнения ситуационных задач

Баллы:     0 – ответа нет;

                 1 - ответ на уровне утверждения без аргументации;

                 2 – ответ, основанный на аргументации, обосновании

Список учащихся

класса

  1. Ознаком-ление:

нахождение необходимой информации в текстах СЗ для выполнения заданий и вопроса

  1. Понимание:

освоение смыслов найденной информации

  1. Применение:

предложение способа выполнения, решения в стандартных ситуациях

  1. Анализ:

перенос информации в новую ситуацию: выявление проблем, взаимосвязей

  1. Синтез:

создание из различных идей нового продукта или плана (гипотез, модели, проекта и т.п.)

  1. Оценка:

оценивание продуктов, материалов, идей на основе определённых критериев

          ИТОГО

0

1

2

0

1

2

0

1

2

0

1

2

0

1

2

0

1

2

Агеева А.

+

+

+

+

+

+

10

Котов М.

+

+

+

+

+

+

9

Шилов Е.

+

+

+

+

+

+

3

        

Литература

  1. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: Учебно – методическое пособие для педагогов школ. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
  2. Илюшин Л.С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся. В кН. Уроки Лихачева: методические рекомендации для учителей средних школ / сост. О.Е. Лебедев. – СПб.: «Бизнес - пресса», 2006. – 160с.
  3. Новые педагогические практики: конструирование и применение ситуационных задач: учебно – методическое пособие / сост.: Слобожанинов Ю.В. – Киров, 2012. – 72с.
  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова. – Просвещение, 2010. 159с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ «КОНСТРУКТОРА ЗАДАЧ» Л.С. ИЛЮШИНА В ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

В статье показан опыт применения «Конструктора задач» Л.С. Илюшина в индивидуально-дифференцированной работе с учащимися на уроках литературы и истории...

Задачи на формирование математической грамотности на уроках истории

Задачи, направленные на формирование функциональной грамотности на уроках истории в 6 классе....

Фрагмент урока по формированию математической грамотности (Решение контекстной задачи «Правильное питание» (3 задания).

Фрагмент урока по формированию математической грамотности (Решение контекстной задачи «Правильное питание» (3 задания)....

Фрагмент урока по формированию математической грамотности (Решение контекстной задачи «Правильное питание» (Бурмистрова Е.Ю.)

Фрагмент урока по формированию математической грамотности  (Решение контекстной задачи «Правильное питание» (Бурмистрова Е.Ю.)...

Фрагмент урока с применением Конструктора задач Л.С.Илюшина на уроках математики при формировании математической грамотности.

Тема: Масштаб.Название задачиМир  великанаПредметное полеМатематика, на предметном поле черчения, география, спортивное ориентирование, предпрофильная подготовкаКласс6ТипологияОбучающая...

Мастер - класс «Решаем задачи практического содержания на уроках математики для формирования функциональной грамотности»

Мастер - класс «Решаем задачи практического содержания на уроках математики для формирования функциональной грамотности»...

Формирование математической грамотности школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности как важнейшая составляющая функциональной грамотности.

В работе рассмотрены теоретические и практические аспекты в формировании математической грамотности.  Предложена подборка заданий в помощь учителям, которая основывается на все большем включении ...