Финансовая грамотность на уроках математики
статья по математике (5 класс)

Ананьева Елена Юрьевна

Актуальность формирования финансовой грамотности современных школьников обусловлена тем, что они уже с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений: самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost_na_urokah_matematiki.docx15.95 КБ

Предварительный просмотр:

Курс на формирование финансовой грамотности у школьников — пример реального применения метапредметных принципов в школе сегодня. Бесспорно, для такой обширной и сложной темы нужны новые дисциплины, в частности экономика, которая начинает вводиться в программы обучения. Но и базовые предметы могут внести большой вклад в освоение курса. Надо понимать, что у учителя не стоит цели вырастить из ученика банковского работника или инвестиционного аналитика. В нашем случае финансовая грамотность — это совокупность БАЗОВЫХ знаний в области финансов, банковского дела, страхования, а также бюджетирования личных финансов, которые позволяют человеку правильно подбирать необходимый финансовый продукт или услугу, трезво оценивать, брать на себя риски, которые могут возникнуть в ходе их использования, грамотно накапливать сбережения и определять сомнительные (мошеннические) схемы вложения денег.

В основе финансовой грамотности лежит умелое управление денежными ресурсами. Это касается всех основных направлений, таких как: рациональное использование денежных ресурсов на потребление; культура сбережения с целью формирования активов; эффективное использование денежных ресурсов для инвестирования. Правильное отношение к деньгам в широком смысле должно, конечно, прививаться в первую очередь гуманитарными дисциплинами, формироваться в семье, для чего проводится специальная работа с родителями. И это в основном нравственный аспект. Математике же отводится особое место в повышении финансовой грамотности — создание математического аппарата для решения основных финансовых «задач».

Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере и личностных характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика и т. д. Включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятии эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

На школьном этапе создается некоторая база финансовой грамотности: учащиеся знакомятся с различными финансовыми понятиями, явлениями и их взаимозависимостями, применяют математические знания к выполнению относительно простых финансовых расчетов.

Таким образом, школа готовит учащихся к активной жизни в условиях рынка, к новым экономическим отношениям.

Комплекс заданий по направлению «финансовая грамотность» ориентирован на содействие решению мотивирующих и обучающих образовательных задач в области функциональной грамотности, в частности, на содействие развитию понимания учащимися ситуаций, требующих финансового решения, содействие освоению ими моделей разумного финансового поведения и умения применять их в ситуациях собственного выбора. В основу заданий положены ситуации социальной жизни, непосредственно касающиеся конкретного человека, а вопросы, сформулированные в контексте данных ситуаций, направлены на решение стоящих перед человеком проблем, на определение своего собственного сознательного финансово грамотного поведения.

Примеры заданий

1) Три компаньона вложили в организацию предприятия соответственно 280, 320 и 360 р. Прибыль, которую они получили, составила 2400 р. Сколько денег должен получить каждый компаньон, если прибыль распределяется пропорционально вкладу каждого?

Решение. Выясним в каком соотношении вложили деньги компаньоны: 280 : 320 : 360 = 7 : 8 : 9. Всего 7 + 8 + 9 = 24 части. Определим сколько денег приходится на одну часть: 2400 : 24 = 100 (р.) Значит первый компаньон получит 7 ∙ 100 = 700 (р.), второй компаньон получит 8 ∙ 100 = 800 (р.), третий компаньон получит 9 ∙ 100 = 900 (р.). Ответ. 700 р., 800 р., 900 р

2) Две подруги Оля и Лена отправились в магазин за покупками. В тот день в отделе «Головные уборы» проводилась акция: покупка второй шапки за 50 % от её цены. «Что выгоднее: купить шапку по низкой цене и заплатить за более дорогую вещь половину цены или наоборот?», — обсудили подруги, в результате решив воспользоваться акцией и приобрести себе шапки.

Вопрос 1 Оля выбрала шапку за 1800 р., а Лена — за 1200 р. Какую сумму должны заплатить подруги за две шапки?

Решение: проверим оба варианта: 1) 1800+1200:2=1800+600=2400 (р.) 2) 1200+1800:2=1200+900=2100 (р.) Выгоднее вариант с покупкой шапки по низкой цене и применении скидки для более дорогой шапки. Ответ. 2100 рублей.

Вопрос 2 Какая из двух акций наиболее выгодна подругам: — покупка второй шапки за 50 % цены; — скидка 25 % на все товары?

Решение. При применении первой акции девочки заплатят 2100 рублей. Узнаем, сколько они заплатят, если воспользуются второй акцией: 1) 1800:4 + 1200:4=450+300=750 (р.) – размер скидки; 2) 1800 + 1200 -750 = 2250 (р.) Очевидно. что выгоднее покупка второй шапки за 50 % цены.

Вопрос 3 Какую сумму должна заплатить каждая из девочек, если у Оли есть карта магазина и на ней накоплено 200 баллов, которые можно внести в счёт оплаты за шапку? 1 балл = 1 р.

Решение. Если бы не было никаких акций, то Оля заплатила бы 1800 рублей, а Лена 1200 рублей. 1800 1200 = 3 2 . То есть Оля платит 3 части всей суммы, а Лена 2 части всей суммы. Всего пять частей. Мы знаем, что общая сумма их покупки с учётом акции составляет 2100 рублей. Значит, Лена должна заплатить 2100 ∙ 2 5 =840 (р.), а Оля должна заплатить 2100 ∙ 3 5 =1260 (р.). Но у Оли есть карта магазина, значит она заплатит 1260 – 200 = 1060(р.) Ответ. Оля должна заплатить 1060 рублей.

Выполняя те или иные задания, учащиеся знакомятся с определёнными типичными ситуациями в сфере повседневных финансовых отношений и осваивают отдельные аспекты финансовой грамотности. А это, в свою очередь, обеспечивает их готовность к столкновению с подобными ситуациями в реальной жизни. Задания предполагают осуществление «многоходовых» мыслительных операций обучающимися, так как по каждой предлагаемой ситуации выявление финансовой информации связано с анализом информации в финансовой контексте, с оценкой финансовых проблем, с применением финансовых знаний и понимания. Последовательное выполнение заданий, относящихся к определённой ситуации, обеспечивает погружение учащихся в описанную историю и способствует приобретению ими как новых знаний, так и функциональных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Финансовая грамотность на уроках математики

Финансовая грамотность на уроках математики...

Формирование финансовой грамотности на уроках математики.

При выполнении заданий в учебниках математики и алгебры  учащиеся формируют основы финансовой  грамотности, систематизируют и обобщают полученные знания, формируют социальный статус , расшир...

Выступление по теме самообразования "Финансовая грамотность на уроках математики"

С 2018 года моя тема самообразования "Финансовая грамотность на уроках математики"...

Открытый урок 8(9) класс "Формирование финансовой грамотности на уроках математики" (ФГОС).

Открытый урок "Формирование финансовой грамотности на уроках математики" проводился в формате обновлённого ФГОС для учащихся 8 класса как урок отработки знаний, умений и навыков решения зада...

"Финансовая грамотность на уроках математики"

Статья по разделу "Основы финансовой грамотности на уроках математики"....

Финансовая грамотность на уроках математики

статья для учителей математики, подготовленный банк заданий....

Конспект урока про математике 8 класса Финансовая грамотность на уроках математики

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что жизнь человека ежедневно связана с деньгами. Но, высокий темп жизни, появление онлайн – магазинов накладывает свой отпечаток на траты человека. П...