Конспект урока про математике 8 класса Финансовая грамотность на уроках математики
методическая разработка по алгебре (8 класс)

Курбангалиева Разида Габдрахмановна

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что жизнь человека ежедневно связана с деньгами. Но, высокий темп жизни, появление онлайн – магазинов накладывает свой отпечаток на траты человека. Практически все можно заказать онлайн и оплатить с карты или используя электронный кошелек. При этом наличные средства стали не столь популярны и люди редко ими пользуются. Конспект поможет вам наглядно показать учебный материал на своих уроках, а ученик с их помощью сможет самостоятельно изучить тему урока по презентации или конспекту, использовать материал при подготовке к ГИА. Это готовые материалы для учителя математики, которые можно удобно использовать на каждом своем уроке."

Скачать:


Предварительный просмотр:

.

Ключевые слова: финансовая грамотность, проценты.

         Предмет: алгебра. Класс:  8.

         Тема урока: Финансовая грамотность на уроках алгебры.             

Тип урока:  урок совершенствования умений и навыков.

 Авторы УМК:    Алгебра. 8 класс: учеб. для образовательных учреждений  Мордкович А. Г.,  Александрова Л.А.,  Мишустина Т,Н., С.Б.Суворова; под редакцией Морковича А.Г.. –  изд. – М.: Мнемозина, 2015, 280стр.

       Цель урока:  отработка   умений и навыков решения задач с процентами.

       Планируемые результаты

Предметные:   работа по формированию  умений в процессе реальной ситуации использования правил нахождения процентов от числа;

Личностные: уметь слушать собеседника и вести диалог;

Метапредметные: работа по формированию умений выбирать способы нахождения процентов,

контролировать и оценивать результаты своей деятельности.

Задачи

Образовательные:

 - обеспечение осознанного усвоения правила находить процент от числа;

 -  закрепление навыков и умений применять это правило;

 -  создание условий  для систематизации, обобщения и углубления знаний.

 Воспитательные:

 - уметь слушать и вступать в диалог;

 - работа по формированию внимательности в вычислениях;

 - содействовать воспитанию чувства взаимопомощи, уважительного отношения к мнению товарищей,.

 Развивающие:

          - способствовать формированию творческой активности учащихся;

 - работа по формированию  познавательного интереса к предмету и развитие навыков   критического

мышления;

 - работа по развитию  логического мышления  и  умения рассуждать.

 Оборудование:

                     1.  Презентация в редакторе Power Point.

                     2. Дидактический материал с задачами ОГЭ -9.

                             3. Электронные цифровые образовательные ресурсы   https://oge.sdamgia.ru/problem?id=406563 

Ход урока

1.  Организационный этап (2 мин.)

2.  Актуализация опорных  знаний (7 мин.)

3.  Мотивация  учащихся (13 мин.)

4.  Закрепление знаний (15 мин.)

5.  Подведение итогов урока. (3 мин.)

   

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

1.Организационный.

Создание условий для включения в учебную деятельность.

Приветствие.

Проверка готовности  учащихся к уроку.

Организация внимания учащихся.

Подготовка к уроку (до звонка).

Приветствие учителя.

 Работа по повышению мотивации учащихся  к учебному действию.

Решение задач на нахождение процентов от числа, числа по его процентам, задачи на процентное отношение величин - эта тема одна из важных тем в курсе математики, в жизни.

Сегодня мы с вами будем работать по следующему плану:

1. Повторение способов нахождения процентов от числа (рассказ ученицы)

2. Устная  работа по нахождению процентов от числа (слайд 1)

3. Рассказ учащихся о покупке телефона в салонах мобильной связи (слайд 3,4)

4. Применение  правил в решении практико-ориентированных задач (раздаточный материал)

5. Подведение итогов урока.

Записывают тему и число.

Слушают  учителя, настраиваются на урок.

Основной этап.

Фиксация затруднений

Фермер положил в Россельхозбанк 45000 рублей под 9% годовых. Какая сумма будет у него на счете через год?

Контроль за действиями учащихся, корректировка  ответов учащихся.

Нахождение  процентов от числа (устно под руководством ученицы)

(Слайд 2)

Анализ способов нахождения.

Работа по актуализации опорных знаний

Слушает учащихся.

Выступления учащихся о покупке мобильного телефона, сравнение условий покупки в кредит и в рассрочку, выводы о выгодной покупке.

4. Реализация построенного проекта и закрепление изученных  способов действий.

Давайте попробуем теперь

сформулировать вывод о том, стоит ли покупать вещь в кредит  (рассрочку).

Вывод. Финансовой грамотностью лучше овладеть ещё в школе. Подкованность в финансовых вопросах позволит выстроить лучшую стратегию управления своими финансами, но выбор за вами, взять кредит для крупной покупки или лучше накопить и купить.                

Выполняют упражнения

Самостоятельная работа

Проверяют ответы, самоконтроль

5.Закрепление знаний.

Цель: применение и усвоение правила нахождения процентов от числа.

6. Контроль и самооценка знаний

Цель: Организация самостоятельного выполнения заданий.

6. Коррекция знаний и способов  действий.

 А теперь поработайте полностью самостоятельно по вариантам (каждый ряд решает своё задание) и в парах для проверки.

Найдите нужную информацию в предложенном задании, проанализируйте её, примените свои знания и ответьте на вопросы.

Можно обращаться за консультацией, однако старайтесь работать сами.

Задача.  В трёх салонах сотовой связи один и тот же телефон продаётся в кредит на разных условиях. Условия даны в  таблице. (Слайд 5)

Определите, в каком из салонов покупка обойдётся дешевле всего (с учётом переплаты). В ответ запишите эту сумму в рублях.                                             (Ответ: А  19500).         19650; 20000

Задание № Дмитрий планирует заменить зимнюю резину на летнюю на своём автомобиле. Для каждого из четырёх колёс последовательно выполняются четыре операции: снятие колеса, замена шины, балансировка колеса и установка колеса. Он выбирает между автосервисами А и Б. Затраты на дорогу и стоимость операций даны в таблице.

 

Автосервис

Суммарные затраты на дорогу

Стоимость для одного колеса

Снятие колеса

Замена шины

Балансировка колеса

Установка колеса

А

210 руб.

60 руб.

250 руб.

200 руб.

60 руб.

Б

380 руб.

55 руб.

220 руб.

180 руб.

55 руб.

Сколько рублей заплатит Дмитрий за замену резины на своём автомобиле, если выберет самый дешёвый вариант?        А 2490        В  2420

Выполняют задание.

Самостоятельная работа.

Проверяют ответы в парах, самоконтроль, взаимоконтроль.

Работают самостоятельно.

Сравниваю свои результаты.

       

Вопросы.1) В каком из салонов покупка обойдётся дешевле всего?

2)  На какую сумму обойдется покупка телефона с учетом переплаты?

Индивидуальная работа на карточках

1) В каком из автосервисов замена резины на своём автомобиле обойдётся дешевле всего?

2)  Сколько рублей заплатит Дмитрий за замену резины на своём автомобиле, если выберет самый дешёвый вариант?

7. Итог урока

Цель: Организовать фиксацию нового  содержания изученного на уроке

Инструктаж на  выполнение  домашнего задания.

Подведение итогов урока, проверка ответов и решений задач.

Используя таблицу, составь пословицу:

Береги хлеб для еды,

а глядит рублём.

Гроша не стоит,

да разума мало.

Денег много,

куда хочешь, туда и день.

Три деньги в день,

а имей сто друзей.

Не имей сто рублей,

а деньги для беды.

Проверка решений задач на доске.

Оценивают себя и друг друга.

 Отвечают на вопросы.

Записывают домашнее задание

Рефлексия

Цель: Рефлексия.  

Мотивация деятельности учащихся.

 Всем спасибо за урок!

 

Выявление осознанности знаний, умение выражать свои мысли, оценивание качества своей работы и  всего класса.

Используемые источники

1. Электронные цифровые образовательные ресурсы   https://oge.sdamgia.ru/problem?id=406563 

                                 2. https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2022/05/02/otkrytyy-urok.

Приложения.

1.Рассказ ученицы (слайд 1)

Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере и личностных характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять  различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика и т. д. Финансовая грамотность -    это разумное умение распоряжаться своими денежными средствами. С терминами, как кредит, рассрочка, ипотека, вклад, человек сталкивается каждый день. Наглядный пример - акции в магазинах. Чтобы быть грамотным в этих вопросах, нужно хорошо разбираться в процентах и нахождении их от числа. Вернёмся к теме проценты. Мы знаем, что процент есть сотая доля от какого-либо числа, величины. Я хочу  напомнить основные способы нахождения процента от числа.

1 способ (нахождение путем умножения на процент, выраженный дробью) удобно применять в текстовых задачах, где необходимо находить процент от выражения.

 2 способ удобно применять, когда число удобно делить на 100, т.е. находить 1%.

3 способ удобно применять, когда проценты можно легко выразить долями, 20% = 1/5, делим на 5.

4 способ всегда можно  составить пропорцию и решить её.

Ответы на примеры устного счёта.

25% от 60 – это 15

20% от 35 - это 7

21% от 200 - это 42

50% от 120 - это 60

40% от 160- это 64

Приложение 2 Салон ТЕЛЕ2

Honor 50 Lite: цена 30000 рублей

Рассрочка: 30.000 +10.000 рублей ( за товар)

Срок:  6 мес.  

Срок: 12 мес.  

Кредит:   по 6.250 в мес.     на 6 мес.    

Кредит:   по 3.250 в мес.     на 12 мес.    

Что выгоднее? Телефон в кредит или в рассрочку?

Приложение 3. Салон МТС

Iphone XS: цена 72000 рублей

Рассрочка: 72.000 +15.000  (сразу вносим за товар)

Срок: 6 мес.

Срок 12 мес.

Кредит: 12 600 в мес. в салон.

Кредит: 6.600 в мес. на 12 месяцев

Вывод: Кредит и рассрочка- это необходимая мера для безвыходной ситуации, требующей финансовой поддержки. Перед взятием любого кредита стоит хорошо задуматься.     Не стоит злоупотреблять кредитами!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Устный счёт 25% от 60 - это 20% от 35 – это 21% от 200 – это 50% от 120 - это 40% от 160 - это 15 7 42 60 64

Слайд 2

1 способ (нахождение путем умножения на процент, выраженный дробью) удобно применять в текстовых задачах, где необходимо находить процент от выражения . 2 способ удобно применять, когда число удобно делить на 100, т.е. находить 1 %. 3 способ удобно применять, когда проценты можно легко выразить долями, 20% = 1/5, делим на 5 . 4 способ всегда можно составить пропорцию и решить её.

Слайд 3

Задача Фермер положил в Россельхозбанк 45000 рублей под 9% годовых. Какая сумма будет у него на счете через год? I способ II способ 45000 * 0,09 = 4050 (рублей) 45000 * 1,09 = 49050 (рублей) 45000+4050 = 49050 (рублей) Ответ : 49050 рублей Ответ : 49050 рублей

Слайд 4

Задача В трёх салонах сотовой связи один и тот же телефон продаётся в кредит на разных условиях. Условия даны в таблице. Вопросы: 1 ) В каком из салонов покупка обойдётся дешевле всего ? 2) На какую сумму обойдется покупка телефона с учетом переплаты? Салон Стоимость смартфона (руб.) Первоначальный взнос (в % от стоимости) Срок кредита (мес.) Ежемесячный платёж (руб.) А 18 000 20 6 2650 Б 17 500 30 12 1200 В 17 600 25 12 1300

Слайд 5

Решение . Рассмотрим все варианты . При покупке в салоне А начальный взнос составит 0,2 · 18 000 = 3600 руб., а сумма ежемесячных выплат составит 6 · 2650 = 15 900 руб. Всего 3600 + 15 900 = 19 500 руб. При покупке в салоне Б начальный взнос составит 0,3 · 17 500 = 5250 руб., а сумма ежемесячных выплат составит 12 · 1200 = 14 400 руб. Всего 5250 + 14 400 = 19 650 руб . При покупке в салоне В начальный взнос составит 0,25 · 17 600 = 4400 руб., а сумма ежемесячных выплат составит 12 · 1300 = 15 600 руб. Всего 4400 + 15 600 = 20 000 руб. Самое дешёвой является покупка в салоне A. Ответ : 19 500.

Слайд 6

Используя таблицу, составь пословицу: Береги хлеб для еды , а глядит рублём . Гроша не стоит , да разума мало . Денег много , куда хочешь , туда и день . Три деньги в день , а имей сто друзей . Не имей сто рублей , а деньги для беды .

Слайд 7

Используя таблицу, составь пословицу : (проверка) Береги хлеб для еды , а деньги для беды . Гроша не стоит , а глядит рублём . Денег много , да разума мало . Три деньги в день , куда хочешь , туда и день . Не имей сто рублей , а имей сто друзей .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Финансовая грамотность на уроках математики

Финансовая грамотность на уроках математики...

Формирование финансовой грамотности на уроках математики.

При выполнении заданий в учебниках математики и алгебры  учащиеся формируют основы финансовой  грамотности, систематизируют и обобщают полученные знания, формируют социальный статус , расшир...

Открытый урок 8(9) класс "Формирование финансовой грамотности на уроках математики" (ФГОС).

Открытый урок "Формирование финансовой грамотности на уроках математики" проводился в формате обновлённого ФГОС для учащихся 8 класса как урок отработки знаний, умений и навыков решения зада...

Конспект открытого урока-викторины по математике и финансовой грамотности "Ведение семейного бюджета в новых экономических условиях"

Интегрированный урок-викторина по математике и финансовой грамотности "Ведение семейного бюджета в новых экономических условиях"....

Технологическая карта урока по предмету Основы Финансовой грамотности тема урока «Кредит» 8 кл

Технологическая карта урока  по  предмету Основы Финансовой грамотности  тема урока «Кредит» 8 кл...

разработка урока интегрированного урока по математике и финансовой грамотности

разработка урока  интегрированного урока по математике и финансовой грамотности...

Развитие финансовой грамотности на уроках математики в 5-6 классах (Из опыта работы)

В современных условиях жизни все чаще приходится решать практические задачи, разбираться в непростых финансовых ситуациях, приходится знакомится с широким кругом вопросов управления личными финансами,...