Технологическая карта урока по математике 5 класса по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Эта разработка урока была представлена на конкурс методических разработок в региональном конкурсе разработок учителей математики Ненецкого автономного округа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_po_matem.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по математике (5 класс)

Технологическая карта урока по математике

Учитель математики: Семяшкина Татьяна Николаевна.

Тема урока: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» (урок «открытия» новых знаний)

Цель: вывести правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научить выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; развивать познавательный интерес к предмету, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели, аргументировать свою точку зрения.

 Задачи:

Образовательные: вывести алгоритмы по сложению и вычитанию дробей с одинаковыми знаменателями.

Развивающие: развивать самостоятельность мышления, познавательные интересы, интеллектуальные способности.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, ответственность, прививать бесконфликтное общение.

Планируемые результаты:

Предметные: выучить правило сложения (вычитания) дробей с одинаковыми знаменателями, уметь применять их при решении примеров, задач.

Метапредметные:

Познавательные: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; формировать умение решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Коммуникативные: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, самостоятельность мышления.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, обнаруживать и исправлять свои ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления  новых знаний и способов действий.

Оборудование: меловая доска, окружности трёх цветов.

Источники информации:

Для учителя

Для учащихся

Учебник: Математика. 5 класс: учеб. / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир; под ред.В. В. Подольского. – 6-е изд., стереотип. – М.: Вентана – Граф, 2020. – 304 с.: ил. – Российский учебник).

Учебник: Математика. 5 класс: учеб. / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир; под ред.В. В. Подольского. – 6-е изд., стереотип. – М.: Вентана – Граф, 2020. – 304 с.: ил. – Российский учебник).

Описание этапов урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

предметные

Универсальные учебные действия (УУД)

1

2

3

4

5

6

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку:

- Вы проверьте – ка ребятки, на столе-то всё ль в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? Ну, тогда начнём урок, не теряя время, - в срок! На места все тихо сядем, не нарушив тишину, ну а я совместно с вами, наш урок сейчас начну.

Учащиеся слушают учителя, проверяют готовность к уроку

Формирование  точно выражать свои мысли с применением математической символики

Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: самоопределение.

Мотивация к учебной деятельности. Цели:

актуализировать требования к учебникам с позиций учебной деятельности; создать условия для формирования внутренней потребности во включении в учебную деятельность, устанавливать тематические рамки; уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности

Организует актуализацию требований к ученикам с позиций учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения внутренней потребности во включении в учебную  деятельность, устанавливает тематические рамки, организует уточнение типа урока, побуждает к называнию шагов учебной деятельности  

Работа с учебником: статья учебника на стр.187, рис. 202.

- На сколько частей разделили прямоугольник?

- Сколько частей прямоугольника закрасили синим карандашом?

- Сколько частей прямоугольника закрасили зелёным карандашом?

- Если сложить вместе синие и красные части прямоугольника, сколько их будет?

- Как можно записать то, что изображено на рисунке, с помощью дробей?

- Какое действие мы выполняли?

- Сформулируйте правила сложения дробей с одинаковыми знаменателями.

- Как вы думаете каким будет правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями? Приведите примеры.

- Какую тему мы рассмотрим сегодня на уроке?

Слушают учителя, участвуют в беседе, способствующей постановке учебной проблемы и формулированию темы, цели

Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности

Знать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной  форме.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные: проявлять познавательный интерес к новой теме

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, выявление места и причины затруднения. Цели: создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия; организовать фиксирование индивидуального затруднения; выявить место (шаг, операцию) затруднения, зафиксировать во внешней речи его причину

Организует фиксирование индивидуального затруднения, обобщение актуализированных знаний. Помогает выявить место затруднения, фиксировать во внешней речи причины затруднения

- А теперь попробуем использовать полученные знания при решении задач с дробными числами.

- Прежде чем приступить к решению задач, прочитайте вслух и постарайтесь запомнить правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, а также рассмотрите буквенную запись этих правил

  и  

Ответьте на вопросы учебника? (стр. 188):

1. Сформулируйте правило сложения двух дробей с одинаковыми знаменателями.

2. Сформулируйте правило вычитания двух дробей с одинаковыми знаменателями.

Работа с учебником: стр. 189:

№ 743: (ребята по очереди решают примеры у доски):

1)    2)    

3)    4)  

5)

6)

№ 745: решить уравнение:

1)

2)

3) х -

Что вы, ребята, вспомнили при решении данных уравнений?

Выполняют указания учителя, стараются запомнить новые правила, записывают в тетрадь формулы сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Отвечают на вопросы.

Решают задачи

Ответы: 1) ;

2)   3) ;   4)

5)      6) .

Ответы:

1)    

2)

3)

Ребята отвечают на вопрос учителя (правила нахождения неизвестного слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого)

Уметь складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем, решать задачи с дробными числами

Коммуникативные:

уметь слушать и понимать речь других участников образовательного процесса, оформляют мысли в устной и письменной речи.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение о необходимости выполнения шагов учебной деятельности для решения образовательной задачи

Построение проекта выхода из затруднения. Цели: сформулировать цель урока; организовать составление совместного плана действий; определить пути и средства достижения цели

Физкультурная пауза

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, постанову

цели урока, составление совместного плана действий

Учитель:

- Ребята, а теперь давайте отдохнём. Наши глаза устали. Сделаем зарядку для глаз.

 А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Работа с учебником: стр. 189, № 747:

В первый день Миша прочитал  книги, а во второй день -  книги. Какую часть книги Миша прочитал за два дня?

- Вспомните тему урока. Какую цель мы должны поставит при изучении темы «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»?

- Составьте план действий, по которому будем изучать тему.

- Какой следующий шаг наметим в своей деятельности?

В сотрудничестве с учителем осуществляют постановку цели урока, составляют и проговаривают план действий по достижению цели

Решение № 747:

 (ч)

Ответ: за два дня Миша прочитал часть книги.

Учащиеся выполняют упражнения для глаз.

Учащиеся выполняют упражнения

Уметь работать с текстом учебника

Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что предстоит узнать; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата

Реализация построенного проекта.

Цели: реализовывать построенный проект в соответствии с планом, зафиксировать новое знание в речи и знаках

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, подходящий диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках

Работа с учебником: стр. 156, № 749: Кот Базилио съел за обедом  кг сосисок, а Алиса – на  кг больше, чем Базилио. Сколько килограммов сосисок съели за обедом Базилио и Алиса вместе?

- Давайте повторим, как надо складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.

Решение задачи:

1)  (кг) съела Алиса

2)  = 1(кг)

Ответ: Базилио и Алиса съели вместе  кг сосисок.

Под руководством учителя реализуют составленный план действий. Отвечают на вопросы. Фиксируют новое знание в речи и знаках

Уметь решать задачи, содержащие дроби с одинаковыми знаменателями.

Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию)

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи 

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи

Работа с учебником: стр. 190 № 751 (3): решить уравнение:

(

- Какое правило будете использовать при решении уравнения?

- Произнесите его ещё раз для лучшего усвоения.

Ответ: х = .

Выполняют задание в тетрадях и на доске с комментированием

Уметь решать задачи, содержащие дроби с одинаковыми знаменателями.

Регулятивные: уметь работать по коллективному плану, проговаривать последовательность действий.

Коммуникативные:

уметь оформлять мысли в устной и письменной форме.

Рефлексия учебной деятельности. Цели: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Организует фиксирование нового содержания, рефлексию. Комментирует, насколько адекватно учащимися определена самооценка учебной деятельности

- Подведём итог работы на уроке.

- Какую цель ставили? Достигли ли её?

- Расскажите, чему научились на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке: если вы считаете, что поняли тему урока, то поднимите красную окружность (окружности раздаёт учитель на листочках вначале урока); если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то поднимите зелёную окружность; если вы считаете, что не поняли тему, то поднимите жёлтую окружность.

Домашнее задание: п. 27, стр. 187 – 188  читать, № 744; 748.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали на уроке, что вызвало затруднения. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание в дневник

Уметь анализировать и оценивать свою деятельность

Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 6 классе : Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

Цели:ОбразовательныеВыработать навыки сложения и вычитания дробей с разными знаменателями; Обеспечить усвоение образовательных стандартов.Осуществлять оперативный контроль процесса обучения. Раз...

Технологическая карта урока по математике на тему : "Умножение десятичных дробей на натуральное число"

Технологическая карта урока по математике  на тему : "Умножение десятичных дробей на натуральное число"...

Технологическая карта урока по математике по теме "Сложение и вычитание с одинаковыми знаменателями"

Технологическая карта урока по математике в 5 классе, включая этапы уроков....

Технологическая карта урока в 6 классе по теме "Представление дробей на координатном луче"

Технологическая карта урока по математике  может быть использована в 6 классе. К карте прилагается презентация, что дает более наглядно и доступно объяснять материал урока...

Технологическая карта урока в 7 классе. Тема: Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю.

Технологическая карта урока в 7 классе. Тема: Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю....