Технологическая карта урока по математике на тему : "Умножение десятичных дробей на натуральное число"
учебно-методический материал (5 класс) на тему

Городничева Елена Алексеевна

Технологическая карта урока по математике  на тему : "Умножение десятичных дробей на натуральное число"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_po_matem.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила:Городничева Е.А.., учитель математики;

                                                                                                                                    МОУ «СОШ № 2»  г. Мценска

Технологическая карта урока

Предмет: математика

Класс: 5

Базовый учебник Математика 5 класс, Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов – М.: Мнемозина

Тема урока: умножение десятичных дробей на натуральное число.

Цели урока:

  1. Обеспечить осознанное усвоение алгоритма: « Умножения десятичных дробей на натуральное число.»
  2. Формировать способность практического применения алгоритма.
  3. Воспитать ответственность, самостоятельность, аккуратность при оформлении заданий.

Тип урока: изучение нового материала

           План урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний
  3. Изучение нового материала
  4. Закрепление. Формирование практических навыков при решении задач
  5. Самостоятельная работа. Самопроверка.
  6. Домашнее задание.
  7. Итог. Рефлексия.

     

Необходимое оборудование: таблица «Натуральные числа и десятичные дроби», раздаточные карточки с условием задачи и самостоятельной работой, ключ к самостоятельной работе, плакат «Алгоритм», карточки для рефлексии.

Вид планируемых учебных действий:

Предметные: 1) уметь в процессе реальной ситуации использовать умения умножать десятичные дроби на натуральные числа..

2)умение решать основные типы задач с использование умений умножения десятичных дробей на натуральные числа.

Регулятивные: 1)самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном. 

2) планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

Познавательные: закрепляют  навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания при решении задач по теме .

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

Личностные: формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Вводно-мотивационная часть урока(5 мин)

1

Организационный момент. (1мин)

Цель – включить обучающихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест.

Озвучивает тему и цель урока

- Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями и откроете новые знания. А вот что это за знания определите, анализируя таблицу «Дроби». (вывешивается на доске)

     Натуральные числа                                           Десятичные дроби                                                                        

   Запись                                                                       Запись, перевод

   Сравнение                                                                       Сравнение          

                                                      

                                         Сравнение      

        Сложение                                                                 Сложение

                                                                           

                                          Сложение      

                                         

            Вычитание                                                       Вычитание

                                      Вычитание

   Умножение

   

                                      ?      

               

- Какой следующий шаг вам предстоит сделать в изучении действий с десятичными дробями и натуральными числами? (Умножение дес. дробей на натуральное число)

- Молодцы! Сформулируйте цели урока.(построить алгоритм умножения  десятичных дробей  натуральное число)

- Чтобы продолжить работу, запишите в тетради тему урока. (на доске открывается тема урока)

Приветствует учителя, проверяют подготовку рабочих мест.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: планирование,  целеполагание, волевая саморегуляция.

Познавательные: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности, цели.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

2

Актуализация знаний.(4мин)

Цель – актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: умножение десятичных дробей на натуральные числа.

Формулирует задание. Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий.

- Начнем с устной работы.

Задание 1.

-Запишите в тетради натуральные числа: 1) двадцать пять;2) триста семь

-Выполните умножение натуральных  чисел.

-Проверим получившиеся результаты. (записаны на оборотной стороне доски)

-Сформулируйте умножения натуральных чисел

Выполняют задание. Называют правило, на которое опирались при выполнении данного задания.

Основная часть урока (операционная) (25 мин)

3

Изучение нового материала.(15 мин)

Цель – организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия (алгоритма), устраняющего причину выявленного затруднения.

- Ребята, на карточках дан текст задачи. Прочитайте его.

Задание 2.

Мама купила 2,7 кг яблок, а бананов в 3раза больше. Сколько кг бананов купила мама?

- Перескажите условие. Составьте в тетради план решения задачи. На составление плана – 2 мин.

ПЛАН:

Яб. – 2,7 кг

Бан. – ? в  3 раза больше, чем яблок    

2,7 х 3 = ?

- Проблема: как умножить десятичную   дробь на натуральное число?

- Какие действия вы умеете выполнять, чтобы справиться с затруднением?(умножение натуральных чисел)

- В чем сложность?

- Каким другим действием можно заменить это произведение (сложением трёх слагаемых равных  2,7)

- Хорошо! Откройте учебник на с.204.

- Найдите и прочитайте алгоритм умножения десятичных дробей.

- Расскажите алгоритм друг другу.

- Вместе составим схему ориентировочных действий (алгоритм)

Задание 3.

3,7 х 25 = ?

1) перемножить числа , не обращая внимание на запятую;

  3,7

  25

185

74_

925

2)в полученном произведении отделить справа столько знаков, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.

  3,7

  25

185

74_

92,5

Теперь мы можем ответить на вопрос задачи 2: 

2,7 х 3= 8,1(кг)  бананов купила мама.

                                                                                                Ответ:8,1 кг.

Задание 4

8,75х100= 875

Чтобы умножить десятичную дробь на 10,100, 1000 и т.д. надо перенести запятую на столько знаков вправо сколько нулей стоит в множителе после единицы.

95,37 х 10=953,7

13,509 х 1000 = 13509, =13509

13,7 х 100 = 1370, = 1370

Читают текст задачи.

Обсуждают.

Составляют план.

Называют правила, которыми  будут пользоваться при выполнении данного задания.

Выполняют действие в тетради.

Работа с учебником: находят в тексте понятия, читаю и запоминают правило, читают и проговаривают его друг другу в слух.

Составляют схему действий.

Комментируют выполнение задания.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, создание способа решения проблемы.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование  своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками.

4

Закрепление. Формирование практических навыков решения задач. (8 мин)

Цель – организовать усвоение детьми нового способа действия решения заданий с их проговариванием во внешней речи.

- Выполним задания у доски и в тетрадях с пошаговым комментарием. 

№ 1308

- Прочитайте условие задачи. Перескажите.

- Составим модель задачи на доске и в тетради.

- Решим задачу с комментированием (по алгоритму).

   Сторона шест.- 9,76 см

   Периметр -? см        

Решение:

9,76 х 6 = 58,56(см) – периметр.

Ответ: 58,56 см.

                                           

№ 1306 (б,г, е)

(три ученика решают у доски, остальные в тетради, потом проверяем)

- Прочитайте задание.

- Выполните умножение десятичных дробей на натуральное число по алгоритму.

Б) 3,75 х12=45

Г) 10,45 х 42 = 43,9

Е) 25,85 х 98 = 2533,3

№ 1307

(два ученика решают у доски, остальные в тетради, потом проверяем)

- Прочитайте задание.

- Запишите сумму в виде произведения.

- Выполните умножение десятичных дробей на натуральное число  по алгоритму.

А) 3,69+3,69+3,69+3,69+3,69 = 3,69 х 5 = 18,45

Б) 18,04+18,04+18,04+18,04+18,04+18,04 = 18,4 х 6 =  =108,24

Работа с учебником. Ученики по одному выходят и комментируют решение у доски, остальные работают в тетради.

Воспроизводят своими словами правила, действуют по алгоритму.

Личностные: осознание ответственности за общее дело

Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач.

Физпауза (2мин)

Давайте немного отдохнем.

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны по - шире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.

Задание 5. (устно)

- Ребята, посмотрите на таблицу, которая весит на доске.

- Вразброс даны части алгоритма умножению десятичных дробей на натуральное число. Работая в парах в течение 30 секунд восстановите алгоритм по шагам и удалите неверные  части алгоритма.

Алгоритм

      1.В полученном произведении отделить справа столько знаков, сколько их отделено запятой в десятичной .

       2.Уравнять количество знаков после запятой.

       3.Перемножить числа , не обращая    внимание       на запятую;

     4.  Записать их друг под другом, чтобы        запятая была под запятой.

Ответ:3,1 и неверные 2,4



Работа в парах по восстановлению алгоритма.

5

Самостоятельная работа. Самопроверка. (5 мин)

Цель – организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия

Ребята, сейчас каждый проверит сам себя, насколько он сам понял алгоритм умножения десятичной дроби на натуральное число и может его применить. У вас на партах лежат карточки с таблицами. Посмотрите.

- Какое задание необходимо выполнить?

- Заполните таблицы самостоятельно.

1 вариант                                          2 вариант

Х

0,8

1,2

0,45

х

0,2

1,5

0,04

12

18

10

100

- Кто закончит задание, поднимите руку. Вы получите ключ для выполнения самопроверки.

- У кого возникли затруднения при выполнении задания?

- В каком месте?

- Кто правильно выполнил задание?

- Оцените себя.

Осуществляют самопроверку.

Проверяют свои ответы, отмечают правильно решенные примеры, исправляют допущенные ошибки. Осуществляют самооценку.

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка

Познавательные: анализ, синтез, аналогия, выполнение действий по алгоритму.

6

Домашнее задание. (2 мин)

Цель – обсудить и записать домашнее задание.

Домашнее задание.

- Запишите задание: №1330(а,б),№1333(а,г,ж).

Даёт комментарии к домашнему заданию

Записывают домашнее задание.

Итог урока (рефлексивно-оценочная) (3 мин)

Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников

- Удалось ли вам решить проблему урока?

- Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое?

- Проанализируйте свою работу.

(раздаются карточки рефлексии)

  1. Мне понятно, как умножать десятичные дроби на натуральное число ________________________
  2. Я смогу применить алгоритм умножения десятичных дробей на натуральное число ______________
  3. Мне понятно, как умножать десятичные дроби  на 10, 100, 1000 и т.д.__________________________
  4. Я смогу применить алгоритм умножения десятичных дробей  на 10, 100, 1000 и т.д.______________

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: аргументация своего мнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме: Умножение десятичных дробей на натуральное число

Методическая разработка урка математики  в 5 классе пор теме: Умножение десятичных дробей по УМК под редакцией Виленкина с применеием ЭОР.Содержит план конспект урока....

урок презентация по теме: "Умножение десятичных дробей на натуральное число"

Урок изучения нового материала и первичного закрепления полученных знаний. Весь ход урока размещен на слайдах, отражены все этапы урока. Подобраны задания для организации устной работы, закрепления из...

Презентация к уроку по математике в 5 классе на тему "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

Данная презентация для изучения темы "Умножение десятичных дробей на натуральные чила". В презентации присутствует: 1. Анимация (правило переноса запятой в десятичной дроби); 2. Примеры на повторение...

Технологическая карта урока математики по ФГОС в 5 классе по теме "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

Технологическая карта урока математики по ФГОС в 5 классе по теме "Умножение десятичных дробей на натуральные числа". В приложении дана мультимедийная презентация к уроку. Это урок изучения на у...