Наглядность как принцип в обучении и воспитании детей в истории педагогики
статья по математике (5, 6, 7 класс)

Принцип наглядности является одним из наиболее популярным и интуитивно понятным. Этот принцип используется еще с древних времен. Россия и ее школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют живой интерес. Например, к наследию Я.А.Коменского (1592 - 1670) - великому педагогу и философу 17 века интерес рождался в силу общественной потребности. Мы также знаем, что в его основе находятся научные закономерности. А именно – органы чувств обладают различной реакцией на разные внешние раздражители. Для книг было характерным снабжение рисунками. Но это являлось эмпирическим применением наглядности, когда отсутствовало теоретическое обоснование. Ян Амос Коменский внес огромный вклад в развитие педагогики как науки. Его педагогические идеи оказали глубокое влияние на развитие школы и педагогики во многих странах. Они были восприняты и русской передовой педагогикой. Наглядность, активность, доступность обучения – эти принципы сегодня входят в методику любого предмета. В своих многочисленных работах: «Великая дидактика», «Предвестник Всеобщей мудрости», «Общий совет об исправлении дел человеческих», «Лабиринт света и рай сердца», «О культуре природных дарований» и многих других, Я.А.Коменский раскрыл свои взгляды на окружающий мир, человека, природу, человеческую деятельность, человеческое общество, основы своей педагогической теории. Я.А.Коменский отдает предпочтение объяснению вещей и процессов, признает бескрайний полет творческой мысли. «Коменский требует  демонстративности при объяснении вещей, при их изложении, а это - не что иное, как наглядность. Кроме того, он требует обоснования, опирающегося на причины и их ближайшие следствия. Одним словом, главное, необходимое состоит в том, чтобы вещи изучались (познавались) на основании самих вещей, а не по их внешним признакам». Я.А.Коменский в своих изысканиях руководился сенсуалистической философией и в основу был поставлен чувственный опыт. Ученый смог теоретически обосновать и подробно раскрыть принцип наглядности. Следует отметить, что наибольшая заслуга Я.А. Коменского заключается в том, что он смог гениально обосновать, обобщить, углубить и расширить уже существующий в то время определенный опыт наглядного обучения. Он широко применял наглядность на практике, самым известным примером чего являются его учебники с рисунками.

Виды наглядности:
Естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция – знакомство детей с реальными объектами природы.

Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция – знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.

Картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция - познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.

Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция – знакомство с теми предметами, где объемное изображение играет роль в восприятии.

Звуковая наглядность; функция – воспроизведение звуковых образов.

Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы); функция - развитие абстрактного мышления, знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением реального мира.

Смешанная наглядность – учебный звуковой кинофильм; функция – воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.

Опираясь на данное положение можно сказать, что уровнем актуального развития ребенка является наглядно-действенная умственная деятельность, основанная на восприятии выполненных практических операций с предметами , а наглядно- образная, затем словесно-логическая умственная деятельность являются зоной ближайшего развития.

Ребенок приобретает богатый чувственный опыт, овладевает умением его расширять и углублять, учится воспринимать окружающий мир, свой опыт использует в своей практической и умственной деятельности.

Используя на занятиях наглядный материал - это способствует облегчению понимания учебного материала. Вызывает заинтересованность детей.
Методы использования наглядности можно разделить условно на две большие группы: метод иллюстрации и метод демонстрации.
Благодаря этим методам, возможно, возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни.
И научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки.

Чтобы в нашу цифровую эпоху уроки увлекали детей и приносили, им максимальную пользу, используются различные методы, эффективно способствующие этому:

словесный метод (объяснение, беседа, рассказ);

наглядный метод (наблюдение за предметами, явлениями, наглядные пособия);

практический метод (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

 Особое внимание уделяется наглядному методу обучения, который условно можно разделить на две группы:

метод демонстраций (обычно связанный с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и т.д.),

метод иллюстраций, предполагающий показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, моделей и прочее.

 Можно с уверенностью сказать, что внедрение развивающего обучения в современную школу имеет огромное педагогическое значение. История идеи развивающего обучения восходит ко временам Конфуция, который в своих педагогических и дидактических высказываниях утверждал, что главное в обучении это обеспечение всестороннего развития. Затем эту идею продолжили в своих трудах Сократ, Квинтилиан. Наибольший подъем идея развивающего обучения получила в 16 - 18 вв. Ей занимались такие знаменитые педагоги и философы как М. Монтень, Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дисьервег. Ж.Ж. Руссо, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский и внесли огромный вклад в развитие педагогики. В своих трудах они положили начало таким педагогическим принципам, как принцип природосообразности (Коменский), принцип возрастной периодизации (Руссо), идея нравственного и трудового воспитания (Ушинский), и многим другим. Что объединяет этих трех великих педагогов, это идея развивающего обучения. Этой идеей пронизаны практически все их педагогические труды :―Великая дидактика‖ Коменского, ―Эмиль или О воспитании‖ Руссо, ―Детский мир и хрестоматия» и «Родное слово» Ушинского, и другие. Коменский , Руссо и Ушинский в своих трудах дают большое количество практических советов, в частности что, где, как и когда преподавать и чему учить. Ушинский, Коменского и Руссо можно назвать первооткрывателями, первопроходцами в области развивающего обучения. Среди русских педагогов изучавших эту проблему следует отметить Н. И. Новикова, В. Ф. Одоевского, Пирогова, Чернышевского, Добролюбова, Толстого.

Все эти знаменитые педагоги и философы оставили за собой колоссальное педагогическое наследие, благодаря которому идеи развития изучаются, и практикуются, и по сей день.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naglyadnost_kak_printsip_obucheniya_v_istorii_pedagogiki.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Принцип наглядности является одним из наиболее популярным и интуитивно понятным. Этот принцип используется еще с древних времен. Россия и ее школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют живой интерес. Например, к наследию Я.А.Коменского (1592 - 1670) - великому педагогу и философу 17 века интерес рождался в силу общественной потребности. Мы также знаем, что в его основе находятся научные закономерности. А именно – органы чувств обладают различной реакцией на разные внешние раздражители. Для книг было характерным снабжение рисунками. Но это являлось эмпирическим применением наглядности, когда отсутствовало теоретическое обоснование. Ян Амос Коменский внес огромный вклад в развитие педагогики как науки. Его педагогические идеи оказали глубокое влияние на развитие школы и педагогики во многих странах. Они были восприняты и русской передовой педагогикой. Наглядность, активность, доступность обучения – эти принципы сегодня входят в методику любого предмета. В своих многочисленных работах: «Великая дидактика», «Предвестник Всеобщей мудрости», «Общий совет об исправлении дел человеческих», «Лабиринт света и рай сердца», «О культуре природных дарований» и многих других, Я.А.Коменский раскрыл свои взгляды на окружающий мир, человека, природу, человеческую деятельность, человеческое общество, основы своей педагогической теории. Я.А.Коменский отдает предпочтение объяснению вещей и процессов, признает бескрайний полет творческой мысли. «Коменский требует  демонстративности при объяснении вещей, при их изложении, а это - не что иное, как наглядность. Кроме того, он требует обоснования, опирающегося на причины и их ближайшие следствия. Одним словом, главное, необходимое состоит в том, чтобы вещи изучались (познавались) на основании самих вещей, а не по их внешним признакам». Я.А.Коменский в своих изысканиях руководился сенсуалистической философией и в основу был поставлен чувственный опыт. Ученый смог теоретически обосновать и подробно раскрыть принцип наглядности. Следует отметить, что наибольшая заслуга Я.А. Коменского заключается в том, что он смог гениально обосновать, обобщить, углубить и расширить уже существующий в то время определенный опыт наглядного обучения. Он широко применял наглядность на практике, самым известным примером чего являются его учебники с рисунками.

Виды наглядности:
Естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция – знакомство детей с реальными объектами природы.

Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция – знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.

Картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция - познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.

Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция – знакомство с теми предметами, где объемное изображение играет роль в восприятии.

Звуковая наглядность; функция – воспроизведение звуковых образов.

Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы); функция - развитие абстрактного мышления, знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением реального мира.

Смешанная наглядность – учебный звуковой кинофильм; функция – воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.

Опираясь на данное положение можно сказать, что уровнем актуального развития ребенка является наглядно-действенная умственная деятельность, основанная на восприятии выполненных практических операций с предметами , а наглядно- образная, затем словесно-логическая умственная деятельность являются зоной ближайшего развития.

Ребенок приобретает богатый чувственный опыт, овладевает умением его расширять и углублять, учится воспринимать окружающий мир, свой опыт использует в своей практической и умственной деятельности.

Используя на занятиях наглядный материал - это способствует облегчению понимания учебного материала. Вызывает заинтересованность детей.
Методы использования наглядности можно разделить условно на две большие группы: метод иллюстрации и метод демонстрации.
Благодаря этим методам, возможно, возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни.
И научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки.

Чтобы в нашу цифровую эпоху уроки увлекали детей и приносили, им максимальную пользу, используются различные методы, эффективно способствующие этому:

словесный метод (объяснение, беседа, рассказ);

наглядный метод (наблюдение за предметами, явлениями, наглядные пособия);

практический метод (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

 Особое внимание уделяется наглядному методу обучения, который условно можно разделить на две группы:

метод демонстраций (обычно связанный с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и т.д.),

метод иллюстраций, предполагающий показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, моделей и прочее.

 Можно с уверенностью сказать, что внедрение развивающего обучения в современную школу имеет огромное педагогическое значение. История идеи развивающего обучения восходит ко временам Конфуция, который в своих педагогических и дидактических высказываниях утверждал, что главное в обучении это обеспечение всестороннего развития. Затем эту идею продолжили в своих трудах Сократ, Квинтилиан. Наибольший подъем идея развивающего обучения получила в 16 - 18 вв. Ей занимались такие знаменитые педагоги и философы как М. Монтень, Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дисьервег. Ж.Ж. Руссо, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский и внесли огромный вклад в развитие педагогики. В своих трудах они положили начало таким педагогическим принципам, как принцип природосообразности (Коменский), принцип возрастной периодизации (Руссо), идея нравственного и трудового воспитания (Ушинский), и многим другим. Что объединяет этих трех великих педагогов, это идея развивающего обучения. Этой идеей пронизаны практически все их педагогические труды :―Великая дидактика‖ Коменского, ―Эмиль или О воспитании‖ Руссо, ―Детский мир и хрестоматия» и «Родное слово» Ушинского, и другие. Коменский , Руссо и Ушинский в своих трудах дают большое количество практических советов, в частности что, где, как и когда преподавать и чему учить. Ушинский, Коменского и Руссо можно назвать первооткрывателями, первопроходцами в области развивающего обучения. Среди русских педагогов изучавших эту проблему следует отметить Н. И. Новикова, В. Ф. Одоевского, Пирогова, Чернышевского, Добролюбова, Толстого.

Все эти знаменитые педагоги и философы оставили за собой колоссальное педагогическое наследие, благодаря которому идеи развития изучаются, и практикуются, и по сей день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)

Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...

реализация принципа дифференцированного обучения и воспитания в работе с ОВЗ

реализация принципа дифференцированного обучения и воспитания в работе с ОВЗ...

Специфика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях надомного обучения.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, а именно, обучение на дому, что в полной мере отвечает условиям дл...

Методические рекомендации по разработке рабочей программы элективной дисциплины «Организация обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской губернии в конце XIX – начале XX вв.»

В соответствии с п.п 2.8 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень высшего образования бакалавриат) направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образован...