Разработка урока по математике на тему: Плоскость. Прямая. Луч.
план-конспект урока по математике (5 класс)

Монгуш Чокпак Артуровна

Технологическая карта урока

ФИО автора

Монгуш Чокпак Артуровна

Предмет

Математика

Уровень образования

Основное общее образование

Участники

5 «ж» класс МАОУ «Лицей №15» г. Кызыла

Тема урока

«Плоскость. Прямая. Луч» (Урок из раздела «Натуральные числа», 10 урок из раздела)

Тип урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Форма проведения урока

Урок - практикум

Время проведения

1 четверть

Количество учащихся

24 учеников

Цели урока

Предметные: познакомить учащихся с геометрическими фигурами: плоскость, прямая, луч; научить распознавать на рисунках эти фигуры, а в окружающем мире – объекты, для которых плоскость, прямая, луч являются моделями.

Личностные: проявлять интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения

метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.

Задачи урока

образовательные: продолжить работу по формированию у учащихся пространственного воображения; научить различать простые геометрические фигуры

развивающие: создать условия для развития учебно-познавательной деятельности; вести работу по развитию математической речи, логического мышления, умения анализировать, делать выводы;

воспитательные: содействовать формированию положительного отношения к урокам, понимания необходимости знаний; показать практическую значимость математики при решении задач из повседневной жизни; воспитывать культуру поведения учащихся во время работы.

Планируемые результаты

Учащийся научится распознавать на чертежах геометрические фигуры: плоскость, прямая, луч

Основные понятия

Плоскость, прямая, свойство прямой, луч

Формы организации образовательного пространства на уроке

Фронтальная и индивидуальная работы; работа с учебником.

Средства обучения

Учебник, письменные принадлежности, презентация, компьютер, интерактивная доска, листы самоконтроля; ресурсы сети Интернет: http://school-collection.edu.ru; http://www.mathvaz.ru Методическое пособие по математике 5 класс/Е.В.Буцко, А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир/ ФГОС /Алгоритм успеха/

Используемые технологии

Здоровьесберегающая, информационно-коммуникационная, технология сотрудничества

Базовый учебник

Учебник 5 класс /А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.Якир /М.: Вентана-Граф, 2016  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ploskost_pryamaya_luch.pptx222.72 КБ
Файл tk_po_matematike.docx162.07 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. Задания на повторение : Что изображено? А В отрезок А , В - концы отрезка треугольник А В С А , В , С - АВ , ВС , АС - вершины треугольника стороны треугольника четырехугольник С D E F

Слайд 2

Вопросы : 1) Как сравнивают два отрезка? 2) Какие единицы для измерения длин вы знаете? 3) Сколько сантиметров в дециметре? 4) Сколько миллиметров в сантиметре? 3) Назовите единицу длины в 100 раз большую , чем сантиметр? 4) Назовите единицу длины , в 1000 раз большую метра.?

Слайд 3

Тема : Плоскость , прямая , луч 5 класс Цель урока : Познакомить учащихся с понятиями : плоскость , прямая , луч

Слайд 4

Назовите все фигуры одним словом. МНОГОУГОЛЬНИКИ

Слайд 5

Подготовьте карандаши и линейки , будем работать в тетради 1. Изобразим отрезок АВ А В 2. Продолжим АВ по линейке в обе стороны 3. Получим прямую АВ (или ВА) Прямая не имеет концов. Она неограниченно продолжается в обе стороны. Через любые 2 точки проходит единственная прямая

Слайд 6

Если 2 прямые имеют общую точку , то говорят , что они пересекаются О О – точка пересечения 2-х прямых Если 2 прямые не имеют общих точек , то они параллельны

Слайд 7

Нарисуем прямую АВ и отметим на ней точку О А В О ОА - луч ОВ – луч О – начало этих лучей ОА – дополнительный к ОВ ОВ – дополнительный к ОА

Слайд 8

Итак , мы с вами познакомились с 2-мя геометрическими фигурами ПРЯМАЯ ЛУЧ E F a c O T A B K L Назовем их

Слайд 9

Точки , отрезки , различные геометрические фигуры располагаются на плоскости . Представление о плоскости дает нам , например , поверхность стола школьной доски оконного стекла Но! Эти поверхности имеют края. У плоскости края нет . Она безгранично простирается во всех направлениях.

Слайд 10

Задание1 : Пересекаются ли : Прямая AC прямая ОВ Отрезки АС и ОВ Прямая АС и отрезок ОВ Луч СА и луч ВО Луч ОВ и луч СА Прямая АС и луч ВО A C B O

Слайд 11

Начертите прямую МК и отрезки АВ и С D так, чтобы прямая МК пересекала отрезок АВ, но не пересекала отрезок С D . М К А В С D Задание2 :

Слайд 12

Начертите треугольник ABC . На сколько частей делят плоскость прямые AB, AC, BC. Задание 3: A B C

Слайд 13

Домашнее задание №79, №80, №98, №99



Предварительный просмотр:

ФГБОУ ВО «ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И МЕТОДИКИ

ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ

Разработка урока по математике на тему:

Плоскость. Прямая. Луч.

Разработала:

студентка 5 курса МИ_307 группы

по направлению подготовки  

Педагогическое образование с

двумя профилями «Математика» и  «Информатика»

Монгуш  Чокпак  Артуровна

Подпись:________________

Руководитель практики от кафедры:  

к.ф-м.н., доцент  Троякова Галина Александровна

Оценка: _________________

Подпись:_________________

г. Кызыл 2021г.

Технологическая карта урока

ФИО автора

Монгуш Чокпак Артуровна

Предмет

Математика

Уровень образования

Основное общее образование

Участники

5 «ж» класс МАОУ «Лицей №15» г. Кызыла

Тема урока

«Плоскость. Прямая. Луч» (Урок из раздела «Натуральные числа», 10 урок из раздела)

Тип урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Форма проведения урока

Урок - практикум

Время проведения

1 четверть

Количество учащихся

24 учеников

Цели урока

Предметные: познакомить учащихся с геометрическими фигурами: плоскость, прямая, луч; научить распознавать на рисунках эти фигуры, а в окружающем мире – объекты, для которых плоскость, прямая, луч являются моделями.

Личностные: проявлять интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения

метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.

Задачи урока

образовательные: продолжить работу по формированию у учащихся пространственного воображения; научить различать простые геометрические фигуры

развивающие: создать условия для развития учебно-познавательной деятельности; вести работу по развитию математической речи, логического мышления, умения анализировать, делать выводы;

воспитательные: содействовать формированию положительного отношения к урокам, понимания необходимости знаний; показать практическую значимость математики при решении задач из повседневной жизни; воспитывать культуру поведения учащихся во время работы.

Планируемые результаты

Учащийся научится распознавать на чертежах геометрические фигуры: плоскость, прямая, луч

Основные понятия

Плоскость, прямая, свойство прямой, луч

Формы организации образовательного пространства на уроке

Фронтальная и индивидуальная работы; работа с учебником.

Средства обучения

Учебник, письменные принадлежности, презентация, компьютер, интерактивная доска, листы самоконтроля; ресурсы сети Интернет: http://school-collection.edu.ru; http://www.mathvaz.ru Методическое пособие по математике 5 класс/Е.В.Буцко, А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир/ ФГОС /Алгоритм успеха/

Используемые технологии

Здоровьесберегающая, информационно-коммуникационная, технология сотрудничества

Базовый учебник

Учебник 5 класс /А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.Якир /М.: Вентана-Граф, 2016  

Этап урока,

продолжительность

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Методы, приёмы,

средства обучения

Формируемые УУД

1. Организационный,

           1 мин

Приветствует  учащихся,  оценивает их готовность   к учебной деятельности, мобилизирует  внимание.

Создать  благоприятный психологический настрой на работу.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

 «Ребята, проверьте пожалуйста, все ли у вас готово к уроку?» Выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы.

Словесный

Регулятивные: прогнозирование своей деятельности;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения; самоопределение

2. Мотивация учебной деятельности,

1 мин

- Предлагает послушать строки из стихотворения   С. Маршака.         Пусть каждый день

и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас
и сердце добрым будет
.

- Как вы понимаете  эти строки?

- Ребята, я желаю вам успешной работы на уроке и думаю, что мы все с вами справимся с заданиями

Слушают, объясняют смысл прочитанного четверостишия; смотрят на доску, определяют смысл предстоящего поиска, излагают свои мысли.

Метод стимулирования положительной самооценки

Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные: умение   слушать, анализировать, излагать свои мысли в устной форме и понимать речь других;

Личностные: умение проявлять познавательную инициативу

3.      Актуализация

знаний,

7 мин

- Предлагает решить устно примеры поочередно и вписать  правильность ответов в листы самоконтроля в дневнике достижений

                                                                       

-Актуализируют необходимые установки;

-выполняют задания и вписывают результаты в листы  самоконтроля;

-проводят подсчёт баллов за устную работу

- анализируют, отвечают на вопросы учителя, предлагают способы решения проблемы

Фронтальный опрос с элементами тестирования с применением листа самоконтроля  

(приложение № 1)

(слайды  №2-5) из презентации «Устный счет.  Арифметические действия»

Частично поисковая, исследовательская деятельность;

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже пройдено, фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы;  удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи;  корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;

Коммуникативные:  умение выражать свои мысли, аргументация;  формирование умений совместно с другими детьми оценивать способы решения и делать выводы; находить решение задачи и оценивать полученные результаты.

Личностные:  применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику.

4. Изучение нового материала, 10 мин

-   Как вы думаете, какую тему мы сегодня с вами будем изучать?

- Организует высказывания, предположения учащихся в отношении того, что и как исследовать;

 -подводит к тому, что плоскость бесконечна

- Предлагает начертить прямую через одну точку, две точки, три точки, 4 точки и сделать вывод

-вызывает к интерактивной доске учеников, чтобы продемонстрировать получившееся изображение

- дает понятие луча;

отрабатывается взаимное расположение изучаемых

фигур: пересекаются (не пересекаются) две прямые, прямая и луч, луч и отрезок, отрезок

и прямая; точка принадлежит (не принадлежит) прямой, лучу, отрезку.

- находят в окружающих предметах плоскость

-свободно обмениваются мнениями,  делают выводы

- в тетрадях чертят прямую, проходящую через две точки, 3 точки, 4 точки делают самостоятельные выводы

- Смотрят, выполняют задания , оценивают, делают выводы

Частично поисковая, исследовательская деятельность;

Презентация  «Дм 3 Плоскость. Прямая. Луч»

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ объектов;

Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, оценивать полученные  результаты; делать выводы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные: проявление внимания, интереса, желания больше узнать

Коммуникативные:  умение   слушать, анализировать, излагать свои мысли в устной форме согласно речевому этикету и понимать речь других;      

5. Физминутка,

 2 мин

Даёт рекомендации по выполнению. Ведёт счёт.

Выполняют

гимнастику

Здоровьесберегающие

Коммуникативные: умение работать по заданию

Личностные: формирование ЗОЖ

6. Первичное закрепление изученного материала

6 мин

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

-организует работу с учебником: предлагает устно ответить на вопросы на стр. 29

- решение №85 в тетрадях; к интерактивной доске вызывается 1 ученик

- №87, 88 решают всем классом устно

- №90,91 – работа в парах

- Отвечают на вопросы

- Выполняют задания;

- учащиеся, которые справились с заданием, записывают своё решение на доске - записывают решение в тетрадь, советуются с соседом по парте

- результаты решения записывают в листы самоконтроля

Фронтальная работа с классом

Индивидуальная

работа

Работа в парах

Познавательные: рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации; умение точно и грамотно выражать свои мысли; выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принятие коллективного решения.

Регулятивные:

7. Закрепление (обеспечение осознанности формируемых знаний и умений), 5 мин

Самостоятельная работа

(по вариантам) с самопроверкой

Выполняют работу;

Сверяются с ответами на доске, выставляют баллы в дневнике достижений в листах самоконтроля

Индивидуальная

самостоятельная

работа

Познавательные: рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов.

Регулятивные:  контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

саморегуляция.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация;  формирование умений совместно с другими детьми оценивать способы решения и делать выводы; находить решение задачи и оценивать полученные результаты.

8. Рефлексия

2 мин

- Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Какая была сегодня тема урока?

Какую цель ставили?

Достигли цели?

Расскажите по схеме, чему научились на уроке:

я – знаю

я – запомнил

я – смог

И поставьте себе смайлик – один из 4

Учащиеся отвечают

Фронтальная работа с классом

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация

Личностные: умение оценить свои знания и возможности

9. Домашнее задание,

1 мин

Завершается урок.

Он пошёл ребятам впрок?

Постарались все понять?

Учились тайны открывать?

Ответы полные давали?

На уроке не зевали?»

Учитель предлагает дозированное домашнее задание

§4, вопросы, №86, 89, 93.

Учащиеся записывают в дневники домашнее

 задание

Личностные: формирование самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности

Ход урока

Организационный этап

Здравствуйте, дети! Готовы ли вы к уроку? Есть ли у вас все принадлежности, необходимые к уроку?

Мотивационный этап

- Давайте послушаем стихотворение  С. Маршака.        

 Пусть каждый день

и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас
и сердце добрым будет
.

- Как вы понимаете  эти строки?

- Ребята, я желаю вам успешной работы на уроке и думаю, что мы все с вами справимся с заданиями

Актуализация знаний

- Решите устно примеры поочереди, которые представлены в презентации.

Изучения нового материала

-   Как вы думаете, какую тему мы сегодня с вами будем изучать?

- Организует высказывания, предположения учащихся в отношении того, что и как исследовать;

 -подводит к тому, что плоскость бесконечна

- Предлагает начертить прямую через одну точку, две точки, три точки, 4 точки и сделать вывод, вызывает к интерактивной доске учеников, чтобы продемонстрировать получившееся изображение дает понятие луча; отрабатывается взаимное расположение изучаемых фигур: пересекаются (не пересекаются) две прямые, прямая и луч, луч и отрезок, отрезок и прямая; точка принадлежит (не принадлежит) прямой, лучу, отрезку.

Физминутка

Раз, два - выше голова.
Три, четыре - руки, ноги шире.
Пять, шесть - тихо сесть.

Первичное закрепление изученного материала

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

-организует работу с учебником: предлагает устно ответить на вопросы на стр. 29

- решение №85 в тетрадях; к интерактивной доске вызывается 1 ученик

- №87, 88 решают всем классом устно

- №90,91 – работа в парах

Закрепительный этап

Самостоятельная работа (по вариантам) с самопроверкой

Рефлексия

Какая была сегодня тема урока? Какую цель ставили? Достигли цели?

Расскажите по схеме, чему научились на уроке:

я – знаю...

я – запомнил...

я – смог...

И поставьте себе смайлик – один из 4

Домашнее задание

Завершается урок. Он пошёл ребятам впрок? Постарались все понять? Учились тайны открывать?Ответы полные давали?

На уроке не зевали? Домашнее задание: §4, вопросы, №86, 89, 93.

Приложение № 1

Лист самоконтроля

Вид задания

Количество правильных ответов

Шкала  баллов

Суммарный балл

за задание

Тест

1 слайд

5

2 слайд

5

3 слайд

8

4 слайд

5

Задача № 85

1

Задача №87

1

Задача №88

1

Задача №89

1

Задача №90

1

Задача №91

1

Самостоятельная работа

Задание 1

1

Задание 2

1

Задание 3

1

Суммарный балл за работу

Критерии оценок: 27-32б-«5»; 20-26б- «4»; 16-19б – «3»; меньше 16 б- «2»

Приложение № 2

  E:\всё отлично.png                           E:\не всё понял.jpg            E:\трудно.jpg              E:\скучно.jpg

      Всё отлично!                           Было трудно,                        Старался,                                Было  скучно…

                                                     но я разобрался.                    но многое не понятно.

Приложение 3

Самостоятельная работа

«Геометрические фигуры»

                                                                                     Вариант 1

  1. Выполните действия:    .
  2. На отрезке АВ отмечены точки  С и D. Запишите все отрезки с концами в точках А, В, С и D.

А

В

C

D

  1. Измерьте стороны пятиугольника, изображенного на рисунке. Запишите результаты измерений.

Вариант 2

  1. Выполните действия:    .
  2. На отрезке АВ отмечены точки  С и D. Запишите все отрезки с концами в точках А, В, С и D.

M

N

K

L

  1. Измерьте стороны пятиугольника, изображенного на рисунке. Запишите результаты измерений.

Самоанализ проведенного урока

В период прохождения практики я проводила урок по математике у 5 «ж» класса в МАОУ «Лицей №15» г. Кызыла. Тема урока: «Плоскость. Прямая. Луч.». Тип урока - изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности, форма проведения урока – урок-практикум.

Чтобы достигнуть цели урока, я подобрала материал, вопросы и задания. Материал урока оказался интересным для учащихся.

На уроке ставился и решался ряд задач, как образовательных, так и развивающих и воспитательных. На уроке я использовала разные методы и формы обучения, сочетание практических, наглядных и словесных методов обучения, с организацией фронтальной, групповой, парной и индивидуальной форм работы.

В ходе урока на этапе изучения и закрепления материала была организована работа совместно с учителем. После работы с учителем ученики приступают к работе в группах.

Этапы урока были логично связаны между собой. Время урока распределено рационально.

Мне было интересно вести урок, ученики активно работали и задавали вопросы. Мне удалось быстро настроить детей на работу, установить необходимый контакт с учащимися.

В конце урока был проведен анализ активности на уроке.

Считаю, что мне удалось реализовать все поставленные задачи урока, и все цели были достигнуты.

Домашнее задание не вызовет затруднения у учеников, потому что тему поняли все.

В целом урок можно считать плодотворным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по математике на тему "Умножение и деление на 2,3,4"

В ходе урока учащиеся закрепляют знания табличных случаев умножения и деления на 2,3,4; умения решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз...

Разработка урока по математике по теме "Обыкновенные дроби".

Тип урока: урок - закрепление.Форма проведения: урок – путешествие по Республике БашкортостанЦели урока:1)  закрепить знания, умения и навыки учащихся по теме «Обыкновенные дроби»; учить применят...

Разработка урока по математике по теме «Деление с остатком».(5 класс)

Тема урока: «Деление с остатком».  Тип урока: Урок комплексного применения знаний. Цели урока:...

Разработка урока по математике по теме «Площадь прямоугольника»

Разработка урока по математике по теме «Площадь прямоугольника» с презентацией для 5 класса.Разработка соответствует учебнику «Математика 5» автор Н.Я.Виленкин.  ...

Разработка урока по математике на тему : "Проценты"

Разработка урока  по математике на тему : "Проценты". данный урок разработан по УМК Бунимович. Файл содержит конспект урока, рабочий лист и презентацию. Урок по ФГОС....

Методическая разработка урока по математике по теме "Решение уравнений" 6 класс

Интегрированный урок по  теме "Решение уравнений" 6 класс...

Методическая разработка урока по геометрии по теме "Перпендикулярность прямой и плоскости"

Цель:Образовательная: формирование представления перпендикулярных прямых в пространстве, формирование умения представлять прямую, перпендикулярную к плоскости и решать задачи, применяя знания о перпен...