МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ И РУССКОГО ЯЗЫКА В 7-М КЛАССЕ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ: ОТ ПОНИМАНИЯ К ЗНАНИЮ»
методическая разработка по математике (7 класс)

Тутыгина Наталья Юрьевна

Образовательный минимум по математике и русскому языку – это обязательная форма контроля в нашем учебном заведении с 5 по 8 класс. Образовательный минимум – это обязательное усвоение обучающимися теоретического (терминов и понятий) и частично практического материала по содержанию предметов за учебный период (учебные четверти).

На уроке учащимся через набор определённых заданий было показано, что условием успешной сдачи образовательного минимума по предмету является умение осознанно оперировать понятиями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА  МАТЕМАТИКИ И РУССКОГО ЯЗЫКА  В 7-М КЛАССЕ

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ: ОТ ПОНИМАНИЯ К ЗНАНИЮ»

Тутыгина Наталья Юрьевна, учитель математики, МБОУ Гимназия № 6 г. Архангельска; Некрасова Светлана Альбертовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ Гимназия № 6 г. Архангельска

Образовательный минимум по математике и русскому языку – это обязательная форма контроля в нашем учебном заведении с 5 по 8 класс. Образовательный минимум – это обязательное усвоение обучающимися теоретического (терминов и понятий) и частично практического материала по содержанию предметов за учебный период (учебные четверти). Единственное и неукоснительное требование сдачи образовательного минимума — это дословное заучивание всего объема теоретического материала, входящего в образовательный минимум. На уроке учащимся через набор определённых заданий было показано, что условием успешной сдачи образовательного минимума по предмету является умение осознанно оперировать понятиями.

Целью организации сдачи учащимися образовательного минимума является повышение качества образования

Задачи:
— контроль над усвоением обязательного объема знаний каждым  обучающимся  и последующей коррекцией при необходимости;
— систематизация теоретического материала как фундамента для дальнейшего развития ученика.

         Цели урока: обобщить полученные знания по предметам, научиться осмысленно оперировать понятиями и применять правила.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, раздаточный материал

Технологии: технология проблемного обучения, технология критического мышления, технология здоровьесбережения.

Виды деятельности: фронтальная работа с классом, групповая работа.

Планируемые результаты:

Предметные – научиться правильно строить определения, формулировать правила.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов группы, не перебивая, принимать коллективное решение, контролировать действия партнера, договариваться о совместной деятельности, приходить к общему решению.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий), оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов, строить речевое высказывание в устной форме, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, владеть общим приемом решения задач, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов.

Личностные УУД – формирование навыков индивидуальной и коллективной деятельности.

Этапы урока:

   1. Мотивация практической деятельности обучающихся на уроке

 (вступительное слово учителя). В этом году вы приступили к изучению математики как настоящей науки. На каждом уроке алгебры и геометрии вы узнаёте и усваиваете то, что познавалось людьми веками. Серьёзность и трудность изучаемого вы уже могли почувствовать. Только за первый год вы узнали более 200 новых понятий, а к окончанию школы только в курсе геометрии их будет более тысячи. Чтобы научиться использовать полученные знания при решении задач и чтении учебника вы должны не просто знакомиться с понятиями, но и узнавать и понимать их смысл. (слайд 2,3)

    2. Работа с терминами «определения» и «понятия» (слайд 4-7)

    3. Система заданий:

Задания для деятельности обучающихся

Фронтальная работа

упражнение 1. К данному понятию подберите обобщающее понятие, т.е. такое слово(словосочетание), которое показывало бы, к какой группе (классу), явлений, понятий принадлежит данное слово. это родовой признак понятия. Например, циркуль - чертежный инструмент; глагол - часть речи (слайд 8)

упражнение 2. Обобщите не одно, а два понятия, найдя самое точное обобщающее слово (словосочетание). Например, равнобедренный треугольник – прямоугольный треугольник – это треугольники (слайд 9-10)

упражнение 4. Необходимо выбрать пару понятий, связанных между собой отношением «вид-вид», т.е. понятий, которые относятся к одному классу объектов, явлений и для которых легко подобрать обобщающее слово (слайд 13-14)

упражнение 5. Между понятиями может существовать отношение «часть-целое». Например, птица-стая. Назовите номера пар понятий, которые объединены  связью «часть-целое» (слайд 15)

Групповая  работа

упражнение 3. Выделите существенные признаки (родовое понятие и видовое отличие) и запишите номер задания и буквы, под которыми напечатаны существенные признаки (слайд 11-12)

упражнение 6. Разделить содержание понятия на группы, т.е. необходимо осуществить действие, называемое классификация. Например, все части речи делятся на самостоятельные, служебные и междометия; все арифметические действия делятся на деление, умножение, сложение и вычитание (слайд 16-18)

упражнение 7. Из данных понятий построить схемы; в записи ответов используйте буквы (слайд 19-20)

упражнение 8. Собрать определение (слайд 21).

4. Рефлексия (слайд 22)

Учащимся предлагается выбрать из предлагаемого списка умения и навыки, которые они использовали во время урока.

5. Домашнее задание

Выучить определения и правила – подготовиться к сдаче образовательного минимума по русскому языку и математике

Приложение

Упражнение 3. Выделите существенные признаки (родовое понятие и видовое отличие) и запишите номер задания и буквы, под которыми напечатаны существенные признаки.

1.Смежные углы: а) углы, имеющие общую сторону, б) комбинация трех лучей, в) развернутый угол, г) сумма углов равна 1800, д) стороны углов являются дополнительными полупрямыми.

2.Одночлен стандартного вида: а) числовой множитель на первом месте, б) правильная запись, в) вид, к которому приводится любой одночлен, г) одночлен.

3.Деепричастие: а) совершенный вид; б) добавочное действие при основном; в) вопросы что делая? что сделав?; г) сказуемое; д) не изменяется.

4.Дефис в наречиях: а) есть приставка КОЕ-; б) есть суффикс –НИБУДЬ; в) есть приставка ПО- и суффикс –ОМУ; г) есть приставка В- и суффикс –ЫХ; д) повтор однокоренных слов.

5.Многочлен: а) алгебраическое выражение, б) можно представить, как произведение многочленов, в) сумма одночленов, г) похоже на уравнение.

6.НЕ с причастиями: а) не употребляется без «не»; б) краткое причастие;

в) есть противопоставление с союзом «а»; г) наличие зависимых слов.

Упражнение 6. Внимательно изучить схему и к пропущенным словам, отмеченным номерами, подобрать из списка слов, отмеченных буквами, подходящие.

Схема 1

а) аксиома параллельных  прямых                      

б) 2-й признак равенства треугольников

в) признак параллельности прямых

г) математическое высказывание

д) теорема о сумме углов треугольника

е) теорема

ж) признак равенства треугольников  

Схема 2

Описание: C:\Users\TutyginaNJu\Desktop\УРОК. БИ\Рисунок1.png

а) совершенный

б) деепричастие

в) вид

г) наречие

д) неизменяемое

Упражнение 7. Из данных понятий построить схемы, в записи ответов используйте буквы.

Схема 1

Схема 2

а) 5х + 4 = 7,

б) уравнение,

в) линейное уравнение с двумя неизвестными,

г) линейное уравнение,

д) линейное уравнение с одним неизвестным,

е) 7у + 4 = х.

а) предлоги,

б) подчинительные,

в) производные,

г) смысловые,

д) частицы,

е) служебные части речи,

ж) союзы.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Фамилия Имя

Упражнение

максимум баллов

полученные баллы

Упражнение 3

6

Упражнение 6

6 (3+3)

Упражнение 7

10 (5+5)

Упражнение 8

3

Итого:

25

Оценка

«5» - 25-23, «4» - 20-17, «3» - 16-13

Какие умения и навыки вы использовали во время урока?

(нужное подчеркнуть: не более трёх пунктов)

Поиск и выделение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; установление причинно-следственных связей; построение логической цепочки рассуждений; умение начинать и заканчивать свои действия в нужный момент; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения; владение монологической и диалогической формами речи; умение договариваться; умение доказывать свою позицию; уважать друг друга.

Учебники:

  • Учебник алгебры для 7 класса общеобразовательных учреждений/ С.М. Никольский и др. – М.: Просвещение, 2014; Учебник геометрии для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян и др. - М.: Просвещение, 2014;
  • Учебник русского языка для 7 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. Н.М. Шанского - М.: Просвещение, 2014

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"

Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...

Методическая разработка рабочей программы по русскому языку для 5 класса.

Подробная методическая разработка рабочей программы по русскому языку для 5 класса....

Методическая разработка «Самостоятельная работа по русскому языку в 8 классе по теме «Виды связи в словосочетании»» Составлена учителем русского языка и литературы МОБУ СОШ №19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светланой Анатольевной

Методическая разработка представляет десять вариантов самостоятельной работы для учащихся 8 класса на определение типов связи в словосочетании, а также отработку навыков разграничения словосочетаний о...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку в 8 классе, КВН

Развлекательная игра-КВН в рамках проведения предметной недели по русскому языкуц и литературы...

Методическая разработка раздела программы по русскому языку в 9 классе "Сложноподчиненное предложение"

Методическая разработка раздела учебной программы по русскому языку в 9 классе "Сложноподчиненное предложение". работа представлена на 1 квалификационную категорию....

Методическая разработка бинарного урока по русскому языку в 9 классе "Научный стиль речи. Растем с "Точкой роста".

В разработе представлены материалы, позволяющие подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку в старших классах. Материал представлен в увлекательной форме, урок ведут 2 учителя, что позволяет ученикам ...