ПРОГРАММА по социализации «Математика и мы»
материал по математике

Трофимова Любовь Григорьевна

Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г.Ельня

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

по социализации «Математика и мы»

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: Трофимова Л.Г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr_sots_mat_i_my.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г.Ельня

ПРОГРАММА

по социализации «Математика и мы»

Преподаватель: Трофимова Л.Г.

Содержание

Пояснительная записка.

Введение.

Теоретическая часть:

а) вступление

б) история возникновения математики

  Применение математики в окружающей жизни.

  Вопросы социологического опроса.

  Литература.

                                        Пояснительная записка.

На уроках математики нам не хватает времени, чтобы больше узнать о роли математических  дисциплин  в жизни человека и их связи с различным областями  жизнедеятельности. В результате мы часто задаемся вопросом: «Зачем мы изучаем математику? Какое место в нашей жизни она занимает? Часто ли взрослым приходится решать в повседневной жизни математические задачи?»

Данная тема актуальна, потому что знание областей применения математики в последствии дает обучающимся стимул к учению: обучающийся будет заинтересован в изучении математики.

Цели:

Образовательные:  продолжение работы по формированию устойчивого интереса к математике; сформировать у обучающихся основные ИКТ-компетентности; умения и навыки исследовательской и проектной деятельности; работать над повышением мотивации обучающихся к изучению математики на основе межпредметной интеграции и проектной деятельности; развитие навыков самостоятельного получения информации, формирование умения отбирать и структурировать материал;

Воспитательные: формирование таких качеств личности как познавательная активность, самостоятельность, упорство в достижении поставленной цели;

Развивающие: развитие творческих способностей обучающихся ( воображения, наблюдательности, памяти), монологической речи, самоанализа и рефлексии, способности выявлять причинно-следственные связи, развитие логического мышления.

Расширение знаний обучающихся о математике в повседневной жизни.

Основная задача (проблема) – ответить на вопросы: «Зачем мы изучаем математику? Какое место в нашей жизни она занимает? Как часто  люди в жизни сталкиваются с математическими задачами в быту и повседневной жизни?»;

Выяснить, что значит математика в жизни людей: является второстепенной наукой или математика – неотъемлемая часть в жизни человечества.

Теоретическая часть.

Возникновение арифметики и теории чисел. Античная математика. Математика средневековья: 4-15 века. Математика на Руси. Искусство счета.

Применение математики в окружающей нас жизни.

Математика в мире растений. Математика в мире животных. Математика геометрических тел и фигур. Математика и культура. Математика в живой и неживой природе.

Вопросы социологического опроса. Анализ социологического опроса.

Тематическое планирование

№п/п

Наименование темы, урока

Количество часов

1

Введение

2

2

Теоретическая часть

10

3

Применение математики в окружающей нас жизни

24

4

Анализ социологического опроса

2

Всего

36

Литература

С математикой в путь. Н.Лэнтдон, Ч.Снейп

Интернет-ресурсы

Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г.Ельня

Доклад

на заседании «Школа молодого преподавателя»

«Нестандартные формы и виды уроков»

Преподаватель: Трофимова Л.Г.

2017 г.

 

         Успешность обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету. А вот добиться того, чтобы обучающиеся учились с увлечением, с радостью шли на урок, к сожалению удаётся не всегда. Одним из средств решения этой проблемы является проведение нестандартных уроков.

         Такие уроки, как правило, целесообразно проводить или в период введения в тему, или же напротив, обобщая её.

         В подготовке нестандартных уроков и внеклассных мероприятий принимает участие не только преподаватель, но и обучающиеся, так как значительное время на таком уроке отводится представлению домашних «заготовок». Это обстоятельство позволяет дать задание каждому обучающемуся в соответствии с его склонностями и интересами. В процессе проведения таких уроков решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы. На таких уроках обучающиеся наиболее полно реализуют свои способности и творческую самостоятельность. Нестандартные уроки развивают память, мышление, воображение, самостоятельность, инициативность и волю детей, повышают интерес к знаниям.

         Нестандартные уроки могут проводиться в форме:

-  соревнования и игр (конкурс, викторина, турнир, деловая игра);

-  публичного общения (аукцион, дискуссия, диспут, телемост, диалог);

-  в форме урока, опирающегося на фантазию (сюрприз, сказка);

-  урока - практикума, урока – консультации;

-  урока, основанного на имитационной деятельности (заочная экскурсия, литературная прогулка, литературная гостиная, интервью, репортаж);

-  перенесённой из внеклассной работы (КВН, «Поле чудес», «Счастливый случай», «Звёздный час»);

- интегрированного урока (когда один предмет проникает в другой).

         Виды нестандартных уроков.

         Коллективные виды работы в классе. Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у обучающихся сознательное отношение к учебному труду, дают возможность многократно повторять материал, помогают преподавателю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки обучающихся при минимальных затратах времени.

         Одним из коллективных видов работы является викторина. Она проводится в любых коллективах и требует долгой подготовки. Такие уроки проходят как праздники, т.к. каждому обучающемуся хочется подобрать такой вопрос, чтобы сразу на него можно было ответить. Но если никто не сможет ответить на вопрос, то обучающийся обязательно должен ответить сам. Количество вопросов нужно определить заранее. Вопросы не должны повторяться. Если они слабые, то оценка не ставится, но нужно поблагодарить обучающегося за участие. Это не отпугивает обучающихся, особенно слабых, поэтому все  принимают активное участие. В зависимости от уровня подготовленности группы вопросы могут быть как лёгкие, так и сложные. Сложные вопросы поддерживают работу мысли. Каждая группа получает не менее десяти вопросов, которые несли бы в себе информацию, пробуждали бы у обучающихся желание думать, сопоставлять факты. Но интерес обучающихся, их увлечённость в работе над викторинами окупает все затраты сил и времени.

         Викторины можно проводить и при опросе домашнего задания, при закреплении темы в течение 3-5 минут, могут использоваться формы, как «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Поле чудес», а также инсценирование, иллюстрации, аппликации.

         Можно использовать конверты или карточки с вопросами, привлечь жюри, сделать красивое оформление и подарки для победителей. После изучения целого раздела время викторины можно увеличить.

                            

         На необычных уроках обучающиеся активно включаются в урок, творчески мыслят, не ждут конца урока, не следят за временем, урок приносит им большую радость.

         Урок – конференция. Урок – конференция тоже является необычным. Для его успеха необходим подлинный интерес к докладам, темы которых обучающиеся выбирают сами. Сведения и сообщения обучающихся должны быть сделаны в такой форме, которая обеспечила бы доступность излагаемого материала для всех присутствующих. Это требует индивидуальной подготовительной работы с докладчиками. Продолжительность каждого доклада не должна превышать 10-12 минут. Этого времени вполне достаточно, чтобы изложить и постановку проблемы, и основные результаты опытов, и выводы. Задача преподавателя – помочь обучающемуся подготовить сообщение в соответствии с темой, убедиться, что он излагает хорошим языком, в рамках регламента времени. Слушатели не могут воспринять подряд более 4-5 сообщений. Можно провести оживлённую дискуссию по докладам. Если подготовленных докладов много, они делятся на две категории: устные и стендовые сообщения. Класс можно украсить соответствующими плакатами. Итог конференции подводит учитель. Научно-практическая конференция – одна из наиболее сложных и трудоёмких форм работы. Её подготовка требует от преподавателя значительных усилий и затрат времени. Но всё это окупается тем глубоким впечатлением, которое оставляет у обучающихся удачно проведённая конференция.

         Тематический учёт знаний. Без контроля знаний нельзя добиться осознанности и прочности. После завершения изучения темы обучающимся предстоит сдавать тематический зачёт, который может выполняться устно или письменно. С заданиями зачёта нужно ознакомить ребят за 2-3 урока до окончания темы. Оценка тематического зачёта служит основой для выставления итоговой  оценки. Воспитательные функции зачёта проявляются в его стимулирующем воздействии на обучающихся, в формировании у них чувства ответственности, долга, дисциплинированности. Существуют различные формы зачёта:

         1. Классический зачёт по типу вузовского. Он предусматривает выявление уровня знаний, умений и навыков обучающихся во время индивидуальной беседы обучающегося с преподавателем, что даёт довольно полное представление о степени усвоения изученного материала. Его недостаток – большая продолжительность.

         2. Групповой зачёт. Группа делится на несколько групп, состоящих из обучающихся с разными способностями и уровнем подготовленности. Группы получают карточки-задания, число которых соответствует количеству обучающихся в группе. Вопросы должны быть взаимосвязаны, чтобы после сдачи зачёта у обучающихся было более полное представление об изученной теме. Каждый член группы по очереди отвечает на свои вопросы, остальные внимательно слушают, исправляют, дополняют и коллективно оценивают своего товарища.

         3. Зачёт – карусель («круговой»). Каждый член комиссии принимает зачёт только по одному вопросу. Обучающиеся заполняют индивидуальный зачётный лист, в котором указаны номера вопросов и оценки. В итоге преподаватель по набранной сумме баллов за ответы на все вопросы выставляет каждому обучающемуся общую оценку за зачёт.

         4. Зачёт по маршруту. Первая комиссия проверяет степень усвоения теоретического материала. Вторая – решение расчётных задач, третья – умение планировать и проводить эксперименты. Группа  делится на три группы, каждая получает «маршрутные листы движения», переходя в указанное время от одной комиссии к другой. Там же члены комиссии делают отметки о сдаче каждой части зачёта, затем выводят общую оценку.

         5. «Общественный смотр знаний» проводится в два этапа:

         1) подготовительный (оформление стендов, приготовление докладов, схем, таблиц и т.п.; создание комиссии из числа хорошо знающих предмет обучающихся);

         2) проведение смотра (выбор жюри, отбор лучших, отличившихся обучающихся, подведение итогов; успех смотра зависит от тщательно продуманного содержания его и методики проведения).

         Общественный смотр знаний развивает и повышает интерес к предмету.

         6. Зачёт – конкурс по типу КВН.

         7. Зачёт – аукцион. Определённую сумму баллов за ответ получает тот обучающийся, который последний дополнил ответ на вопрос.

         Урок – экскурсия. Любят и уроки путешествия, уроки – экскурсии. Они развивают коллективизм, дружбу, взаимопомощь, мышление, память и кругозор детей. Но к таким урокам нужно готовиться заранее: выбирать место путешествия, цель, гида, заранее подобрать стихи, песни, вопросы. Обучающиеся помогают экскурсоводу составлять рассказ, снабжают его дополнительным материалом, готовят оборудование. Уроки-экскурсии могут основываться на имитационной деятельности, например, заочная экскурсия, экскурсия в прошлое.

        Преподаватель обязан сделать серьёзный труд занимательным и продуктивным. Игровые задания должны полностью совпадать с учебными, формировать потребность активно относиться к учебному процессу.

 

                                           

Список литературы.

1. Троицкая Н.Б. Нестандартные уроки и творческие задания. // Дрофа. Москва 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития " Социализация личности как одно из условий модернизации образования"

В программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации обр...

программа по социализации воспитанников в условиях детского дома

Данная программа разработана социальным педагогом и педагогом -психологом ГКОУВО "Муромский детский дом № 2" Серовой И.Е. и Солдаткиной Л.Н. Данную программу в своей работе с детьми детского дома...

Программа по социализации несовершеннолетних "Семейный очаг"

Данная программа разработана в рамках системы социализации детей и представляет собой комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на развитие навыков социальной адаптации, необхо...

Программа по социализации "Мы вместе"

Программа воспитания и социализации направлена на формирование пространства для духовно-нравственного развития школьников на основе их приобщения к национальным ценностям, ценностям семьи, своей...

Программа "Зеркало" - Программа по социализации и адаптации учащихся.

Социальная дезаптация школьников часто взаимосвязана со снижением темпов реализации их интеллектуальных и эмоционально-волевых способностей и ухода из реальной жизни в различные подростковые формирова...

ПРОГРАММА по социализации «Математика вокруг нас»

Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня...

Программа социализации "Математика и наша жизнь"

программа социализации обучающихся в рамках предмета "Математика"...