Педагогический проект «Нетрадиционные способы решения квадратных уравнений»
проект по математике (8 класс)

Абейдулин Ильхам Рустамович

Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо владеть основами знаний о методах научного познания при решении задач различного типа и уровня сложности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx511.11 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов на уроке математики Нетрадиционные способы решения квадратных уравнений

Абейдулин Ильхам Рустамович        учитель математики

Проектная работа.

Тема проекта: «Нетрадиционные способы решения квадратных уравнений».

Участники проекта: ученики 8 класса. Сроки реализации проекта: 2 урока.

Продукт проекта: Доклад, памятка.

Задания для групп (в каждой группе 4 -5 человека):

Задание для группы 1.

  1. Сбор информации по теме «Решение квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки» (использование справочников, Интернета).
  2. Подбор 3-4 уравнений по данной теме (вместе с решением).
  3. Оформление продукта проекта: памятки («бумажный» вариант).
  4. Подготовка к защите проекта.
  5. Защита проекта (презентация).

Задание для группы 2.

  1. Сбор информации по теме «Решение квадратных уравнений с помощью «метода переброски» (использование справочников, Интернета).
  2. Подбор 3-4 уравнений по данной теме (вместе с решением).
  3. Оформление продукта проекта: памятки («бумажный» вариант).
  4. Подготовка к защите проекта.
  5. Защита проекта (презентация).

Задание для группы 3.

  1. Сбор информации по теме «Решение квадратных уравнений с помощью номограммы» (использование справочников, Интернета).
  2. Подбор 3-4 уравнений по данной теме (вместе с решением).
  3. Оформление продукта проекта: памятки («бумажный» вариант).
  4. Подготовка к защите проекта.
  5. Защита проекта (презентация).

Задание для группы 4.

  1. Сбор информации по теме «Решение квадратных уравнений, если a+b+c=0 или a-b+c=0» (использование справочников, Интернета).
  2. Подбор10 уравнений по данной теме (вместе с решением).
  3. Оформление продукта проекта: памятки («бумажный» вариант).
  4. Подготовка к защите проекта.
  5. Защита проекта (презентация).

Продукты проекта:

Памятка 1

  1. Построим точки        S( - в ; а с ) (центр окружности) и А(0; 1)

 а        а

  1. Проведем окружность с радиусом  SA,
  2. Абсциссы точек пересечения этой окружности с осью Ох являются корнями исходного квадратного уравнения.

При этом возможны три случая.

  1. Радиус окружности больше ординаты центра (AS    SK или R     а с ),

 а

окружность пересекает ось Ох в двух точках В(   ; 0) и Д(    ; 0), где      и - корни квадратного уравнения.

  1. Радиус окружности равен ординате центра (AS = SB, или R = а с ),

 а

окружность касается оси Ох в точке В(   ; 0), где      – корень квадратного уравнения.

  1. Радиус окружности меньше ординаты центра (AS   SB, или        R < а с ),

 а

окружность не имеет общих точек с осью абсцисс, в этом случае уравнение не имеет решения.

Памятка 2

Метод «Переброски коэффициентов» 1.«Перебросить» коэффициент а в свободный член.

2.Найти корни нового уравнения. 3.Разделить их на а.

Пример. Решить уравнение 12х2 + 13х +3 =0.

Решение.

Запишем вспомогательное уравнение

у2 +13у+ 36 = 0

и найдем корни подбором у1= -4,        у2 = -9.

Вернемся к исходной переменной х: х1= -4/12 = -1/3;        х2 = -9/12= -3/4.

  • Ответ. х1=-1/3;        х2=-3/4.

Памятка 3

Если дано полное квадратное уравнение, то его надо

  1. Привести к приведенному квадратному уравнению z2 + pz + q = 0
  2. Второй коэффициент и свободный член из уравнения отметить на соответствующих осях p и q,
  3. Полученные точки соединить прямой.
  4. Прямая пересекает кривую шкалу в двух точках – корнях данного уравнения, если корни положительные.
  • Если уравнение имеет корни разного знака, то прямая пересечет кривую шкалу в одной точке – это положительный корень. Отрицательный корень находят, вычитая положительный корень из –p.
  • Если же корни отрицательные, то по номограмме находят два положительных корня t1 и t2для уравнения z2 – pz + q = 0, а для уравнения z2 + pz + q = 0 корнями будут z1 = -t1, z2 = -t2

Памятка 4

Решение квадратных уравнений по свойству коэффициентов 1.Если а + b + с = 0 (т.е. сумма коэффициентов уравнения равна нулю), то х1= 1, х2 = с/а

  1. Если а – b + с = 0, или b = а + с, то х1 = – 1, х2 = – с/а

Презентации

1 группа

2 группа

  • Пусть требуется решить квадратное

уравнение ax2+ bx + c =0.        Для него

  • ,        .
  • Умножив обе  части данного уравнения

на а, перепишем его в виде:

  • (ах)2 + b(ах) + ас =0.

  • (ах)2 + b(ах) + ас =0.

  • Произведем замену ах = у.
  • В полученном приведенном уравнении
  • у2+ bу + ас = 0

  • у1 2 = -b,        у1·у2 = ас.
  • Корни уравнения найдем подбором, основанным на теореме, обратной теореме Виета.

        

3 группа        4 группа

⦿ Свойство 1

Если а + b + с = 0 (т.е. сумма коэффициентов уравнения равна нулю), то

х1= 1, х2 = с/а

⦿ Свойство 2

Если а – b + с = 0, или b = а + с, то

х1 = – 1, х2 = – с/а

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок алгебры "Способы решения квадратных уравнений" 8 класс

Урок – обобщения и систематизации знаний, на котором школьники сами находят способы решения квадратного уравнения, изучаемых на уроках алгебры в разное учебное время; обсуждают их решение, учатся крит...

Урок алгебры в 8 классе. Рациональные способы решения квадратных уравнений

В ходе урока учащиеся знакомятся с нестандартными (не входящими в программу) способами решения квадратных уравнений. Путем проб учащиеся приходят к выводу, что эти способы являются во многих случаях р...

способы решения квадратных уравнений

Из практики учителя математики МБОУ СОШ №20 Рудых Т.С., 2012г.Методы решения квадратных уравнений.1.      Преимущества метода.Существует много способов решения ква...

Проект по математике "13 способов решения квадратных уравнений"

        Практически всё, что окружает современного человека - это все так или иначе связано с математикой. А последние достижения в физике, технике и информационных технолог...

Проект по математике "13 способов решения квадратных уравнений"

        Практически всё, что окружает современного человека - это все так или иначе связано с математикой. А последние достижения в физике, технике и информационных технолог...

Решение задач по теме «Графические способы решения квадратных уравнений»

Цель урока: закрепить графический способ решения квадратных уравнений при решении задач практического содержания, формировать умения строить математические модели, совершенствование  навыков пост...

Буклет "Способы решения квадратных уравнений и уравнений, приводимых к ним"

Буклет в виде памятки по решению распространненных видов квадратных уранений (полных и неполных), а ткаже уравнений, приводимых к квадратным....