Конспект внеклассного занятия по теме "Математика и экология" с защитой проектов
план-конспект занятия по математике (6 класс)

Букина Инга Евгеньевна

Внеклассное занятие было представлено на заседании методического объединения учителей математики района

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_matekol.docx209.11 КБ
Office presentation icon butylki.ppt2.02 МБ
Office presentation icon ekologiya.ppt2.94 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Овсянниковская средняя общеобразовательная школа»

Орловского района Орловской области

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ  

ПО ТЕМЕ:

«МАТЕМАТИКА И ЭКОЛОГИЯ»

Математика. 6 «А» класс.

Учитель: Букина И.Е.

д. Овсянниково

2018 г.

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

Для жизни человеку нужны чистый воздух, качественная вода, незараженная почва, растения, энергетические ресурсы и другое, но с развитием цивилизации вредное воздействие людей на природу становится угрожающим для нее. На сегодняшнем занятии мы попытаемся ответить на вопрос «Может ли математика помочь экологии?»

Экологические проблемы возникли не сегодня. Но в наши дни ситуация резко ухудшилась. С нашей планетой произошла беда, её здоровью угрожает опасность.

На уроках биологии вы выявляли признаки грозной беды.

1.Вырубка лесов.

2.Гибель животных.

3.Загрязнение воды.

4.Загрязнение воздуха.

5.Накопление мусора.

6.Отравление почвы.

Вы провели исследования и сейчас мы ……

Каждую Слово предоставим первой группе.

Каждую минуту на планете исчезает 23га леса и 9 биологических видов. Учёные мирового сообщества признают исчезновение лесов одной из самых серьёзных экологических проблем.

Примерно 10 тысяч лет назад на земном шаре шумели дремучие леса. Их площадь составляла более 60 миллионов квадратных километров. Человек в это время только начинал осваивать земледелие и животноводство. Вначале незаметная, эта деятельность привела к постепенному уничтожению лесов на огромных территориях. Быстрое разрушение лесных экосистем наблюдалось и в России. Некогда обширные лесные пространства, занимавшие более половины площади европейской части России, заметно поредели. Территория, занятая лесными массивами, на сегодняшний день составляет лишь чуть более 30 процентов. В ряде районов юга России леса вырублены полностью.

В настоящее время общая площадь лесов на планете составляет 42 миллиона квадратных километров, из них 45% - леса России.

А в последние годы площади вырубленных и сгоревших лесов в 7 раз превышают площади территорий, где посадили новые деревья.

Каждый год вырубается примерно 400 тыс. кв.км леса. 125 миллионов деревьев вырубается только  для производства бумаги.

Бумажная промышленность является одним из главных потребителей древесины, которая расходуется на изготовление учебных  и  письменных принадлежностей.

Мы решили вычислить, сколько гектаров леса нужно вырубить для того,  чтобы издать тираж комплекта учебников для 6 класса.

Рассмотрим решение на примере учебника «Алгебра» авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, М: Мнемозина, 2012

Размеры одной страницы учебника 16см на 21 см, т.о. площадь одной                                                страницы  равна  16 ∙ 21  = 336(кв. см).  

В учебнике 284страницы или 142 листа, значит площадь всех листов   учебника    336 ∙ 142 = 47712(кв. см).

На весь тираж  в 75 000 экземпляров требуется 47712  ∙ 75000 = =3578400000(кв. см). Площадь тиража учебника в кв. м равна

 3578400000 : 10 000 = =357840кв. м

Площадь вырубленного леса  в кв. м равна 357840 ∙ 2,5 = =894600  (кв.м).

Площадь вырубленного леса  в га  равна  894600 : 10 000 = 89,46  (га).

А давайте с Вами посчитаем, сколько га потребуется на учебник геометрии

На другие учебники потребуется:

  1. Русский язык – 81.3га
  2. Литература – 17,64га
  3. Английский язык– 50.4га
  4. История России – 56.4га
  5. Обществознание – 36,2га
  6. История  – 20га
  7. География – 73,1га
  8. Биология – 123,5га

Всего – 548,14га

 Мы  решил узнать какое количество тетрадей необходимо иметь для успешной учёбы в году среднестатистическому ученику 6 классов. С этой целью были заданы следующие вопросы ученикам и учителям-предметникам.

1.Какое количество  простых тетрадей  необходимо иметь для занятий в течение года?

2. Какое количество общих тетрадей необходимо иметь для занятий в течение года?

На диаграммах видно  расхождение в количестве тетрадей, необходимых для  учёбы, по мнению учителей, и приобретаемых учащимися.

Часть тетрадей покупается зря, то есть нерационально тратятся бумага, следовательно, и все природные ресурсы, необходимые для её производства, и, конечно, нерационально тратятся деньги из семейного бюджета.

Меня  заинтересовало, как используются неисписанные школьниками тетради. Ученикам было предложено  ответить  на вопрос:

 Как вы используете оставшиеся тетради?

45%, в Предлагалось 5 вариантов ответов:

   А) - оставляем на следующий учебный год;

   Б) – используем для черновиков:

   В) – отдаём младшим братьям или сестрам для рисования;  

   Г) – используем в неординарных целях;

   Д) – сдаём  на  макулатуру.

Было опрошено  58 учащихся. Получили следующие  результаты:

Вариант А – оставляют на следующий год – 39,6 %;

Вариант Б – используют для черновиков -27,5 %;

Вариант В – отдают младшим – 12%;

Вариант Г – используют в неординарных целях – 21%:

Вариант Д – сдают на макулатуру –0%.

Меня  заинтересовал ответ учащихся об использовании тетрадей в неординарных целях, ведь 21 % опрошенных выбрало именно этот вариант. Я  попытался выяснить, что под этим подразумевается. Мое  внимание привлекли обычные школьные корзины для мусора, которые есть в каждом классном помещении  в каждой российской школе. За один школьный день в мусорной корзине накапливается изрезанной, измятой, исписанной бумаги примерно на одну  простую школьную тетрадь. Я  предположил, что если только по одному тетрадному листку за один школьный день выбросят в мусор ученики нашей школы (в школе  - 1034 ученика), то получится примерно 86 тетрадей.(12 листов)

 Общая продолжительность 2016-2017учебного года составит 268 дней, из которых 157 дней будут учебными, а 106 дней придутся на каникулы, выходные и праздники. 

За учебный год -  13502 тетради.        

Одна  простая тетрадь  весит 27 г, следовательно, вес этих тетрадей составляет- 364,554кг.

Известно, что 20 кг макулатуры сохранит одно дерево.

Таким образом, только учащиеся нашей школы могут сберечь за год 18 деревьев, если не будут выбрасывать  тетради в мусорные урны.

Автомобильный транспорт - один из основных загрязнителей окружающей среды.

 Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения. Это известно всем. Но то, что машина из блага цивилизации может превратиться в ее бич, человечество стало понимать сравнительно недавно. Чем больше машин выходит на улицы, тем труднее жителям мирно сосуществовать с их стальным гудящим и чадящим потоком.  . С одной стороны, автотранспорт потребляет природные ресурсы и пользуется природной средой, а с другой – загрязняет.     

Двигаясь со скоростью 80-90 км/час, автомобиль превращает в углекислоту столько же кислорода, сколько 300-350 человек при дыхании. Но дело не только в углекислоте. Специалисты установили, что один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы 4 т. кислорода, выбрасывая с отработанными газами примерно 800 кг окиси углерода, около 40 кг окислов азота и почти 200 кг различных углеводородов. Если помножить эти цифры на 500 млн. единиц, можно представить степень угрозы, таящейся в чрезмерной автомобилизации.

Среди отраслей экономики России транспортный комплекс является крупнейшим загрязнителем окружающей среды. В масштабах страны доля транспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу от всех источников достигает выбросах парниковых газов - примерно 10%, в массе промышленных отходов - 2%, в сбросах вредных веществ со сточными водами - около 3% . Доля транспорта в шумовом воздействии на население составляет 85-95% на различных территориях.

D:\ИНГА- ОВСЯН\МО матем\Фото, видео\20180405_181220.jpg

     

Для исследования мы выбрали улицу Маринченко. Протяженность участка  600 метров.  

Сначала был осуществлен подсчет количества единиц автотранспорта 2-х видов (легковые автомобили, грузовые автомобили ), проезжающих по улице в разное время, а затем произвели все необходимые раcсчёты.

Длина улицы   600 метров = 0,6км

Машины, проезжающие в воскресенье

800 -900          Легковых автомобилей –18

                       Грузовых – 1

1400 -1500        Легковых автомобилей - 48

                        Грузовых – 5

1900 -2000       Легковых автомобилей-12

                       Грузовых – 3

Среднее число машин, проезжающих за 1 час

Легковых автомобилей –26

  Грузовых – 3

Число автомобилей, проезжающих по улице  за 12 часов

26*12=312 - легковых машин

3*12=36 - грузовых машин

Выброс угарного газа составляет:

Для легкового автомобиля – 2 г/км

Для грузового автомобиля – 10 г/км

Сколько угарного газа выделяет один автомобиль, проезжая по ул.

Легковой автомобиль:

2 г/км * 0,6 км = 1,2 г/км

Грузовой автомобиль:

10 г/км * 0,6 км =6 г/км

Сколько СО выделяют все автомобили, проезжающие по ул.Маринченко

1,2 * 312 =374,4 г  СО выделяют легковые автомобили;

6 * 36=216 г СО  выделяют грузовые автомобили;

62,4 + 144= 206,4 г  угарного газа выделяют все  автомобили за один день.

Выделение угарного газа

За неделю: 206,4 * 7 =1444,8г =1,4448 кг.

За месяц:  206,4  * 30 = 6 192 г =6,192 кг.

За год: 6,192* 12 =74,304 кг.

Предельно допустимая концентрация СО в воздухе: 0,02 мг/л

Выводы:

 1. Угарный газ отрицательно влияет на  здоровье человека. Основу выхлопных газов, являющихся вредными для здоровья  человека и окружающей среды, составляют – угарный газ, оксиды азота (IV), углеводороды, свинец

2.  Для снижения вредности топлива, необходимо применять водородные  двигатели. У них отработанные газы представляют собой пары воды и полностью экологичны. Но эти двигатели, к сожалению, пока не нашли широкого применения.

А теперь давайт вернемся в класс. А что вы знаете о домашних растениях и цветах? Есть ли от них польза?

Цветы как люди
на добро щедры
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.

В цветах разложены карточки с заданиями. Выполнив их, вы узнаете, во сколько раз комнатные растения снижают количество микробов в классе.

  • Декабрист
  • Герань
  • Бегония

Решите уравнение:

(24-х)+37=59,
8*(х+3)=56,

Упростите выражение и найдите значение: а-35-45, если а=83

Ученики делают вывод.

Создание устойчивых зеленых насаждений один из самых доступных и эффективных способов улучшения окружающей среды.

3 группа

Накопление мусора, отравление почвы – экологическая проблема.

Ежегодно каждый человек в развитом государстве выбрасывает 10кг мусора. На каждого жителя Российского города ежегодно приходится 100-400кг мусора.

Около 3,5млрд. т мусора ежегодно образуется в России,  отметил в своем выступлении президент  Путин В.В. 10апреля 2013г.

        Специалисты подсчитали, что если мусор не уничтожить, то через 10-15 лет он покроет нашу планету слоем толщиной 5м.

        Большую часть мусора составляют предметы из пластмассы (70%), на втором месте стеклянные и жестяные предметы (25%), и на третьем месте деревянные и бумажные (5%).

За неделю только наша семья использует более 10 полиэтиленовых пакетов.

Я провел исследования среди учащихся класса.

Сколько пластиковых бутылок в среднем их семья использует за год?

36 бутылок в среднем выбрасывается за год одной семьёй.

Эта цифра может быть гораздо больше.

В селе Днепровское -  275 семей.

Посчитаем, сколько бутылок выбросят за год жители села, если в среднем они используют 36 бутылок:

36 бут. • 275 = 9900бут.

За   10 лет:9900 бут. • 10 = 99000 бут.

За  50 лет:99000 бут. • 50 = 4950000бут

Какую площадь займут 9900 бутылок, если их сложить в ряд?

Диаметр одной пластиковой бутылки – 9см.

Длина бутылки – 32см.

Площадь, занимаемая одной бутылкой, –9 · 32 = 288 (кв. см)

Площадь, занимаемая 9900 пластиковыми бутылками:

288 · 9900 =2851200 (кв. см)=2851,2 (кв. м)

Какую площадь займут пластиковые бутылки за 10лет, за 50 лет?

за 10 лет – 2851,2·10 = 28512кв.м.,

за 50 лет – 2851,2 · 50 = 142560кв.м.

На этой площади можно было бы посеять пшеницу, кукурузу, гречиху, подсолнечник и другие с/х культуры.

Для разложения пакетов требуется 15 лет. Если мы безрассудно будем выбрасывать сейчас пакеты, то в течение десятков лет почва будет содержать вредные вещества.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект 3 «Подсчет среднего количества пластиковых бутылок, используемых семьями деревни Овсянниково Орловского района в течение года» Работу выполнили учащиеся 6 «А» класса МБОУ «Овсянниковская СОШ» Учитель математики: Букина И.Е. апрель 201 8 г.

Слайд 2

исследование загрязнения окружающей среды в деревне Овсянниково. Изучить литературу по теме проекта. Провести исследование «Примерный подсчет количества пластиковых бутылок, используемых семьями деревни Овсянниково Орловского района» В ходе изучения литературы по теме проекта определить уровень загрязнения окружающей среды.

Слайд 3

Ежегодно каждый человек в развитом государстве выбрасывает 10 кг мусора. На каждого жителя Российского города ежегодно приходится 100-400 кг мусора. Около 3,5 млрд. т мусора ежегодно образуется в России. Специалисты подсчитали, что если мусор не уничтожать, то через 10-15 лет он покроет нашу планету слоем толщиной 5м.

Слайд 4

Большую часть мусора составляют предметы из пластмассы (70%), на втором месте стеклянные и жестяные предметы (25%), и на третьем месте деревянные и бумажные (5%).

Слайд 5

В среднем 343 бутылки выбрасывается за год одной семьёй в деревне Овсянниково. В деревне учтено 465 домохозяйств. Задача. Сколько бутылок выбросят за год жители деревни, если в среднем они используют 343 бутылки: 343 бут. • 465 = 159 495 бутылок За 10 лет: 159 495 бут. • 10 = 1 594 950 бут. За 50 лет: 159495 бут. • 50 = 7 974 750 бут.

Слайд 6

Какую площадь займут 159 495 бутылок, если их сложить в ряд? Площадь, занимаемая одной бутылкой, 9 · 32 = 288 (кв. см) Площадь, занимаемая 159 495 пластиковыми бутылками: 288 · 159 495 = 45 934 560 (кв. см)= 4 593,46(кв. м) Какую площадь займут пластиковые бутылки за 10лет, за 50 лет? за 10 лет – 4 593,46·10 =45 934,6 кв.м., за 50 лет – 4 593,46· 50 = 229 673 кв.м.

Слайд 7

Должно пройти около 450 лет , прежде чем пластик начнет разлагаться. После этого, пройдет еще 50-80 лет , пока он полностью не разложится.

Слайд 8

Вывод: чтобы уменьшить загрязнение природы пластиком следует прибегнуть к рекомендациям, перечисленным ниже: Откажитесь от использования полиэтиленовых пакетов. Можно купить или сшить самостоятельно тряпичную сумку для походов по магазинам. Откажитесь от использования пластиковой посуды. Ее можно заменить на стеклянные контейнеры, бумажные пакеты, деревянную посуду и т.п. Не покупайте воду в пластиковых бутылках. Обзаведитесь многоразовой и носите ее всегда собой. Принимайте участие в различных акциях и мероприятиях на тему экологии и сбора мусора. Один из примеров применения пластиковых бутылок – поделки учащихся нашей школы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИНФОРМАЦИЯ

Слайд 2

На каждого жителя Российского города ежегодно приходится 100-400 кг мусора. Около 3,5 млрд. т мусора ежегодно образуется в России. Специалисты подсчитали, что если мусор не уничтожать, то через 10-15 лет он покроет нашу планету слоем толщиной 5м.

Слайд 4

Должно пройти около 450 лет , прежде чем пластик начнет разлагаться. После этого, пройдет еще 50-80 лет , пока он полностью не разложится.

Слайд 5

Чтобы уменьшить загрязнение природы пластиком следует прибегнуть к рекомендациям, перечисленным ниже : Откажитесь от использования полиэтиленовых пакетов. Можно купить или сшить самостоятельно тряпичную сумку для походов по магазинам. Откажитесь от использования пластиковой посуды. Ее можно заменить на стеклянные контейнеры, бумажные пакеты, деревянную посуду и т.п. Не покупайте воду в пластиковых бутылках. Обзаведитесь многоразовой и носите ее всегда собой. Принимайте участие в различных акциях и мероприятиях на тему экологии и сбора мусора. Один из примеров применения пластиковых бутылок – поделки учащихся нашей школы.

Слайд 6

9 00 -10 00 Легковых автомобилей –5 Грузовых – 2 13 00 - 14 00 Легковых автомобилей – 10 Грузовых – 4 18 00 - 19 00 Легковых автомобилей - 15 Грузовых – 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект внеклассного занятия "Мир басен Крылова"

План-конспект внеклассного занятия...

Конспект внеклассного занятия "Математический турнир".

Конспект внеклассного занятия  может быть использован как для среднего, так и для старшего звена. В нем содержатся вопросы - шутки и задания на логическое мышление.  К занятию прилагается пр...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Защита проекта "О братьях наших меньших"

Урок  обобщения и систематизации знаний.Цель:Подведение  итогов  работы над проектом «О братьях наших меньших».Задачи:Повторить правила работы над проектом, его этапы;Формировать...

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...

конспект внеклассного занятия "Всемирный день защиты животных"

Внеклассное занятие для учащихся 4 класса по экологическому воспитанию. Занятие предлагает путешествие по Красной книге. Учащиеся расширят знания о различных видах птиц животных Красной книги. Предлаг...

Конспект учебного занятия по теме "Ночная сорочка" (Защита проекта), 7 класс (2018г.)

Данный материал содержит конспект и презентацию к уроку по теме: "Ночная сорочка"(защита проекта). Урок разработан для учащихся 7 класса...

Конспект урока по гимнастике в 11 классе "Защита проектов по разделу «Гимнастика с элементами акробатики»

Конспект урока по гимнастике в 11 классе , где учащиеся завершив работу над проектом по созданию акробатической комбинации, выполняют её на оценку....