Формирование логического мышления у учащихся в процессе обучения математике с применением информационных технологий.
статья по математике

Скорина Любовь Александровна

Данная статья посвящена применению информационных технологий в образовательном процессе. В связи с этим в работе рассматриваются возможности формирование математического логического мышления при обучении математике с помощью информационных технологий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование логического мышления у учащихся в процессе обучения математике с применением информационных технологий.

Аннотация. Данная статья посвящена применению информационных технологий в образовательном процессе. В связи с этим в работе рассматриваются возможности формирование математического логического мышления при обучении математике с помощью информационных технологий.

Annotation. This article is devoted to the application of information technologies in the educational process. In this regard, the paper considers the possibilities of forming mathematical logical thinking when teaching mathematics with the help of information technology.

Ключевые слова: информационное общество, критическое мышление, логическое мышление, формирование математического мышления.

Введение. В последние годы информационные технологии оказали большое влияние на то, как учащиеся изучают математику. С компьютером и другими цифровыми устройства учащиеся теперь могут развивать свои навыки логического мышления в интерактивной и увлекательной форме. Применяя различные программы и онлайн-инструменты, педагоги могут создавать учебные материалы, адаптированные к индивидуальным потребностям каждого учащегося. Это помогает гарантировать, что все учащиеся имеют доступ к одинаковому уровню знаний и понимания, а также предоставляет им возможность практиковать свои навыки логического мышления в безопасной среде. Благодаря этому процессу учащиеся могут глубже понять математические концепции и заложить прочную основу для будущего успеха в сферах, связанных с математикой.

Изложение основного материала статьи. Ученые, таких как Р.А. Атаханов, Г. Вейль, Б.В. Гнеденко, Ю.М. Колягин, В.А. Крутецкий, А.И. Маркушевич, и др, поднимая вопрос о формировании мышления обучающихся при обучении математике, формулируют идею формирования математического мышления а так же воспитания математической культуры в целом.

Логическое мышление, в свою очередь, является критически важным благодаря  информационным технологиям. В области математики необходимо быть способным анализировать и оценивать различные варианты решения проблем, а также понимать, как правильно использовать инструменты и технологии. Все это требует высокой степени логического мышления.

С помощью информационных технологий  активизируются процессы при обучении математике с интерактивного обучения. Умение проанализировать полученную информацию, выбрать необходимый для работы материал, качественно его обработать ускоряет и оптимизирует процесс мышления, способствует формированию критического склада ума и соответственно развивает критическое мышление обучающегося. А в двадцать первом веке очень важно не только найти информацию, но и правильно ей пользоваться.  Не будем преуменьшать важность и необходимость формирования критического мышления, ведь в современном мире размеры информационного поля практически безграничны и воспитание умения ориентироваться в этом поле, правильно оценивать уровень истинности получаемой информации и вырабатывать свои собственные независимые суждения является важной задачей современного образования.

М. Скривен рассуждал о необходимости формирования критического мышления учащихся, говорит о нем как об образовательной ценности, сравнимой с умениями читать и писать. Бесспорно, современному обществу нужен человек , который будет критически мыслить, способный думать, анализировать, уметь увидеть проблему а также отыскать рациональные пути ее решения. Но именно интерактивные средства обучения математике играют большую роль в становлении критически мыслящего обучающегося.

 Современные информационные технологии способствуют наиболее наглядному, информативному и понятному способу представления информации посредством всевозможных обучающих программ, мультимедийных презентаций и т.д.

По мнению И.В. Роберт, определяется достаточно широкий диапазон целей педагогического воздействия:

 - осуществление взаимодействия с объектами или участие в процессах, находящих свое отображение на экране, реализация которых в реальности невозможна, но целесообразна с учебно-методической точки зрения;

- осуществление управления различными виртуальными объектами и влияния на развитие сюжетов, процессов, представленных на экране;

- формирование и развитие эстетических вкусов, оценок, эстетического мировосприятия за счет визуализации объектов искусства в различных аспектах, а также умений и навыков художественной деятельности по созданию виртуального произведения искусства;

- развитие пространственного видения трехмерных объектов по их двухмерному представлению, умения создавать мысленную пространственную конструкцию некоторого объекта по его графическому представлению;

- формирование умений конструировать модели испытуемого или изучаемых объектов, процессов (как реальных, так и виртуальных), создавать мысленные абстрактные конструкции, включающие созданные модели;

- обучение моделированию аудиовизуальных, сенсорных ощущений непосредственного контакта пользователя с виртуальными объектами.

Реализация этих целей развивает учебную мотивацию, что позволяет активизировать учебную деятельность и создает предпосылки совершенствования образовательного процесса. Формирование логического мышления при помощи интерактивных технологий в информационной образовательной среде в процессе обучения математике. Интерактивное обучение математике представляет собой специальную форму организации познавательной деятельности через активное диалоговое взаимодействие всех субъектов образовательного процесса между собой и осуществляемое в форме совместной деятельности в открытой информационно-образовательной среде.

Отличительные признаки интерактивного обучения математике:

  • диалоговое взаимодействие обучающихся между собой и обучающим с применением информационных и коммуникационных технологий и учетом психических особенностей обучающихся;
  • равноправные взаимоотношения между обучающим и обучаемым при доминировании активности обучающихся;
  • направленность обучения на личностный рост обучающихся или самоактуализацию личности.

Интерактивные педагогические технологии трансформируются в условиях информационно-образовательной среды и посредством включения информационных и коммуникационных технологий обогащают интерактивное обучение математике возможностью самоорганизации и самообразования, что оказывает значительное влияние на развитие мышления обучающихся. Под логическим мышлением понимают такой вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия. Способность мыслить логически формируется у человека в процессе его жизнедеятельности. Чтобы предотвратить формирование неправильных логических структур, или ускорить процесс формирования логического мышления, необходимо создать специальные условия. Для создания этих условий как нельзя лучше подходит процесс обучения математике и геометрии, протекающий в условиях информационно- образовательной среды.

 Сунгурова Н.Л. в своей работе раскрывает положительные стороны обучения школьника в условиях информационно образовательной среды, говорит о формировании логического, оперативного, прогностического мышления. Объясняется это тем, что пользователь предварительно подготавливает задачу для передачи компьютеру: логически продумывает ее затем составляет алгоритм и в какой-то мере прогнозирует алгоритм ее решения, которое в последующем осуществляется компьютерной программой.

Выводы. Вытекая из вышеприведённого, информационные технологии активизируют мыслительные процессы обучающегося. Значит, они формируют умственные умения и способствуют регуляции универсальных учебных действий современных учеников. В условиях глобальной информатизации образования видоизменяется характер интерактивного обучения, построенного на диалоге и обогащенный посредством включения новых объектов учебной деятельности на основе информационных  технологий. Способность информационных технологий позволяют не только сформировать математическую компетенцию, но и выстроить целостный процесс развития у обучающихся математического мышления обучающегося.

Список литературы:

  1. Кузнецова Е.А. Как формировать и развивать мышление учащихся в средней школе средствами математики. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 5. С. 136-140.
  2. Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высших
  3. учебных заведений / Под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2006. – 400 с.
  4. Роберт И.В. Информация и информационное взаимодействие, их место и роль в современном образовании // Мир психологии. 2010. №3. С. 54-67
  5. Харитонова А.А. Дидактические основы формирования логических операций при изучении научных понятий (на примере естественно-математических дисциплин): Дисс. . канд. пед. наук. Саранск, 1997. - 138 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения математике

Доклад на тему : "Формирование опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения математике"...

Проблема формирования алгоритмического мышления учащихся в процессе обучения математике

В данной статье затронута проблема формирования алгоритмического мышления учащихся в процессе обучения математике, а также даны некоторые методические рекомендации по организации работы учащихся с алг...

Программа опытно-экспериментальной работы: «Формирование исследовательской и поисковой деятельности учащихся в обучении математике с использованием информационных технологий»

В основу концепции ОЭР изначально  заложена идея о том, что каждый ученик обладает своей индивидуальной сущностью, которую он реализует в процессе своей жизни. Именно эта индивидуальная сущность ...

Развитие логического мышления учащихся в процессе обучения математике

Развитие логического мышления учащихся в процессе обучения математике...

Программа опытно-экспериментальной работы: «Формирование исследовательской и поисковой деятельности учащихся в обучении математике с использованием информационных технологий»

Актуальность выбранной темы обусловлена следующим фактором:  переход к рыночной экономике требует не только создание соответствующих экономических, финансовых, управленческих структур, но и форми...