Урок математики «Площади геометрических фигур»
план-конспект урока по математике (9 класс)

Технологическая карта урока математики в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog_karta_ploshchadi.docx382.93 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Кильдибекова Антонина Михайловна

Класс: 9

УМК: Атанасян Л. С., Бутузов С. В.

Тема: «Площади геометрических фигур»

Методы: проблемно-поисковый, личностно-ориентированное обучение, Способ диалектического обучения.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Место  урока в изучаемой теме: 5 урок в теме «Начальные сведения по курсу геометрии». Понятия «площади геометрических фигур», «выпуклый многоугольник» будут применяться при выполнении заданий ОГЭ по математике.

Цели:

знать:

- понятия: «площадь», «выпуклый многоугольник», «невыпуклый многоугольник», «геометрическая фигура»;

 - формулы для нахождения площадей геометрических фигур.

уметь (сможет продемонстрировать):

- определять вид выпуклого многоугольника;

- применять формулы для вычисления площадей геометрических фигур;

- использовать известные свойства фигур для решения задач на вычислениеплощадей;

- выполнять геометрические чертежи в соответствии с условиями задачи и работать с ними.

Планируемые результаты

Предметные:

УУД

Знать: определения изученных понятий: «площадь», «площадь треугольника»,  «площадь параллелограмма», «площадь трапеции», «площадь ромба», «выпуклый многоугольник»,  «невыпуклый многоугольник».

Уметь:

- определять вид выпуклого многоугольника;

- применять формулы для вычисления площадей геометрических фигур;

- использовать известные свойства фигур для решения задач на вычислениеплощадей;

- выполнять геометрические чертежи в соответствии с условиями задачи и работать с ними.

Познавательные – использовать знаково-символические средства для решения задач; осуществлять классификацию, делать выводы; проводить наблюдение; составлять на основе текста графики, в том числе с применением средств ИКТ; интерпретировать информацию, представленную в виде таблиц и графиков (аспект смыслового чтения).

Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно.

Коммуникативные -  строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; сотрудничество учащихся между собой, работа в группах; взаимоконтроль, умение слышать, слушать и понимать партнера,  планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные - формирование познавательного интереса к изучению химии; понимание значимости естественно-научных знаний для решения практических задач; понимание и оценка вклада российских учёных в развитие химической науки.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Время

Баллы

Деятельность учащихся

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. 

1.1.Приветствие учащихся.

1.2. Мотивация учащихся

По территории садового хозяйства протекает река, поэтому земельные участки имеют разную форму: треугольную, четырехугольную.  Семья Петровых купила земельный участок, имеющей форму четырех угольника, указанного на схеме:

https://shtory-deco.ru/wp-content/uploads/3/c/9/3c9b149e727b23f61ceb602f18d58f7b.jpeg

- Как определить площадь садового участка, изображенного на схеме?

Тема урока:  Площади геометрических фигур.

1.2. Целевая установка на урок.

- В конце урока Вам нужно построить суждение - ответ на  вопрос:

- Как находить площадь геометрических фигур, имеющих форму неправильных многоугольников?

1.3.Заявка на оценку:

«5» - 14 баллов и выше

«4» - 10-13 баллов

«3» - 7-9 баллов

Критерии оценки

Обоснование ответа – 1 балл

Дополнение-возражение – 1 балл

Построение логической схемы-3 балла

Построение логической цепи рассуждений – 3б

Ответ на вопрос – суждение – 2 балла

Выдвижение аргумента – 1 балл

Доказательство – 2 балла

За скорость – 1 балл

Умение работать в группе – 1 балл

5 мин

Самоорганизация учащихся.

Поисковая беседа

- Учащиеся выдвигают версии

(1 способ: участок имеет форму трапеции, можно применить готовую формулу для определения площади трапеции;

2 способ: разделить участок на простые фигуры: прямоугольный треугольник и прямоугольник, найти их площади и сложить)

Учащиеся определяют учебные задачи

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Соглашаясь со словами Жан- Жака Руссо «Час работы научит больше, чем день объяснения», предлагаю вспомнить теориюпо данной теме и  приступить к выполнению практических заданий.

- Что называют площадью?

- Каковы свойства площади геометрических фигур?

- Что необходимо знать для решения задач по этой теме? (формулы)

Задание 1. Установите соответствие между геометрической фигурой и формулой для нахождения ее площади:

1) треугольник                               А)S = ab

2) квадрат                                       Б) S = ah

3) прямоугольник                          В)S = 1/2ah

4) параллелограмм                        Г) S = 1/2 d1d2

5) ромб                                           Д) S = a2

Задание 2.Укажите номера верных  утверждений:

1. Фигуры называются равновеликими, если у них равные площади.

2. Площадь трапеции равна полусумме длин оснований.

3. Площадь треугольника равна произведению двух любых сторон на синус угла между ними

4. Площадь круга находится по формуле 2 π R.

5. Круг не является простой фигурой.

Задание 4. Используя готовые чертежи, определите вид многоугольника и определите его площадь:

№1               №2                  №3                №4

http://school.umk-spo.biz/gia/images/planimet/repr-p164.pnghttp://school.umk-spo.biz/gia/images/geom/giageom-131.gifhttp://school.umk-spo.biz/gia/images/planimet/repr-p484.png

3 мин

Поисковая беседа

Ответы учащихся:

Площадь – это положительная величина, характеризующая размеры различных фигур.

1) Равные фигуры имеют равные площади;

2)        Если фигура разбивается на части, то площадь этой фигуры равна сумме площадей ее частей;

Ответ:

1

2

3

4

5

Б

Д

А

В

Г

Ответ: 15

Индивидуальный труд -

Простая кооперация

Ответы:

Многоугольник

Формула

Ответ

1

Параллелограмм

S = ah

16

2

Трапеция

S = ½(а+b)h

16

3

Ромб

S = ½d1d2

4

4

Треугольник

S = ½ah

4

III. Постановка учебной задачи

 При выполнении заданий ОГЭ по математике А18, важно не только знание формул, тем более они есть в готовом виде в справочных материалах, а умение работать с чертежами.

  • Как вычислить площадь многоугольника, если информация о его размерах не представлена в явном виде?

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/3/312PCtLbQs5YJnZpq7hUwiTGV8xWEzHrkXMK6R/slide-10.jpg

                    № 5                     №6                     №7

3 мин

Мозговой штурм.

Ребят предлагают свои версии.

Ответы:

№ чертежа

Ответ

№5

6

№6

10

№7

7,5

IV.  Построение проекта выхода из затруднения

- Обобщая ваши предложения можно выделить 2 способанахождения площадей геометрических фигур, в случаях, когда данные о его размерах не дается  в явной форме.

Способ 1.Дополнение до прямоугольника. Этот способ так же прост в подсчёте при вычислении площади при небольшом количестве фигур, площадь которых необходимо отнять. Минусы этого способа - сложность подсчёта площади многоугольников необычной формы, большое количество фигур, площадь которых необходимо отнять, а также невозможность подсчёта площади фигур, не относящихся к многоугольникам.

Способ 2.Разбиение–выпуклый многоугольник разбивается на прямоугольники и (или) прямоугольные треугольники с вершинами в узлах сетки. К минусам можно отнести то, что в использовании этого способа приходится производить множество действий, а так же невозможность подсчёта площади фигур, которые не разбиваются на прямоугольники и (или) прямоугольные треугольники с вершинами в узлах сетки.

- Выбирая рациональный способ, найдем площади фигур, данных на чертежах №5, №6, №7.

6 мин

Рассказ учителя с элементами беседы

Фронтальная работа

V. Первичное закрепление

Задание 5. Используя информацию из открытого банка заданий ОГЭ сайта ФИПИ, решите задачу:

Найдите площади любой фигуры, считая стороны квадратных клеток равными 1:

             №8                               №9

Задание 6. Работая в группах, предложите алгоритм нахождения площади невыпуклого многоугольника, считая стороны квадратных клеток, равными 1:

                    №10

10 мин

3 б

Индивидуальный труд,  простая кооперация.

Ответы:

№ чертежа

Ответ

№8

7,5

№9

12

Сложная кооперация. Выступление от групп.

Ответ: 4

VII. Рефлексия деятельности

  • Как вычислить площадь многоугольника, если информация о его размерах не представлена в явном виде?

- Оцените свои результаты труда. Посчитав баллы, переведите ее в вашу оценку.

5 мин

Ответы на проблемные вопросы:

VIII. Самостоятельное применение знаний

- В каком случае можно применить перечисленные способы для нахождения площадей земельных участков в повседневной жизни?

Домашнее задание: КИМ ОГЭ, задание 18 (5 различных задач)

Урок геометрии по теме «Площадь фигур». 9 класс(подготовка к ОГЭ)

Цель урока: создать условия для развития умений вычислять площади фигур, применяя известные

свойства фигур и формулы.

Задачи:

Обучающие

•  повторить основные теоретические факты по теме;

•  закрепить навыки вычисления площади фигур по формуле;

•  грамотно применять известные свойства фигур для решения задач на вычисление площадей

Развивающие

•  способствовать развитию мыслительной операции анализа, сравнения, обобщения;

•  способствовать развитию коммуникативных качеств личности

Воспитательные

•  способствовать воспитанию трудолюбия, настойчивости в достижении цели, аккуратности,

культуру поведения при групповой и индивидуальнойработе

Педагогические задачи формирования УУД:

•  Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной

деятельности, мотивация учебнойдеятельности

•  Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать

собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,

определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем, контролировать и

оценивать процесс и результатыдеятельности.

•Коммуникативные УУД: слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию,

с точностью и достаточной полнотой выражать своимысли.

•  Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный при изучении темы

«Площади» в 8, 9 классах, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, уметь

составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

Тип урока – урок закрепления знаний, умений и отработки навыков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

8-9 класс Демонстрационный материал по теме:"Площади геометрических фигур", создан на основе программы "Живая математика"

Демонстрационый материал позволяет быстро и просто организовать как изучение, так и повторение учебного материала...

Площади геометрических фигур

Данный урок был проведен в рамках семинара учителей математики и директоров школ...

Повторение по теме "Округление", "Площадь геометрических фигур"

Самостоятельная работа для учащихся 5 класса.2 варианта заданий. Рекомендуемое время выполнения 7-10 минут в начале урока. Задания взяты из тетради Зубаревой, Мордкович....

9 класс Тема урока: «Площади геометрических фигур»

9 классТема урока: «Площади геометрических фигур»...

Интегрированный урок по геометрии и географии "Вычисление площадей геометрических фигур" для обучающихся 8 класса

Необычный урок, на котором ребята знакомятся с профессией инженера-землеустроителя и закрепляют навыки измерительных работ в  пространстве школьной мультипредметной лаборатории и рассчета площаде...

Урок геометрии в 9 классе по теме: «Подготовка ОГЭ: решение задач на нахождение площадей геометрических фигур»

Обучение ведётся по основной общеобразовательной программе основного общего образования в соответствии с ФГОС, авторской программы А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского, М.С. Якир, Е. В. Буцко по учебнику ...