Урок геометрии в 9 классе по теме: «Подготовка ОГЭ: решение задач на нахождение площадей геометрических фигур»
план-конспект урока по геометрии (9 класс)

Дрюкова Оксана Михайловна
Обучение ведётся по основной общеобразовательной программе основного общего образования в соответствии с ФГОС, авторской программы А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского, М.С. Якир, Е. В. Буцко по учебнику «Геометрия» для 9 класса авторов А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир . На изучение темы «Площадь» в 9 классе отводится 4 урока в главе «Решение треугольников», 5 уроков в главе «Правильные многоугольники». В 8 классе на изучение темы отводится 7 уроков. В связи с необходимостью подготовки учащихся к ОГЭ по математике урок повторения по теме «Площади геометрических фигур» очень актуален.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по геометрии в 9 классе по теме:

«Подготовка ОГЭ: решение задач на нахождение площадей геометрических фигур»

Цель урока: повторить формулы для вычисления площадей геометрических фигур, выполнять расчеты по формулам, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности: выполнять задания, содержащие практический контекст.

Задачи урока:

   Образовательная: совершенствование навыков нахождения площадей геометрических фигур ; формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические объекты в реальных жизненных ситуациях.

Развивающая: развитие познавательной активности и внимания; формирование логического мышления.

Личностная: овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением навыками исследовательской деятельности.

Оборудование: интерактивная панель, ноутбук с выходом в Интернет, бланки ОГЭ по математике, справочные материалы ОГЭ, непрограммируемые калькуляторы, готовые лоскутные блоки из ткани .

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Методы: эвристическая беседа, наглядные, интерактивные, практические, проблемно-поисковые, методы стимулирования интереса к учению, метод групповой работы, метод контроля и самоконтроля.

План-конспект урока.

  1. Организационный этап.   (1 мин.)

 Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Учащиеся перед уроком разбиты на 3 группы (в каждой группе ученики разного уровня подготовки).

  1. Мотивационно-целевой этап.(3 мин.)

Учитель:

- Ребята, вы наверняка знаете, что в школе действует кружок лоскутного шитья «Лоскутная мозаика». Лоскутное шитьё-это достаточно сложный вид творчества. Прежде чем сшить готовое изделие нужно подготовить лоскутные  блоки. Блок – это мозаичный тканевый узор, сшитый из лоскутков различных геометрических форм. Рассмотрите блоки, лежащие у вас на столах. Девочки, посещающие кружок, решили сшить лоскутное одеяло . Размер одеяла 1,5-спального стандартного составляет 140см х 205 см. С чего стоит начать? Как вы думаете?

*Найти площадь одеяла, найти площадь одного блока.

- Но блоки могут быть различной формы. Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь?

*О площадях геометрических фигур.

- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?

*Решение задач на нахождение  площадей геометрических фигур.

- Каковы же тогда цели нашего урока? Что мы сегодня должны с вами сделать?

* Повторить формулы площадей, решать задачи с помощью формул, решать задачи практического содержания.

 - Спасибо за ваши ответы. Да, как я уже говорила, лоскутное шитьё – сложный вид творчества. Тут нужна  и алгебра, и геометрия, и законы цвета. А чтобы получить готовый размер изделия, нужно знать размер блоков, то есть маленьких кусочков, фрагментов , а в каждом фрагменте своя математика и цветовая гармония. Всё это нужно заранее просчитать, решить непростую творческую задачу.

- Где ещё вам может понадобиться знание формул нахождения площадей?

*На практике, при решении задач на ОГЭ.

-Сколько геометрических задач нужно решить?

*Что успешно сдать экзамен, нужно решить не менее 2 заданий из модуля «Геометрия». 

- А чтобы уверенно решать предложенные задачи, надо хорошо знать теорию.

3.Актуализация опорных знаний.(5 мин.)

-Предлагаю повторить формулы. А чуть позже вернёмся к решению нашей практической задачи . На доске (интерактивной панели) изображены различные фигуры. На каждой фигуре нужно написать формулу площади и рассказать её словесно. Кому сложно, можете использовать справочные материалы ОГЭ.

(Фронтальная работа по повторению формул.)

-Каких изученных формул тут нет?

-В каких задачах   КИМов встречаются задачи на нахождение площадей?

*Задания 1, 17,18.

- Где находятся все задачи, из которых составляются Кимы?

*Открытый банк заданий на сайте ФИПИ. Навигатор самостоятельной подготовки к ОГЭ.

4. Решение задач на нахождение площадей фигур.(13 мин.)

- Правильно решать задания ОГЭ, это конечно важно, но не менее важно уметь правильно заполнять бланки.  У каждого есть бланк, давайте заполним регистрационную часть бланка. Приглашаю к доске одного учащегося. (На экране – регистрационная часть бланка, используя «заметки» учащиеся заполняет бланк. Учитель контролирует заполнение бланков учащимися, оказывает помощь.)

- Молодцы, ребята! Отлично справились с работой! Хочу познакомить вас с новым открытым бланком на сайте ФИПИ, где вы можете самостоятельно выбрать тему для подготовки, решить предложенные задания, внести ответы. Система сама проверит и выдаст статус задания: верно или неверно. Итак, выбираем задания по нашей теме https://oge.fipi.ru/bank/index.php?proj=DE0E276E497AB3784C3FC4CC20248DC0  .

Система показывает 153 задания. Предлагаю решить выборочно 10 заданий (по 1 заданию на каждой странице), стараемся выбирать задачи на нахождение площадей различных фигур. ( Учащиеся выходят к доске с помощью панели «Заметки» рисуют необходимые элементы, пишут решение задачи, вносят ответ в ноутбук, проверяют, если ответ неверный, то совместно ищем ошибки. Учитель координирует выбор задач учащимися, в тоже время даёт им право выбора. ).

- Надеюсь, вы чаще будете самостоятельно работать  на этом сайте.

5. Домашнее задание.(1 мин.)

- Домашнее задание следующее: решите ещё 10 задач по этой теме на сайте ФИПИ.

6. Групповая практическая работа по решению практико-ориентированной задачи.(15 мин.)

- А теперь вернёмся к лоскутному одеялу. Напомните, какая задача стоит перед вами?

* Сшить лоскутное одеяло размером 140см х 205 см .

- Предлагаю определить алгоритм работы. Мы уже с вами говорили, что необходимо найти площадь всего одеяла и площадь одного блока. Какой следующий шаг?

*Найти количество блоков.

- На забудьте, что каждый блок состоит из определенных геометрических фигур. Что необходимо знать?

* Количество геометрических фигур, необходимое  для одного блока и их размеры.

- При нахождении размеров фигур учтите, что припуск на швы составляет 0,7 см. Вычисления производите с помощью непрограммируемого калькулятора.

(Работа в группах. Каждой группе выдают готовый блок. Используя алгоритм необходимо решить задачу: найти количество блоков, количество и размер каждой фигуры, составляющих лоскутный блок.)

По мере готовности групп учитель предлагает самостоятельную проверку по готовым ответам. Предлагает найти ошибки. Оценивает работу группы.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.(2 мин.)

- Что сегодня на уроке мы повторили?

- Что было наиболее интересным?

- Что оказалось самым трудным?

- Что нового узнали на уроке?

- Ребята, спасибо вам за работу. Предлагаю сделать фото на память о сегодняшнем уроке, поднимите большой палец вверх, если вам урок понравился и у вас хорошее настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

8 класс,геометрия Урок практикум по теме:"Решение задач на нахождение площади трапеции"

Урок практикум : Решение задач по теме «Площадь трапеции»Цель:Повторить формулы для вычисления площадей четырехугольников (трапеции)Совершенствовать навыки в решении задач по данной темеПроверит...

Презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Обыкновенные дроби. Решение задач на нахождение части"

Презентация к уроку математики в 5 классе  по теме "Обыкновенные дроби. Решение задач на нахождение части"....

Решение задач на нахождение площади геометрических фигур на сетке. ОГЭ. Задание №12

Материал представляет собой презентацию, в которой разобраны 4 способа нахождения площади фигур на сетке. Данный материал можно использовать как для подготовки к ОГЭ, так и для уроков геометрии в 8 кл...

Тема урока: "Решение задач на нахождение площади и периметра прямоугольника и квадрата" (5 класс)

Цели:совершенствовать умение находить P и S прямоугольника и квадрата;решать геометрические задачи, задачи нового типа (алгебраические);развивать логическое мышление, правильную математическую речь уч...

Решение задач на нахождение площадей фигур

Геометрия 8 классРешение задач на нахождение площадей многорганников.Учебник - Атанасян....

"Решение задач на нахождение площади поверхности призмы. 10 класс"

Решение задач на нахождение площади поверхности призмы....