Методическая разработка по теме: "Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике"
методическая разработка по математике (5 класс)

Букарева Ольга Алексеевна

Методическая разработка по теме: "Формы и методы обученияна современном учебном занятии по математике". УМК Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика 5 класс. Технологическая карта урока "Треугольник и его виды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_bukareva_o.a.docx122.38 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ

«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ ПО МАТЕМАТИКЕ»

ФИО        Букарева Ольга Алексеевна

№ п/п

Обязательный элемент методической разработки

Содержание

1

Тема учебного занятия с указанием класса

Математика, 5 класс

Учебник: «Математика 5», Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С./ Под ред. Подольского В.Е.

Тема: Треугольник и его виды

2

Предметные и метапредметные результаты обучения

Предметные  результаты: 

Обучающиеся научаться:

  1. работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, обосновывать суждения, проводить классификацию;
  2. владеть базовым понятийным аппаратом: треугольник, равносторонний треугольник, остроугольный равнобедренный или разносторонний треугольники, тупоугольный равнобедренный или разносторонний треугольники, прямоугольный равнобедренный или разносторонний треугольники;
  3. пользоваться изученным материалом;
  4. самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач.

Метапредметные

Регулятивные

Обучающиеся научаться:

  1. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации;
  2. составлять план и последовательность действий;
  3. осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
  4. адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;
  5. сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные

Обучающиеся научаться:

1. осуществлять смысловое чтение;

  1. понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать и соответствии с предложенным алгоритмом;
  2. понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

Обучающиеся получат возможность  научиться:

  1. строить логические рассуждении, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
  2. планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  3. устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

Коммуникативные

Обучающиеся научаться:

  1. организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  2. взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

3

Этапы учебного занятия с описанием:

  • учебных заданий
  • форм работы на разных этапах учебного занятия

-примеров индивидуализации учебных заданий

Технологическая карта урока

Этап урока

Материал урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

(форма работы)

Организационный

Стихотворение: Прозвенел сейчас звонок Готовы вы начать урок? Настроение на пять?

Значит можно начинать.

Приветствует детей, проверяет подготовленность к уроку, организует внимание детей, просит пожелать друг другу удачи на уроке.

Включаются в деловой ритм урока, отвечая на вопросы учителя. Желают  соседу по парте удачи, жмут руки.

Актуализация знаний

Слайд № 1

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1219/00083bf0-05c1928c/img0.jpg

Слайд № 2.

Загадывает загадку:

Он и острый, да не нос И прямой, да не вопрос Тупой он, да не ножик

Что ещё таким быть может? (угол) Задает вопросы:

  • Что такое угол?
  • Какие виды углов вы знаете?

-Что такое многоугольник?

  • Какие из многоугольников вы знаете?
  • Какой из многоугольников имеет меньше всего углов? А сторон?

Делает вывод на основе ответов учеников на последние 2 вопроса:

Самым простым многоугольником является треугольник, но при этом не менее интересным

Отгадывают загадку

Отвечают на вопросы учителя, находят указанные виды углов и многоугольников на слайде.

(фронтальная, индивидуальная работа)

Целепологание

Задает вопросы:

- Что такое треугольник?

-Что умеете находить в треугольнике?

Организует выполнение практической работы обучающимися: Начертите произвольный треугольник. Назовите его. Вычислите его периметр.

Просит сравнить построенные треугольники:- Посмотрите,

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют практическую работу. 

(индивидуальная работа)

Слайд № 3.

B        F

                                    E        D

A        C

пожалуйста, тетради друг у друга. Одинаковые ли треугольники у вас получились?

Задает вопросы по слайду и анализирует ответы обучающихся:

  • А у меня на рисунке одинаковые треугольники?
  • Чем они отличаются?

-Да, действительно, вы у меня видите треугольники разных цветов. Но разве цвет является признаком геометрических фигур? Значит, такой вариант нам не подходит.

  • Ещё версии есть, чем отличаются треугольники на рисунке?
  • Действительно, здесь представлены треугольники разных размеров, но существует ли эталон треугольника, с которым мы можем сравнивать свои треугольники и делать вывод, большой он или маленький ?

-Значит, мы с вами пока не знаем, по каким признакам можно классифицировать треугольники, то есть определять его вид

( постановка проблемы)

Просит сформулировать тему урока и поставить цель. Записывает

Сравнивают построенные треугольники, отвечают на вопрос учителя.

(Работа в парах)

Отвечают на вопросы учителя:

Нет

Цветом

-Размером, потому что здесь есть большой и маленький треугольник.

Нет

Слайд № 4.

тему урока на доске.

Формулируют тему урока:

«Виды треугольников» и цель урока: научиться определять вид треугольника

Изучение нового материала – решение поставленной проблемы

Треугольники

По углам        По сторонам

Остроугольные        Равнобедренный

(все углы острые)        (две стороны равны)

Прямоугольные

(один угол – прямой, два –                Равносторонний острые)        (все стороны равны)

Тупоугольные

(один угол – тупой, два –        Разносторонний

острые)        (все стороны различны

        Слайд № 5.

Организует работу обучающихся с учебником.

Задает вопросы по изученному материалу, организует заполнение схемы – классификации треугольников

Изучают учебный материал, изложенный в учебнике.

Отвечают на вопросы учителя, составляют классификационную схему в тетради. 

(индивидуальная работа)

Этап коррекции.

Практическая работа.

Организует практическую работу в парах обучающихся на уроке:

- Сегодня на уроке вы будете исследовать треугольники и учиться их классифицировать. Перед вами - дом, но жильцов – треугольников в нём пока нет. Давайте заселим этот дом. Каждая квартира в этом доме имеет своё название, в ней живут треугольники определённых видов, учитывая обе классификации.

У вас на партах набор из разноцветных треугольников. С помощью линейки и

Исследуют треугольники, выполняя соответствующие измерения и «заселяют новых жильцов» в соответствующие квартиры.

(работа в парах)

транспортира мы будем исследовать наши треугольники. Первый треугольник мы исследуем вместе – это жёлтый треугольник, а исследованием остальных вы займётесь самостоятельно, работая в парах. Сейчас каждый из вас превратиться в исследователей треугольников. Я предлагаю одному измерять углы, а другому стороны

Обведите в тетрадь фигуру (жёлтый треугольник)..

  • Какие углы у вас получились при измерении? (острые)
  • Что вы можете сказать о длинах сторон треугольника? ( все длины различны)
  • Запишите в тетрадь рядом с треугольником вывод (2 слова)

Вывод: треугольник разносторонний, остроугольный

Прикрепим наш треугольник в квартирку с ответствующим названием.

Дальше вы работаете самостоятельно.

Первая пара исследует треугольники: зелёный, оранжевый и голубой.

(Вывод: Зелёный треугольник - разносторонний, прямоугольный.

Вывод: Оранжевый треугольник - равнобедренный, остроугольный.

Вывод: Голубой треугольник - тупоугольный, равнобедренный.)

Вторая пара исследует треугольники: малиновый, фиолетовый, синий

( Вывод: малиновый треугольник

  • разносторонний, тупоугольный.

Вывод: фиолетовый треугольник

  • прямоугольный, равнобедренный.

Вывод: Синий треугольник - равносторонний, остроугольный)

Закрепление изученного материала

Задача

P=15см+23см+27см=65см        P=12см+15см+15см=42см

  • Так как у треугольника все        Так как у треугольника две

стороны имеют различную        стороны имеют

длину, то этот треугольник        одинаковую длину, то этот

разносторонний.        треугольник

  • Ответ: 65 см,        равнобедренный.

разносторонний.        Ответ: 42см, равнобедренный.

Слайд № 6.

Организует совместное решение задачи из учебника на доске и тетрадях

Организует самостоятельное решение задачи по вариантом и последующую взаимопроверку.

Записывают решение задачи.

(фронтальная работа)

Самостоятельно решают задачу, проверяют решение задачи соседа по парте по шаблону

 (работа в парах)

Систематизация пройденного материала.

Ответы на тест

         1 вариант                         2 вариант        

  • 1. остроугольный        1.прямоугольный
  • 2.прямоугольный        2.тупоугольный
  • 3.тупоугольный        3.остроугольный
  • 4.разносторонний        4.равнобедренный
  • 5.равносторонний        5.разносторонний
  • 6.равнобедренный        6.равносторонний

        

Слайд № 7.

Организует обучающихся на решение теста

Решают тест и осуществляют самопроверку (индивидуальная работа)

Домашнее задание

Домашнее задание

  • стр.90-91; №342, №345
  • По желанию: Сообщение "Треугольник в нашей жизни".

Слайд № 8.

Объясняет домашнее задание из учебника и творческое:

стр.90-91; №342, №345

По желанию: Сообщение "Треугольник в нашей жизни"

Записывают домашнее задание в тетрадь

Рефлексия

Задает вопросы: Назовите тему урока.

-Какую цель мы поставили в начале урока? -научиться определять вид треугольника.

-Достигнута ли она?

Какие виды треугольников вы знаете?

-Что на уроке у вас хорошо получилось?

-Над чем ещё надо поработать?

Отвечают на вопросы учителя

Итог урока

C:\Users\1\Desktop\img10.jpg

Слайд № 9.

Просит оценить себя по пятибалльной шале, комментирует выставленные оценки и благодарит за урок.

Выполняют самооценивание

(индивидуальная работа)

4

Формы оценивания и примеры задания для оценивания

У каждого обучающегося на партах листы с заданиями, которые он выполняет на протяжении урока.    

Ф.И.         

Вариант №1 Задача

Найти периметр треугольника со сторонами 15 см, 23 см и 27см. Определить вид треугольника по сторонам.

Ответ:        ,        .

Тест

  1. Если все углы треугольника острые, то его называют        треугольником.
  2. Если один из углов треугольника прямой, то его называют                треугольником. 3.Если один из углов треугольника тупой, то его называют        треугольником. 4 Треугольник, у которого три стороны имеют различную длину, называют

         треугольником.

  1. Если три стороны треугольника равны, то его называют          треугольником.
  2. Если две стороны треугольника равны, то его называют

         треугольником.

Критерии оценивания:

6 верных ответов-«5», 5 верных-«4», 4 верных-«3», менее 4-«2»

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Практическая работа

Решение задач

Тест

Итоговая оценка

Ф.И.          

Вариант №2 Задача

Найти периметр треугольника со сторонами 12 см, 15 см и 15 см. Определить вид треугольника по сторонам.

Ответ:        ,        .

Тест

  1. Если один из углов треугольника прямой, то его называют

         треугольником.

  1. Если один из углов треугольника тупой, то его называют

         треугольником.

  1. Если все углы треугольника острые, то его называют        треугольником.
  2. Если две стороны треугольника равны, то его называют

         треугольником.

  1. Треугольник, у которого три стороны имеют различную длину, называют

         треугольником.

  1. Если три стороны треугольника равны, то его называют        треугольником.

Критерии оценивания:

6 верных ответов-«5», 5 верных-«4», 4 верных-«3», менее 4-«2»

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Практическая работа

Решение задач

Тест

Итоговая оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе» (учебное занятие, 6 класс)

Методическая разработка составлена в рамках курса ПК "Школа современного учителя" и соответствует требованиям к современному уроку....

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике»

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике»...

Методическая разработка "Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе"

Методическая разработка "Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе"...

Методическая разработка на тему «Формы и методы обучения на современном учебном занятии». География 7 класс

Методическая разработка на тему «Формы и методы обучения на современном учебном занятии».  География 7 класс«Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира»...

Методическая разработка "Формы и методы обучения на современном учебном занятии по физике"

Методическая разработка по теме "Энергия топлива. Удельная теплота сгорания" 8 класс...

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике»

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике»...