РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Математика для всех. Чудо шашки» для обучающихся 8-9 классов
рабочая программа по математике (8, 9 класс)

Аношина Маргарита Дмитриевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка  «Математика для всех. Чудо шашки»

для обучающихся 8-9 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

  МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Министерство образования Республики Мордовия

 Муниципальное образование. Чамзинский муниципальный район
 Республики Мордовия

МБОУ "Апраксинская СОШ"

РАССМОТРЕНО

На методическом объединении учителей естественнонаучного         цикла

Протокол №1

 от «31» августа   2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом №92

от «31» августа    2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка  «Математика для всех. Чудо шашки»

для обучающихся 8-9 классов

 

Мичурино 2023

Планируемые результаты реализации программы Личностные результаты: 

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты: 

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
  • ориентирование в своей системе знаний: понимание, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.
  • умение делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • умение добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенной учителем литературы.
  • умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • перерабатывание полученной информации: наблюдение и умение делать самостоятельные выводы.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты: 

  • Знать термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. • Правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • Сравнивать, находить общее и различие.
  • Уметь ориентироваться на шахматной доске.
  • Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
  • Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», превращение пешки.

 

Механизм оценивания образовательных результатов

Проверка результатов обучения осуществляется во время занятий посредством:

-наблюдения педагога за практической работой обучающихся; -опросов по изучаемым темам;

-участие в соревнованиях различного уровня.

 

Содержание программы

  1. История развития шашек

Ознакомление с планом работы кружка, техникой безопасности, историей развития шашек, шашечным кодексом. Теоретический компонент: 

Различные шашечные системы. Древность русских шашек. Распространение  шашечной игры в России. Первая книга по шашкам в России, написанная, в 1827 году, А.Д. Петровым.

  1. Первоначальные понятия Теоретический компонент: 

Правила игры, шашечная нотация. Основы шашечной игры и её общие вопросы. Понятие о шашечной позиции, позиционное преимущество - важный путь к достижению победы.

Практический компонент: 

Сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях. Упражнения на усвоение правил игры, разбор и решение тематических примеров.

Игры с записью партий. 

  1. Тактика.

Теоретический компонент: 

Различные способы выигрыша шашек. Разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться в процессе игры. Простейшие комбинации и тренировка в их отыскании, расчет ходов в партии.

Практический компонент: 

Жертва шашки. Комбинационные эпизоды игры. Комбинационные ловушки. Контрудары. 

  1. Стратегия Теоретический компонент: 

Значение центральных полей игры. Сила и слабость центра.

Практический компонент: 

Тактика – важная часть стратегии, ей подчиненная. Значение общего плана игры в партии.

  1. Эндшпиль Теоретический компонент: 

Расчет ходов, ценность времени и пространства,  игровое качество дамки по сравнению с простой шашкой. Правило оппозиции – противостояние шашек.

Практический компонент: 

Три дамки против одной, «треугольник. Разбор специальных тематических примеров. Решение упражнений.

  1. Дебют Теоретический компонент: 

Определение дебюта, его основные цели.  Наиболее распространенные дебютные ловушки в «Игре Петрова», «Перекрестке», «Отыгрыше». Нахождение дебютных ловушек и комбинаций.

Тематические игры с разбором сыгранных партий.

  1. Композиция Теоретический компонент: 

Концовки, задачи и этюды – произведения композиции  (особой области шашечного творчества).

Связь композиции с практикой.

  1. Международные шашки Теоретический компонент: 

Нотация  доски, запись ходов и положений. Ловушки в дебютах, комбинации, этюдные маневры. 

Красота игры. Простор для творчества.

Практический компонент: 

Упражнения в записи отдельных положений и записи партий.

 

  1. Спарринг тренировки, конкурсы решений, сеансы одновременной игры Практический компонент: 

Систематичность спарринг – тренировок, разнообразие их тематики, подбор партнеров. Тематика конкурсов решений и сеансов одновременной игры, учет тренировочных выступлений занимающихся. Разбор сыгранных партий, проверка выполнения заданий. 10. Классификационные турниры Практический компонент: 

Участие в соревнованиях, турнирах по шашкам, запись партий, их последующий разбор.

 

Тематическое планирование. 

N п/п

Наименование темы

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1.История развития  шашек.

1

Различные шашечные системы. Древность русских шашек. Распространение  шашечной игры в России. Первая книга по шашкам в России, написанная, в 1827 году, А.Д.

Петровым

1

 

1

2. Первоначальные понятия

2

Правила игры, шашечная нотация

1

 

1

3

Основы шашечной игры и её общие вопросы

1

 

1

4-5

Сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях

1

1

2

6-7

Упражнения на усвоение правил игры, разбор и решение тематических примеров

1

1

2

8

Игры с записью партий

1

 

1

 

3. Тактика

9

Различные способы выигрыша шашек

 

1

1

10-11

Разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться, в процессе игры

1

1

2

12-13

Простейшие комбинации и тренировка в их отыскании, расчет ходов в партии

1

1

2

14

Жертва шашки. Комбинационные эпизоды игры

 

1

1

15

Комбинационные ловушки

 

1

1

16-17

Контрудары

1

1

2

4. Стратегия 

18-19

Значение центральных полей игры. Сила и слабость центра

1

1

2

20

Тактика         –         важная         часть         стратегии,         ей подчиненная.  Значение общего плана игры в партии

 

1

1

5. Эндшпиль 

21-22

Расчет ходов, ценность времени и пространства, игровое качество дамки по сравнению с простой шашкой

1

1

2

23

Правило оппозиции – противостояние шашек

 

1

1

6. Дебют 

24

Три дамки против одной, «треугольник»

 

1

1

25

Разбор специальных тематических примеров. Решение упражнений

 

1

1

26

Определение дебюта, его основные цели

Наиболее распространенные дебютные ловушки в «Игре Петрова», «Перекрестке», «Отыгрыше»

 

1

1

27

Нахождение дебютных ловушек и комбинаций Тематические игры с разбором сыгранных партий.

 

1

1

7. Композиция 

28

Концовки, задачи и этюды – произведения композиции

 

1

1

29

Связь композиции с практикой

 

1

1

8. Международные шашки 

30

Нотация  доски, запись ходов и положений 

 

1 

1

31

Ловушки в дебютах, комбинации, этюдные маневры

 

1

1

9. Спарринг тренировки, конкурсы решений, сеансы одновременной игры 

32

Систематичность спарринг – тренировок, разнообразие их тематики, подбор партнеров 

 

1

1

10. Классификационные турниры 

33

Участие         в         соревнованиях,         турнирах         по шашкам

 

1

1

34

Запись партий, их последующий разбор

1

1

2

 

ИТОГО: 34 часа

11

23

34

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Математика для любознательных"

Прграмма рассчитана для учащихся 5-х классов. Прививает интерес к предмету, развивает матекматические способности....

Учебная рабочая программа кружка «Математика для всех»

курс представлен в виде практикума, который позволит систематизировать и расширить знания учащихся в решении задач по математике и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче экзамена....

Учебная рабочая программа кружка «Математика для всех»

курс представлен в виде практикума, который позволит систематизировать и расширить знания учащихся в решении задач по математике и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче экзамена....

Рабочая программа кружка "Математика и медицина"

В программе приводится тематическое планирование, формы организации работы, сроки реализации,форма подведения итогов.Программа предназначена ддя студентов I,II курсов специальностей: 31.02.01Лечебное ...

рабочая программа кружка "Математика для всех" (9 класс)

рабочая программа кружка "Математика для всех" (9 класс)...

рабочая программа кружка "Математика для всех" (7 класс)

рабочая программа кружка "Математика для всех" (7 класс)...

Рабочая программа кружка "Математика для увлечённых" 8 класс

Рабочая программа кружка "Математика для увлечённых" 8 класс...