РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА» для обучающихся 9 «А» класса
рабочая программа по математике (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vud_9a.docx | 52.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Управление образования Шурышкарского района
МБОУ "Мужевская СОШ им. Н.В.Архангельского"
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения Протокол №1 от 30.08.2023 | СОГЛАСОВАНО на заседании методического совета Протокол №1 от «30» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказ №467 от «31» августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА»
для обучающихся 9 «А» класса
село Мужи 2023 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Живая математика», общеинтеллектуальное направление ориентирована на учащихся 9 класса и разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 в действующей редакции; с учетом основной образовательной программы основного общего образования и программы воспитания МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В.Архангельского», на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020)
Цель:
- Повышение интереса к предмету
- Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смешанных дисциплин, для продолжения образования
- Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи:
- Развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания.
- Формирование познавательного интереса к математике, развитие творческих способностей, осознание мотивов учения
- Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения методами аналогии, анализа и синтеза
- Изучение возможностей цифровых сред «Живая математика», «Кабри 3Д» и использование при решении задач;
Рабочая программа разработана на 34 часа из расчета 1 час в неделю.
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты изучения курса:
- развитие умений ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи
- креативность мышления, общекультурное и интеллектуальное развитие, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач
- формирование готовности к саморазвитию, дальнейшему обучению
- выстраивать конструкции (устные и письменные) с использованием математической терминологии и символики, выдвигать аргументацию, выполнять перевод текстов с обыденного языка на математический и обратно
- стремление к самоконтролю процесса и результата деятельности
- способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых проблем
Метапредметные результаты изучения курса:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта)
- разрабатывать простейшие алгоритмы на материале выполнения действий с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами
- сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план)
- совершенствовать в диалоге с учителем самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
- определять возможные источники необходимы сведений, анализировать найденную информацию и оценивать ее достоверность
- использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления
- давать определения понятиям
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.)
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории)
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций
Ожидаемые результаты
В основу изучения программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
К концу изучения курса внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» учащиеся получат возможность:
- освоить основные приёмы и методы решения нестандартных задач
- уметь применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод решения
- успешно выступать на математических олимпиадах, конкурсах, конференциях
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора
- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений
Система оценивания
В соответствии с требованиями ФГОС, задачами и содержанием программы внеурочной деятельности, разработана система оценки предметных, метапредметных и личностных достижений учащихся. Используется безотметочная накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений. Результативность работы системы внеурочной деятельности так же определяется через анкетирование обучающихся и родителей, в ходе проведения творческих отчетов (презентации, конкурсы, соревнования), практические работы, самоанализ, самооценка, наблюдения.
Перечень учебно – методического обеспечения
Для учителя
- Л.Ф.Пичурин, «За страницами учебника алгебры», Книга для учащихся, 7-9 класс, М., Просвещение, 1990г.
- А.В.Фарков, «Математические кружки в школе», М., Айрис-пресс, 2006г
- А.В.Фарков, «Готовимся к олимпиадам», учебно-методическое пособие, М., «Экзамен», 2007.
- В.А.Ермеев, «Факультативный курс по математике», 9 класс, учебно-методическое пособие, Цивильск, 2009г.
- Газета «Математика», издательский дом «Первое сентября».
- Журнал «Математика в школе», издательство «Школьная пресса
- www.fipi.ru
- http://matematika.ucoz.com/
- http://www.ege.edu.ru/
- http://www.mioo.ru/ogl.php
- http://1september.ru/
- Программное обеспечение:
- Живая математика 5.0. Виртуальный конструктор по математике
- Комплекс наглядный интерактивный «Алгебра»
Для ученика
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др. Алгебра Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2019 г.
- Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: Книга для учителя: Из опыта работы в сельских районах.- М.: Просвещение, 1990 г.
- Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П.Забавная арифметика.- М.: Наука. Главная редакция физико- математической литературы, 1991 г.
- Игнатьев Е.И. В царстве смекалки/ под редакцией Потапова М.К..- М.:Наука. Главная редакция физико- математической литературы, 1982 г.
- Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.- М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1994 г.
- Котов А.Я. Вечера занимательной арифметики.- М.: «Просвещение», 1967 г.
- Звавич Л.И., Кузнецова Л.В. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса.- М.: Просвещение, 2019 г.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки алгебры.7-8 классы.
- http://www.mathnet.spb.ru/
- http://talia.ucoz.com/index/ucheniku/0-18
- http://4-8class-math-forum.ru/
- Живая математика 5.0. Виртуальный конструктор по математике
2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Раздел I. Действительные числа (5 часов)
- Числовые выражения. Вычисление значения числового выражения.
- Сравнение числовых выражений. Координатная прямая, сравнение и упорядочивание чисел.
- Пропорции. Решение задач на пропорции.
- Проценты. Основные задачи на проценты. Практическое применение процентов.
Учащиеся должны уметь:
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сочетать при вычислениях устные и письменные приемы
- выполнять сравнение и упорядочивание чисел на координатной прямой
- уметь находить отношения между величинами, решать задачи на пропорции
решать основные задачи на проценты: нахождение числа по его проценту, процента от числа, процентное отношение двух чисел, а также более сложные задачи
Раздел II. Уравнения с одной переменной (9 часов)
- Линейное уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Решение линейных уравнений с одной переменной.
- Модуль числа. Геометрический смысл модуля. Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля.
- Линейные уравнения с параметром. Решение линейных уравнений с параметром.
- Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Учащиеся должны уметь:
- с помощью равносильных преобразований приводить уравнение к линейному виду, решать такие уравнения
- использовать геометрический смысл и алгебраического определение модуля при решении уравнений
- решать простейшие линейные уравнения с параметрами
- решать текстовые задачи алгебраическим способом, переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путём составления уравнения
Раздел III. Комбинаторика. Описательная статистика (9 часов)
- Комбинаторика. Решение комбинаторных задач перебором вариантов.
- Графы. Решение комбинаторных задач с помощью графов.
- Комбинаторное правило умножения
- Перестановки. Факториал. Определение числа перестановок.
- Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, мода, медиана, наибольшее и наименьшее значение. Практическое применение статистики.
Учащиеся должны уметь:
- решать комбинаторные задачи перебором вариантов и с помощью графов
- применять правило комбинаторного умножения для решения задач на нахождение числа объектов или комбинаций
- распознавать задачи на определение числа перестановок и выполнять соответствующие вычисления
- находить среднее арифметическое, моду, медиану, наибольшее и наименьшее значение числовых наборов
Раздел IV. Буквенные выражения. Многочлены(6 часов)
- Преобразование буквенных выражений.
- Деление многочлена на многочлен «уголком».
- Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять преобразования буквенных выражений
- выполнять деление многочлена на многочлен «уголком»
- возводить двучлен в степень.
Раздел V. Уравнения с двумя переменными(4 часа)
- Определение уравнений Диофанта. Правила решений уравнений. Применение диофантовых уравнений к практическим задачам.
- Системы линейных уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений различными способами.
Учащиеся должны уметь:
- применять основные правила решения диофантовых уравнений
- решать системы линейных уравнений графическим способом, способами подстановки и сложения
Итоговое занятие (1 час)
Освоение курса внеурочной деятельности завершается итоговым тестированием и анкетированием.
№ п/п | Тема курса | Форма организации внеурочной деятельности | Виды внеурочной деятельности |
Раздел 1. Действительные числа (5 часов) | |||
1 | Числовые выражения | Практикум, фронтальная работа | Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Совершенствование нахождения значений выражений, содержащих знаки «-», «+» |
2 | Сравнение числовых выражений | Практикум, индивидуальная работа | Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Совершенствование нахождения значений выражений и их сравнение |
3 | Пропорции | Комбинированное занятие. Работа в группах | Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Совершенствование навыков решения задач с помощью пропорций |
4 | Проценты | Лекция, коррекция. Индивидуальная практическая работа, с/р в парах | Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Совершенствование навыков решения задач на проценты |
5 | Проценты | ||
Раздел 2. Уравнения с одной переменной (8 часов) | |||
6 | Уравнения с одной переменной | Практикум. Индивидуальная работа. | Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Совершенствование навыков решения уравнений, в которых применяется правило раскрытия скобок и приведение подобных слагаемых |
7 | Решение линейных уравнений с модулем | Лекция, закрепление. Фронтальная работа Лекция, закрепление. Фронтальная работа | Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Познакомиться с основными приёмами решения линейных уравнений с модулем и научиться применять их. |
8 | Решение линейных уравнений с модулем | ||
9 | Решение линейных уравнений с параметрами | Лекция, коррекция. Использование презентации | Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Познакомиться с основными приёмами решения линейных уравнений с параметрами и научиться применять их |
10 | Решение линейных уравнений с параметрами | ||
11 | Решение линейных уравнений с параметрами | ||
12 | Решение текстовых задач | Игровое. Использование презентации | Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Систематизирование знаний и умений учащихся по теме «решение уравнений с одной переменной» |
13 | Решение текстовых задач | ||
Раздел 3. Комбинаторика. Описательная статистика (10 часов) | |||
14 | Решение комбинированных задач перебором вариантов | Лекция, практикум. Фронтальная работа, использование презентации | Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Познакомить с приёмом решения комбинированных задач перебором вариантов |
15 | Решение комбинированных задач перебором вариантов | ||
16 | Решение комбинаторных задач с помощью графов | Лекция, коррекция. Фронтальная работа, использование презентации | Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Познакомить с приёмом решения комбинаторных задач с помощью графов |
17 | Решение комбинаторных задач с помощью графов | ||
18 | Комбинаторное правило умножения | Лекция, комбинированное занятие. Фронтальная работа, использование презентации | Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Совершенствовать навыки решения задач на подсчёт и сравнение вероятностей случайных событий |
19 | Комбинаторное правило умножения | ||
20 | Перестановки. Факториал | Лекция, закрепление. Фронтальная работа, использование презентации | Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Совершенствовать вычислительную культуру учащихся |
21 | Перестановки. Факториал | ||
22 | Статистические характеристики набора данных | Рефлексия, систематизация, обобщение. Индивидуальная работа | Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Познакомиться с основными статистическими характеристиками, научиться сравнивать и анализировать информацию, представленную в различном виде |
23 | Статистические характеристики набора данных | ||
Раздел 4. Буквенные выражения. Многочлены(6 часов) | |||
24 | Преобразование буквенных выражений | Практикум. Фронтальная работа | Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Совершенствовать навыки раскрытия скобок, научиться применять их при решении уравнений и упрощении буквенных выражений |
25 | Преобразование буквенных выражений | ||
26 | Деление многочлена на многочлен | Лекция, практикум. Фронтальная работа, использование презентации | Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Познакомиться с основными приёмами деления многочлена на многочлен и научиться применять их |
27 | Деление многочлена на многочлен | ||
28 | Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля | Комбинированное. Фронтальная работа, использование презентации | Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Познакомиться с основными приёмами возведения двучлена в степень и научиться применять их |
29 | Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля | ||
Раздел 5. Уравнения с двумя переменными(4 часа) | |||
30 | Линейные диофантовы уравнения | Лекция, практикум. Фронтальная работа, использование презентации | Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Ввести понятие линейных диофантовых уравнений и научиться их решать |
31 | Линейные диофантовы уравнения | ||
32 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | Лекция, комбинированное занятие. Текущий тестовый контроль | Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Познакомиться с основными приёмами решения систем линейных уравнений с двумя переменными и научиться применять их |
33 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | ||
34 | Итоговое занятие. Викторина. | Комбинированное занятие | Игровая деятельность. Научиться применять приобретённые знания, умения, навыки в конкретной деятельности |
3.Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
Раздел 1. Действительные числа (5 часов) | ||
1 | Числовые выражения | 1 |
2 | Сравнение числовых выражений | 1 |
3 | Пропорции | 1 |
4 | Проценты | 1 |
5 | Проценты | 1 |
Раздел 2. Уравнения с одной переменной (8 часов) | ||
6 | Уравнения с одной переменной | 1 |
7 | Решение линейных уравнений с модулем | 1 |
8 | Решение линейных уравнений с модулем | 1 |
9 | Решение линейных уравнений с параметрами | 1 |
10 | Решение линейных уравнений с параметрами | 1 |
11 | Решение линейных уравнений с параметрами | 1 |
12 | Решение текстовых задач | 1 |
13 | Решение текстовых задач | 1 |
Раздел 3. Комбинаторика. Описательная статистика (10 часов) | ||
14 | Решение комбинированных задач перебором вариантов | 1 |
15 | Решение комбинированных задач перебором вариантов | 1 |
16 | Решение комбинаторных задач с помощью графов | 1 |
17 | Решение комбинаторных задач с помощью графов | 1 |
18 | Комбинаторное правило умножения | 1 |
19 | Комбинаторное правило умножения | 1 |
20 | Перестановки. Факториал | 1 |
21 | Перестановки. Факториал | 1 |
22 | Статистические характеристики набора данных | 1 |
23 | Статистические характеристики набора данных | 1 |
Раздел 4. Буквенные выражения. Многочлены(6 часов) | ||
24 | Преобразование буквенных выражений | 1 |
25 | Преобразование буквенных выражений | 1 |
26 | Деление многочлена на многочлен | 1 |
27 | Деление многочлена на многочлен | 1 |
28 | Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля | 1 |
29 | Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля | 1 |
Раздел 5. Уравнения с двумя переменными(4 часа) | ||
30 | Линейные диофантовы уравнения | 1 |
31 | Линейные диофантовы уравнения | 1 |
32 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 1 |
33 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 1 |
34 | Итоговое занятие. Викторина. | 1 |
Итого | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая классика" для учащихся 6 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая классика" разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Росси...
Презентация к занятию по внеурочной деятельности "Живи в согласии с другими" 6 класс
Материал для использования на занятии "Живи в согласии с другими" для обучающихся с ЗПР 6 класса...
рабочая программа внеурочной деятельности "Живая классика", 6 класс
рабочая прогграмма...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая планета"
Духовно-нравственное направление...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Живая природа» 5-6 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Живая природа» для учащихся 5-6 классов с ОВЗ (ЗПР) адаптированная с учётом психофизических особенностей обучающихся с задержкой психического раз...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая инновация. Мышление XXI века"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Живая инновация. Мышление XXI века»...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для обучающихся 9 класса "Математический практикум"
Курс рассчитан на 34 занятия. Включенный в программу материал предполагает повторение следующих разделов математики: числа и вычисления, алгебраические выражения, уравнения и неравенства, числовые пос...