РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА» для обучающихся 9 «А» класса
рабочая программа по математике (9 класс)

Круглова Ольга Николаевна
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Живая математика" общеинтеллектуальное направление ориентирована на учащихся 9 класса и разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 в действующей редакции с учетом основной образовательной программы основного общего образования и программы воспитания МБОУ "Мужевская СОШ имени Н.В.Архангельского" на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vud_9a.docx52.32 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа‌‌

Управление образования Шурышкарского района‌

МБОУ "Мужевская СОШ им. Н.В.Архангельского"

РАССМОТРЕНО

на заседании школьного методического объединения

Протокол №1 от 30.08.2023

СОГЛАСОВАНО

на заседании методического совета

Протокол №1 от «30» августа   2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ №467 от «31» августа   2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА»

для обучающихся 9 «А» класса

село Мужи‌ 2023 год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Живая математика», общеинтеллектуальное направление ориентирована на учащихся 9 класса и разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 в действующей редакции; с учетом основной образовательной программы основного общего образования и программы воспитания МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В.Архангельского», на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020)

Цель:

  1. Повышение интереса к предмету
  2. Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смешанных дисциплин, для продолжения образования
  3. Интеллектуальное  развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи:

  1. Развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания.
  2. Формирование познавательного интереса к математике, развитие творческих способностей, осознание мотивов учения
  3. Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения методами аналогии, анализа и синтеза
  4. Изучение возможностей цифровых сред «Живая математика», «Кабри 3Д» и использование при решении задач;

Рабочая программа разработана на 34 часа из расчета 1 час в неделю.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

       Личностные результаты изучения курса:

  • развитие умений ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи
  • креативность мышления, общекультурное и интеллектуальное развитие, инициатива,  находчивость, активность при решении математических задач
  • формирование готовности к саморазвитию, дальнейшему обучению
  • выстраивать конструкции (устные и письменные) с использованием математической  терминологии и символики, выдвигать аргументацию, выполнять перевод текстов с  обыденного языка на математический и обратно
  • стремление к самоконтролю процесса и результата деятельности
  • способность  к  эмоциональному  восприятию  математических  понятий,  логических  рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых проблем

       Метапредметные   результаты  изучения курса:

       Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель  УД
  • выдвигать  версии  решения  проблемы,  осознавать  (и  интерпретировать  в  случае необходимости)  конечный  результат,  выбирать средства достижения    цели  из  предложенных, а также искать их самостоятельно
  • составлять (индивидуально или  в группе)  план  решения  проблемы  (выполнения        проекта)
  • разрабатывать  простейшие алгоритмы   на  материале выполнения действий с  натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными  и отрицательными числами
  • сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять  ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план)
  • совершенствовать в диалоге  с учителем самостоятельно выбранные критерии  оценки.

       Познавательные УУД:

  • формировать  представление о математической  науке как сфере человеческой      деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации
  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя
  • осуществлять    расширенный поиск  информации  с  использованием ресурсов  библиотек и Интернета
  • определять возможные  источники  необходимы сведений, анализировать  найденную информацию и оценивать ее достоверность
  • использовать компьютерные и  коммуникационные   технологии   для   достижения  своих целей
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости  от конкретных условий
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления
  • давать определения понятиям

        Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное   взаимодействие   в   группе   (определять  общие цели, договариваться друг с другом и т. д.)
  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы
  • учиться  критично относиться   к  своему   мнению,  с  достоинством  признавать      ошибочность своего мнения и корректировать его
  • понимая    позицию  другого,  различать  в  его  речи: мнение (точку   зрения),  доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории)
  • уметь  взглянуть  на  ситуацию  с  иной  позиции  и  договариваться  с  людьми  иных      позиций

Ожидаемые результаты

В основу изучения программы  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов  — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов  — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

 Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

 Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

К концу изучения курса внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» учащиеся получат возможность:

  • освоить     основные      приёмы     и    методы     решения      нестандартных      задач
  • уметь   применять   при   решении   нестандартных   задач   творческую   оригинальность,  вырабатывать собственный метод решения  
  • успешно выступать на математических олимпиадах, конкурсах, конференциях

Использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической  деятельности  и  повседневной жизни для:

  • решения  несложных  практических  расчетных  задач,  в том  числе  с  использованием  при необходимости справочных материалов, калькулятора
  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления  с использованием различных приемов
  • интерпретации   результатов   решения   задач   с   учетом   ограничений,   связанных   с  реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений

     

Система    оценивания

В   соответствии    с  требованиями     ФГОС,    задачами    и  содержанием     программы      внеурочной деятельности, разработана система оценки  предметных, метапредметных  и   личностных достижений учащихся. Используется  безотметочная накопительная     система    оценивания,   характеризующая  динамику  индивидуальных   образовательных    достижений.  Результативность    работы системы  внеурочной   деятельности   так   же   определяется   через   анкетирование  обучающихся  и  родителей, в ходе проведения творческих отчетов (презентации, конкурсы, соревнования),  практические работы, самоанализ, самооценка, наблюдения.  

Перечень учебно – методического обеспечения

Для учителя

  1. Л.Ф.Пичурин, «За страницами учебника алгебры», Книга для учащихся, 7-9 класс,  М., Просвещение, 1990г.
  2. А.В.Фарков, «Математические кружки в школе»,  М., Айрис-пресс,  2006г
  3. А.В.Фарков, «Готовимся к олимпиадам», учебно-методическое пособие, М.,  «Экзамен», 2007.
  4. В.А.Ермеев, «Факультативный курс по математике», 9 класс, учебно-методическое  пособие, Цивильск, 2009г.
  5. Газета «Математика», издательский дом «Первое сентября».
  6. Журнал «Математика в школе», издательство «Школьная пресса
  7. www.fipi.ru
  8. http://matematika.ucoz.com/
  9. http://www.ege.edu.ru/ 
  10. http://www.mioo.ru/ogl.php
  11. http://1september.ru/ 
  12. Программное обеспечение:
  13. Живая математика 5.0. Виртуальный конструктор по математике
  14. Комплекс наглядный интерактивный «Алгебра»

Для ученика

  1. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др. Алгебра Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2019 г.
  2. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: Книга для учителя: Из опыта работы в сельских районах.- М.: Просвещение, 1990 г.
  3. Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П.Забавная арифметика.- М.: Наука. Главная редакция физико- математической литературы, 1991 г.
  4. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки/ под редакцией Потапова М.К..- М.:Наука. Главная редакция физико- математической литературы, 1982 г.
  5. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.- М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1994 г.
  6. Котов А.Я. Вечера занимательной арифметики.- М.: «Просвещение», 1967 г.
  7. Звавич Л.И., Кузнецова Л.В. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса.- М.: Просвещение, 2019 г.
  8. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки алгебры.7-8 классы.
  9. http://www.mathnet.spb.ru/
  10. http://talia.ucoz.com/index/ucheniku/0-18
  11. http://4-8class-math-forum.ru/
  12. Живая математика 5.0. Виртуальный конструктор по математике

2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Раздел I. Действительные числа (5 часов) 

  1. Числовые выражения. Вычисление значения числового выражения.
  2. Сравнение числовых выражений. Координатная прямая, сравнение и упорядочивание чисел.
  3. Пропорции. Решение задач на пропорции.
  4. Проценты. Основные задачи на проценты. Практическое применение процентов.

Учащиеся должны уметь:

выполнять арифметические действия с рациональными числами, сочетать при  вычислениях устные и письменные приемы

  • выполнять сравнение и упорядочивание чисел на координатной прямой
  • уметь находить отношения между величинами, решать задачи на пропорции

решать основные задачи на проценты: нахождение числа по его проценту,  процента от числа, процентное отношение двух чисел, а также более сложные  задачи

Раздел II. Уравнения с одной переменной (9 часов)

  1. Линейное уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Решение линейных уравнений с одной переменной.
  2. Модуль числа. Геометрический смысл модуля. Решение уравнений,  содержащих неизвестное под знаком модуля.
  3. Линейные уравнения с параметром. Решение линейных уравнений с параметром.          
  4. Решение текстовых задач с помощью уравнений.

Учащиеся должны уметь:

  • с помощью равносильных преобразований приводить уравнение к линейному виду, решать такие уравнения
  •  использовать геометрический смысл и алгебраического определение модуля  при решении уравнений
  • решать  простейшие линейные уравнения с параметрами
  • решать текстовые задачи алгебраическим способом, переходить от  словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путём составления уравнения

Раздел III.  Комбинаторика. Описательная статистика (9 часов)

  1. Комбинаторика. Решение комбинаторных задач перебором вариантов.
  2. Графы. Решение комбинаторных задач с помощью графов.
  3. Комбинаторное правило умножения
  4. Перестановки. Факториал. Определение числа перестановок.
  5. Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, мода, медиана, наибольшее и наименьшее значение. Практическое применение статистики.

Учащиеся должны уметь:

  • решать комбинаторные задачи перебором вариантов и с помощью графов
  • применять правило комбинаторного умножения для решения задач на  нахождение числа объектов или комбинаций
  • распознавать задачи на определение числа перестановок и выполнять  соответствующие вычисления
  • находить среднее арифметическое, моду, медиану, наибольшее и  наименьшее значение числовых наборов

Раздел IV.  Буквенные выражения. Многочлены(6 часов)

  1. Преобразование буквенных выражений.  
  2. Деление многочлена на многочлен «уголком».
  3. Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять преобразования буквенных выражений
  • выполнять  деление многочлена на многочлен «уголком»
  • возводить двучлен в степень.

Раздел V.  Уравнения с двумя переменными(4 часа)

  1. Определение уравнений Диофанта. Правила решений уравнений. Применение  диофантовых уравнений к практическим задачам.
  2. Системы линейных уравнений с двумя переменными. Решение систем  уравнений различными способами.

 Учащиеся должны уметь:

  • применять основные правила решения диофантовых уравнений
  • решать системы линейных уравнений графическим способом, способами  подстановки и сложения

           Итоговое занятие (1 час)

Освоение    курса внеурочной деятельности  завершается  итоговым тестированием и анкетированием.

п/п

Тема курса

Форма организации

внеурочной деятельности

Виды внеурочной деятельности

Раздел 1. Действительные числа (5 часов)

1

Числовые выражения

Практикум, фронтальная работа

Познавательная деятельность.  Проблемно-ценностное общение.

 Совершенствование нахождения значений выражений, содержащих знаки «-», «+»

2

Сравнение числовых выражений

Практикум, индивидуальная работа

Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение.

Совершенствование нахождения значений выражений и их сравнение

3

Пропорции

Комбинированное занятие. Работа в группах

Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение.

Совершенствование навыков решения задач с помощью пропорций

4

Проценты

Лекция, коррекция. Индивидуальная практическая работа, с/р в парах

Познавательная деятельность.  Проблемно-ценностное общение.

Совершенствование навыков решения задач на проценты

5

Проценты

Раздел 2. Уравнения с одной переменной (8 часов)

6

Уравнения с одной переменной

Практикум. Индивидуальная работа.

Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение.

Совершенствование навыков решения уравнений, в которых применяется правило раскрытия скобок и приведение подобных слагаемых

7

Решение линейных уравнений с модулем

Лекция, закрепление. Фронтальная работа

Лекция, закрепление. Фронтальная работа

Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение.

Познакомиться с основными приёмами решения  линейных уравнений с модулем и научиться применять их.

8

Решение линейных уравнений с модулем

9

Решение линейных уравнений с параметрами

Лекция, коррекция. Использование презентации

Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Познакомиться с основными приёмами решения  линейных уравнений с параметрами и научиться применять их

10

Решение линейных уравнений с параметрами

11

Решение линейных уравнений с параметрами

12

Решение текстовых задач

Игровое. Использование презентации

Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение.

Систематизирование знаний и умений учащихся по теме «решение уравнений с одной переменной»

13

Решение текстовых задач

Раздел 3. Комбинаторика. Описательная статистика (10 часов)

14

Решение комбинированных задач перебором вариантов

Лекция, практикум. Фронтальная работа, использование презентации

Познавательная деятельность.  Проблемно-ценностное общение.

Познакомить с приёмом решения комбинированных задач перебором вариантов

15

Решение комбинированных задач перебором вариантов

16

Решение комбинаторных задач с помощью графов

Лекция, коррекция. Фронтальная работа, использование презентации

Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение.

Познакомить с приёмом решения комбинаторных задач с помощью графов

17

Решение комбинаторных задач с помощью графов

18

Комбинаторное правило умножения

Лекция, комбинированное занятие. Фронтальная работа, использование презентации

Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение.

 Совершенствовать навыки решения задач на подсчёт и сравнение вероятностей случайных событий

19

Комбинаторное правило умножения

20

Перестановки. Факториал

Лекция, закрепление. Фронтальная работа, использование презентации

Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение.

Совершенствовать вычислительную культуру учащихся

21

Перестановки. Факториал

22

Статистические характеристики набора данных

Рефлексия, систематизация, обобщение. Индивидуальная работа

Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение.

Познакомиться с основными статистическими характеристиками, научиться сравнивать и анализировать информацию, представленную в различном виде

23

Статистические характеристики набора данных

Раздел 4. Буквенные выражения. Многочлены(6 часов)

24

Преобразование буквенных выражений

Практикум. Фронтальная работа

Познавательная деятельность.  Проблемно-ценностное общение.

 Совершенствовать навыки раскрытия скобок, научиться применять их при решении уравнений и упрощении буквенных выражений

25

Преобразование буквенных выражений

26

Деление многочлена на многочлен

Лекция, практикум. Фронтальная работа, использование презентации

Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение.

Познакомиться с основными приёмами деления многочлена на многочлен и научиться применять их

27

Деление многочлена на многочлен

28

Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля

Комбинированное. Фронтальная работа, использование презентации

Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение.

Познакомиться с основными приёмами возведения двучлена в степень и научиться применять их

29

Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля

Раздел 5. Уравнения с двумя переменными(4 часа)

30

Линейные диофантовы уравнения

Лекция, практикум. Фронтальная работа, использование презентации

Познавательная деятельность.  Проблемно-ценностное общение.

Ввести понятие линейных диофантовых уравнений и научиться их решать

31

Линейные диофантовы уравнения

32

Системы линейных уравнений с двумя переменными

Лекция, комбинированное занятие.

Текущий тестовый контроль

Познавательная деятельность.  Проблемно-ценностное общение.

Познакомиться с основными приёмами решения систем линейных уравнений с двумя переменными и научиться применять их

33

Системы линейных уравнений с двумя переменными

34

Итоговое занятие. Викторина.

Комбинированное занятие

Игровая деятельность. Научиться применять приобретённые знания, умения, навыки в конкретной деятельности

3.Тематическое планирование

п/п

Тема

Количество

часов

Раздел 1. Действительные числа (5 часов)

1

Числовые выражения

1

2

Сравнение числовых выражений

1

3

Пропорции

1

4

Проценты

1

5

Проценты

1

Раздел 2. Уравнения с одной переменной (8 часов)

6

Уравнения с одной переменной

1

7

Решение линейных уравнений с модулем

1

8

Решение линейных уравнений с модулем

1

9

Решение линейных уравнений с параметрами

1

10

Решение линейных уравнений с параметрами

1

11

Решение линейных уравнений с параметрами

1

12

Решение текстовых задач

1

13

Решение текстовых задач

1

Раздел 3. Комбинаторика. Описательная статистика (10 часов)

14

Решение комбинированных задач перебором вариантов

1

15

Решение комбинированных задач перебором вариантов

1

16

Решение комбинаторных задач с помощью графов

1

17

Решение комбинаторных задач с помощью графов

1

18

Комбинаторное правило умножения

1

19

Комбинаторное правило умножения

1

20

Перестановки. Факториал

1

21

Перестановки. Факториал

1

22

Статистические характеристики набора данных

1

23

Статистические характеристики набора данных

1

Раздел 4. Буквенные выражения. Многочлены(6 часов)

24

Преобразование буквенных выражений

1

25

Преобразование буквенных выражений

1

26

Деление многочлена на многочлен

1

27

Деление многочлена на многочлен

1

28

Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля

1

29

Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля

1

Раздел 5. Уравнения с двумя переменными(4 часа)

30

Линейные диофантовы уравнения

1

31

Линейные диофантовы уравнения

1

32

Системы линейных уравнений с двумя переменными

1

33

Системы линейных уравнений с двумя переменными

1

34

Итоговое занятие. Викторина.

1

Итого

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая классика" для учащихся 6 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая классика" разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Росси...

Презентация к занятию по внеурочной деятельности "Живи в согласии с другими" 6 класс

Материал для использования на занятии "Живи в согласии с другими" для обучающихся с ЗПР 6 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Живая природа» 5-6 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Живая природа» для учащихся 5-6 классов с ОВЗ (ЗПР) адаптированная с учётом психофизических особенностей обучающихся с задержкой психического раз...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая инновация. Мышление XXI века"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Живая инновация. Мышление XXI века»...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для обучающихся 9 класса "Математический практикум"

Курс рассчитан на 34 занятия. Включенный в программу материал предполагает повторение следующих разделов математики: числа и вычисления, алгебраические выражения, уравнения и неравенства, числовые пос...