Доклад на тему: «Прикладная и практическая направленность уроков математики в школе для детей с ОВЗ»
статья по математике

Золотарева Наталья Николаевна

      Большое значение в процессе обучения математике имеет понимание школьниками практической значимости учебного материала, перспективы его использования. Поэтому при изучении любого теоретического материала я стараюсь сразу же приводить примеры из жизни, задачи, где этот материал находит своё применение. Прикладная и практическая направленность неразрывно взаимосвязаны. Что же следует понимать под прикладной направленностью обучения и что под его практической направленностью?

      Поэтому практическая направленность преподавания математики в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья, связь этого предмета с другими предметами, трудом и жизнью является одним из средств коррекции недостатков интеллектуального развития, подготовки обучающихся к овладению профессией и дальнейшей социализации в обществе.

      Прикладная направленность обучения математике предполагает ориентацию его содержания и методов на тесную связь с жизнью, основами других наук, на подготовку учащихся к использованию математических знаний в предстоящей профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:                                    «Прикладная и практическая направленность уроков математики в школе для детей с ОВЗ»

                         

                                                                                                         

        

2023 - 2024  уч. года                                                                  

«Прикладная и практическая направленность уроков математики в школе для детей с ОВЗ»

 

  1. Введение

      Большое значение в процессе обучения математике имеет понимание школьниками практической значимости учебного материала, перспективы его использования. Поэтому при изучении любого теоретического материала я стараюсь сразу же приводить примеры из жизни, задачи, где этот материал находит своё применение. Прикладная и практическая направленность неразрывно взаимосвязаны. Что же следует понимать под прикладной направленностью обучения и что под его практической направленностью?

      Поэтому практическая направленность преподавания математики в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья, связь этого предмета с другими предметами, трудом и жизнью является одним из средств коррекции недостатков интеллектуального развития, подготовки обучающихся к овладению профессией и дальнейшей социализации в обществе.

      Прикладная направленность обучения математике предполагает ориентацию его содержания и методов на тесную связь с жизнью, основами других наук, на подготовку учащихся к использованию математических знаний в предстоящей профессиональной деятельности.

       Практическая направленность обучения математике – это формирование у школьников навыков самостоятельной деятельности математического характера, умение применять полученные знания на практике.

       Практическая и прикладная направленность уроков математики решает следующие задачи:

дать доступные знания, умения, навыки, которые будут применяться в жизненных ситуациях;

учить распознавать в реальной окружающей жизни математические факты;

учить применять математические знания в решении конкретных практических задач, которые будут встречаться в дальнейшей жизни после окончания школы.

        2. Пути реализации прикладной и практической направленности.

        Пути реализации прикладной и практической направленности обучения математике чрезвычайно широкая методическая проблема. Остановлюсь лишь на отдельных из них, являющихся объектами многолетних исследований.

1. Задачи с практическим содержанием (задачи прикладного характера).

2. Применение межпредметных связей.

3. Выполнение вычислений и измерений.

4. Проведение внеклассной работы.

1) Одним из основных средств является решение с практическим содержанием (задачи прикладного характера). К задачам прикладного характера наряду с общими требованиями к математическим задачам предъявляются следующие дополнительные требования:

доступность школьникам используемого в задаче нематематического материала;

реальность описываемой в условии задачи ситуации, числовых значений данных, постановки вопроса и полученного решения;

познавательная ценность задачи и ее воспитывающее влияние на учеников;

        Рассмотрим некоторые случаи использования задач с практическим содержанием при обучении математике в 5 - 9 классах.

      Мы все знаем, какими знаниями по экономике обладают выпускники наших школ. Разумеется, с возрастом, в связи с необходимостью посещать магазины, оплачивать услуги, у школьников накапливается собственный жизненный опыт, но спонтанно приобретенного опыта недостаточно. Возникшее противоречие пытаюсь разрешить с помощью введения элементов экономики, решения задач экономического содержания, имеющих практическую направленность.

- Это задачи на вычисление стоимости покупки и получения сдачи.

      Часто на уроках математики я создаю проблему, и с опорой на опыт учащихся мы вместе составляем задачу практического содержания. Например у вас есть 50 р. Что можно купить на 50 р? Посчитайте сколько будет стоить покупка, сколько сдачи получите. Дети любят решать такие задачи, так как в них идет опора на жизненный опыт учащихся. Задачи использую на уроках в зависимости от возраста, темы и особенностей класса. Такие задачи решаем с 5 по 11 класс. Изменяются лишь числовые данные и количество купленных предметов.

      Большинство учебников математики, которыми мы пользуемся на уроках, были изданы несколько лет назад, и хотя они переиздавались, содержание их не изменилось, задачи с практическим содержанием уже не актуальны на сегодняшний момент. Поэтому содержание практических задач беру из Рабочих тетрадей для учащихся коррекционных школ 5-9 классов, дополнительной литературы или составляю сама. Мой опыт показывает, что для лучшего усвоения материала надо подбирать материал, связанный с их собственной жизнью, бытом, учёбой.

     Большое значение имеет умение считать деньги, поэтому прежде, чем решать задачи на вычисление стоимости покупки даю задание посчитать деньги. Умение считать деньги формируются на протяжении всех лет обучения.

     Для активизации учащихся использую деловые игры, которые учат учащихся применять знания в новых условиях. Игра может быть проведена на каком- то этапе урока или как урок практикум. Основная идея игры состоит в том, чтобы создать жизненную ситуацию, в которой, учащиеся смогли бы увидеть и оценить значение математических знаний в жизни, и применили полученные знания на практике.
      Игра «Магазин». Школьники с удовольствием на уроке участвуют в этой деловой игре. В процессе урока  учащиеся осваивают основы торгово-покупательских отношений и предложенные социальные роли, формируется понятие денежной единицы измерения – рубль. Также учащиеся развивают навыки работы с вычислительной техникой (калькулятором).

- Задачи на нахождение дроби от числа.

- Задачи на вычисление времени.

- Задачи на нахождение одного и нескольких процентов от числа.

При прохождении темы «Проценты», я также использую в работе деловые игры: «Банк», «Магазин».

Задачи на проценты актуальны, так как сфера практического приложения процентных расчетов расширяется. Это повышение цен; уровень инфляции, сведения о повышении процента банковского кредита. Задачи этого типа очень часто входят составной частью в решение других типовых задач.

- Задачи на вычисление периметра и площади геометрических фигур и объёма геометрических тел.

Большую помощь в формировании бережного отношения к деньгам имеют деловые игры: «Магазин», «Ремонт», «Стройплощадка», и др., особенно в старших классах.

Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социализации обучающихся и их интеграции в общество. Подобные знания можно получить при решении арифметических задач, условия которых максимально приближены к жизненным ситуациям.

Решение экономических задач дает положительные результаты:

значительно увеличивается активность детей на уроке;

развивается мотивация к учению;

расширяется личный опыт учеников;

преодолевается оторванность математики от реальной жизни;

повышается качество и прочность знаний; повышается роль детей в семье (участие в планировании покупок, работе по дому);

приучает обучающихся к бережливости и предприимчивости.

2) Важным средством обеспечивающим достижение прикладной и практической направленности обучения математике, является применение в ней межпредметных связей.

     Большинство задач с практическим содержанием демонстрируют связь математики с другими школьными науками. В Рабочих тетрадях по математике для учащихся коррекционных школ предлагается много задач и заданий, связанных с географией, биологией, историей, СБО, с жизнью. Задания для укрепления межпредметных связей могут быть следующими:

Содержание арифметических задач для использования математических знаний, умений, навыков в жизненной практике направлено на:

формирование экономических понятий на уроках математики;

развитие понятийного аппарата;

раскрытие экономической сути вопросов быта, производства, сельского хозяйства, сферы торговых отношений;

формирование уважительное отношение к труду окружающих людей и его результатам;

успешную адаптацию в быту;

включение в производственную деятельность.

Для активизации учащихся и поддержания интереса к изучаемому материалу применяются активные методы учения: деловые игры, которые учат учащихся применять знания в новых условиях.

Считаю, что такие уроки способствуют социализации воспитанников, повышают учебную мотивацию, учат применять математические знания в конкретной жизненной ситуации.

4) Изучение любого геометрического материала имеет практическую направленность. Занятия по геометрии сопровождаются практическими работами с привлечением всех учащихся. Это задания на:

- построение геометрических фигур;

- измерения длины ширины, высоты;

- работа с чертёжными и измерительными приборами и инструментами (линейка, рулетка, циркуль, транспортир, уровень, отвес);

- вычисление периметра, площади, объёма;

- исследование свойств геометрических фигур и тел;

- конструирование, моделирование из геометрических фигур и тел;

- решение прикладных и практических задач.

Вычислительные и измерительные задания формируют у учащихся навыки, необходимые в их будущей трудовой деятельности. Такая работа осуществляется на практических занятиях по математике, работах по измерению геометрических величин, решению задач и примеров, работа с калькуляторами.

                Каждое учебное заведение, каждый педагог может двигаться своей

тропинкой и со своей скоростью. Важно идти к нашей общей цели.

Эта цель – человек. Его развитие. Его счастье. Его совершенствование.

Доброго нам пути!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прикладная и практическая направленность обучения математике в школе

С. Соболев.Математика на протяжении всей истории человеческой культуры всегда была ее неотъемлемой частью; она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и ...

Доклад с презентацией "Использование игровых технологий на уроках математики в школе для детей с нарушением слуха"

В докладе рассказывается как использовать игры в процессе урока математики....

Практическая направленность уроков математики в коррекционной школе – важное средство социализации детей с ЗПР.

 Основная задача коррекционной школы - максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы школьников  с ограниченными возможностями здоровья...

Доклад на тему «Особенности коррекционной работы на уроках математики в классах для детей с задержкой психического развития»

—  Коррекция – система специальных и общепедагогических мер, направленных на   ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и ...

Доклад «Практическая направленность уроков математики в коррекционной школе VIII вида»

Данный доклад раскрывает практическую направленость урока математики в коррекционной школе...

Прикладная и практическая направленность обучения математике.

Прикладная и практическая направленность обучения математике....

Доклад на тему: «Практическая направленность уроков математики для обучающихся с ОВЗ».

Социальная адаптация является важнейшей задачей обучения и воспитания для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.  Перед  школой обучение требует не только направленной учебной д...