Конспект урока "Решение уравнений"
план-конспект урока по математике (6 класс)

Урок освоения новых знаний. Урок в 6 классе. Цель: открытие новых приемов решения уравнений и их применение при решении учебных задач. Технологическая карта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon razrabotka_uroka._reshenie_uravneniy_6_klass.zip1.03 МБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН - КОНСПЕКТ

урока математики в 6 классе

Дата: 15.04.23

Номер урока: 1

Тип урока: Урок освоения новых знаний.

Тема урока: Решение уравнений.

Цель: открытие новых приемов решения уравнений и их применение при решении учебных задач.

Задачи:

сформировать умение решать уравнения, используя свойства;

развивать у обучающихся умение работать индивидуально и в парах;

создать условия для развития речевых навыков у школьников;

содействовать развитию у школьников логического мышления, интеллекта, творческих умений и навыков, индивидуальности;

владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;

формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения.

Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты:

знают основные приемы решения линейных уравнений, применяют приемы при решении уравнений, умеют находить неизвестный компонент уравнения.

Метапредметные УУД:

Познавательные – извлекать необходимую информацию из прослушанного материала; сравнение, обобщение, конкретизация, анализ; уметь работать по аналогии, строить логическую цепочку рассуждений, составлять алгоритм; уметь применять полученные знания.

Регулятивные – уметь работать по коллективно составленному плану; уметь  сдерживать себя в ситуации затруднения, осуществлять пошаговый контроль по результату; оценивать результаты работы товарища, анализировать собственную работу. 

Коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме; работа в парах, ответы на вопросы, контроль, коррекция, умение слушать; уметь выражать свои мысли с  достаточной точностью, аргументировать свое мнение.

Личностные УУД: понимать важность открытия данного алгоритма; способность осознанного выбора и построения индивидуальной образовательной траектории; оценивать свою работу.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: ИКТ, презентация к уроку.

УМК: Н,Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный этап 




Приветствует учащихся, говорит, что рад их видеть; организует учащихся для работы на уроке; проверяет готовность класса (слайд 1).

Слушают учителя, записывают дату.

Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Р: организация своей учебной деятельности.

2. Постановка цели урока

1) Ребята, проверим домашнее задание  

Работа в парах.
На слайде представлены выражения, а рядом с ними – буквы
(слайд 2). Выберите те ответы, которые у вас получились при выполнении домашнего задания, и расположите в порядке возрастания чисел, стоящих перед буквой. Проверяем. Под каждым ответом поставим соответствующую букву, чтобы узнать тему нашего урока.

Какое же слово у нас получилось?

Давайте сформулируем тему урока.
Верно, записываем тему «Решение уравнений»
(слайд 3).

2) Скажите, ребята, мы впервые решаем с вами уравнения? 

Скажите, а уравнения такого вида вы умеете решать? (на слайде 3)

х + 5 = 9

 4 · (х + 5) = 12.

2х+7 = 32-8х.

Как вы думаете, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? Какова цель урока?

А мы знаем способы (приемы) решения таких видов уравнений?

1) Находят ответы из представленных на слайде, располагают их в нужном порядке.

Отвечают: «Уравнения»

Слушают, рассуждают, высказывают предположения.

Записывают тему в тетрадь.

2) Нет

Да

Нет

Научиться решать такие уравнения

Познакомиться с новыми приемами решения уравнений и научиться их применять.

Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию. 

П: воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения:

утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные

К: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, строить логическую цепочку

рассуждений

Р: Осуществлять целеполагание,

включая постановку

новых целей

3. Актуализация знаний 



1) Решим первое уравнение, применяя распределительное свойство умножения:

4 · (х + 5) = 12.

2) Сейчас я начну решать это же уравнение.

х + 5 = 3

Скажите, как я получила эту строку из 1?

х = 3 – 5

х = - 2.

В результате решения уравнения получили тот же ответ.

Какой можно сделать вывод? Обе части уравнения….

А почему исключаем 0?

3) Что ещё может быть нового в решении уравнений? Предлагаю вам решить 2 уравнение.

Какую особенность в записи уравнения вы заметили? Как решают такие уравнения?

Для того чтобы решать такие уравнения нужно знать особое свойство уравнений.

«Члены уравнения можно переносить из одной части уравнения в другую, изменив их знак на противоположный».

Как это происходит. Решим.

Корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак.

1) Один человек у доски, остальные в тетрадях решают уравнение.

4х + 20 = 12

4х = 12 – 20

4х = - 8

4х = -2

2) Разделили на 4 обе частинашли неизвестный множитель. 

Корни уравнения не изменяются, если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю.

На 0 делить нельзя!

Рассуждают, отвечают на вопросы.

Записывают решение в тетрадь.

Л: установка на активное участие в решении практических задач математической направленности

П: формулирование определения понятий; установление существенного признака классификации, основания для обобщения

и сравнения, критерии проводимого анализа

К: владеть устной и письменной речью

Р: аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.

4. Первичное усвоение новых знаний



Работа по учебнику (слайд 4).

Выполнить № 8.97 (а, б, в, г) стр.90.

 Перечислите основные этапы решения уравнения (слайд 5).

Решает один ученик у доски, проговаривая ход решения, остальные решают в своих в тетрадях.

- Перенести слагаемые с переменной влево, слагаемые без переменной – вправо;

- привести подобные слагаемые (посчитать в каждой части отдельно);

- разделить на коэффициент при неизвестном (или, на множитель перед переменной);

- завершить решение уравнения.

Л1: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
Р3: определять затруднения и находить средства для их устранения.

П: выбирать способ решения учебной задачи

К: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; отображать в речи содержание

совершаемых действий

Р: предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей

5. Первичная проверка понимания 




Скажите, когда вы приходите в школу, прежде чем пройти в раздевалку, что вы делаете? А когда идете домой?

Так вот, порог школы – это граница между школой и домом. При переходе через порог, мы меняем обувь. В уравнении граница - это равно, значит при переходе через равно мы должны поменять знак.

Во всех рассмотренных примерах мы приводили данные уравнения к виду

= b, где a ǂ 0.

Уравнение, которое можно привести к такому виду с помощью переноса слагаемых и приведения подобных слагаемых, называют линейным уравнением с одним неизвестным

(слайд 6).


Самостоятельная работа (обучающего характера, с последующей проверкой) (слайд 7 - 8).

1) Найдите корень уравнения −5 + 9x = 10x + 4.

2) Найдите корень уравнения  8 + 7х = 9х + 4.

3) Найдите корень уравнения 

−4 − 6x = 4x − 3.

Предлагают варианты (снимаем обувь, надеваем другую).

Решают самостоятельно в тетрадях, затем проверяют ответы со слайда.

Л: понимание необходимости в формировании новых знаний, осознавать дефициты

собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие

П: выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий

с учётом самостоятельно выделенных критериев).

К: представлять результаты решения задачи

Р: Адекватно самостоятельно

оценивать правильность

выполнения действий и вносить

необходимые коррективы в

исполнение, как в конце действия,

так и по ходу его реализации

Физкультминутка для снятия напряжения на глаза (слайд 9).

6. Первичное закрепление



1) Решим уравнение:  3 минус дробь: числитель: x, знаменатель: 7 конец дроби = дробь: числитель: x, знаменатель: 3 конец дроби .(слайд 10).

Как вы думаете, как можно решить это уравнение?

А какое важное первое свойство мы сегодня изучили?

Можно применить его для решения данного уравнения?

Что нужно сделать, чтобы уравнение стало без знаменателя?

Решает это уравнение.

2) Посмотрим в будущее. Линейные уравнения встретятся в экзаменационных материалах  9 класса (слайд 10).

Предлагают способы решения.

Корни уравнения не изменяются, если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю.

Умножить на 21

Записывают в тетрадь.

Л: умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки.

К: в ходе обсуждения задавать вопросы по существу решаемой задачи, высказывать идеи,

нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения

с суждениями других участников диалога.

Р: самостоятельно составлять алгоритм решения задачи

7. Рефлексия 

Итак, подведем итоги изученного. Какие вы сегодня изучили уравнения (линейные)?

Какие узнали приемы решения линейных  уравнений? (можно делить обе части…, можно переносить слагаемые…) 

Достигли ли мы поставленных целей? (да)

Оцените свою работу на уроке, какую оценку вы себе поставите за урок (слайд 11).

Отвечают на поставленные вопросы

Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

 К: определять свои действия.
Р: анализировать образовательные результаты, 
оценивать свою деятельность.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Откройте дневники. Запишем домашнее задание (слайд 12).

п.42, № 8.122 (а, б), № 8.123 (а, б, в)

Это точно такие же уравнения, как мы решали в классе.

Дополнительно, для желающих (со слайда)

Решите уравнение: 

3x плюс 5 плюс (x плюс 5)=(1 минус x) плюс 4.

Решите уравнение:  дробь: числитель: x минус 6, знаменатель: 2 конец дроби минус дробь: числитель: x, знаменатель: 3 конец дроби =3.

Л: построение индивидуальной траектории образования

Используемые источники:

1. Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Математика»

Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.

2. Математика. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. М34 В 2 ч. Ч. 2 / [Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, Л. А. Александрова]. — М. : Просвещение, 2017. — 143 с. : ил. — ISBN 978-5-09-045328-8.

3. https://math-oge.sdamgia.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"

Разработка урока по математике в 5 классе по теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений". Презентация...

Конспект урока "Уравнения"

Конспект урока по математике 5 класс. Урок обобщения....

опорный конспект "Тригонометрические уравнения"

методическая разработка по алгебре 10 класса. Предназначена для изуения нового материала, содержит примеры решения простейших тригонометрических уравнений...

Опорный конспект "Тригонометрические уравнения"

Способы решения тригонометрических уравнений....

Конспект урока «Уравнение»

Конспект урока алгебры в 7классе на тему «Уравнение»....

Конспект урока "Уравнение. Корень уравнения" в 5 классе

Конспект урока  "Уравнение. Корень уравнения" в 5 классе...