Программа математического кружка «Школа точной мысли»
рабочая программа по математике (9 класс)

Ерохина Елизавета Ивановна

Рабочая программа кружка «Школа точной мысли» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования, Концепции фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы основного общего образования по математике(М.: МОН, 2005), Федерального Закона об образовании, Федерального государственного  образовательного стандарта основного  общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г.№1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», программы для общеобразовательных учреждений, алгебра 9  класс, сост. Т.А. Бурмистрова (Просвещение,2010)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka.docx33.62 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  математического кружка

«Школа точной мысли»

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Школа точной мысли» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования, Концепции фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы основного общего образования по математике(М.: МОН, 2005), Федерального Закона об образовании, Федерального государственного  образовательного стандарта основного  общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г.№1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», программы для общеобразовательных учреждений, алгебра 9  класс, сост. Т.А. Бурмистрова (Просвещение,2010)

Актуальность программы обусловлена  тем, что она способствует формированию более сознательных мотивов учения, содействует подготовке учащихся к профильному обучению, ориентирована на развитие личности, способной успешно интегрироваться и быть востребованной в современных условиях жизни.

Новизна программы состоит в том, что данная программа достаточно универсальна, имеет большую практическую значимость. Она доступна обучающимся. Начинать изучение программы можно с любой темы; каждая из них имеет развивающую направленность, а также предусматривает дифференциацию по уровню подготовки обучающихся.

Цель программы – формирование представления о математике как о фундаментальной области знания, необходимой для применения во всех сферах общечеловеческой жизни; углубление и расширение математических компетенций; развитие интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений; воспитание настойчивости, инициативы, самостоятельности, создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.

Задачи обучения:

  • расширить представление о сферах применения математики в естественных науках, в области гуманитарной деятельности, искусстве, производстве, быту;
  • совершенствовать и углублять знания и умения учащихся с учетом индивидуальной траектории обучения;
  • учить способам поиска цели деятельности, поиска и обработки информации; синтезировать знания.

Задачи развития:

  • способствовать развитию основных процессов мышления: умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
  • развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;

Задачи воспитания:

  • воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;
  • способствовать формированию осознанных мотивов обучения.

Возраст обучающихся: предлагаемая программа кружка «Школа точной мысли» предназначена для обучающихся 9 классов общеобразовательных учреждений (14-16 лет), с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и практических занятий.

Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год.

Формы занятий: лекции с элементами беседы, вводные, эвристические и аналитические беседы, работа по группам, тестирование, выполнение творческих заданий, познавательные и интеллектуальные игры, практические занятия, консультации, семинары, практикумы.

Режим занятий: рабочая программа рассчитана на 34 учебных часов: занятия проходят 1 раз в неделю.

Отличительной особенностью данной программы является  то, что она рассчитана на одновременную работу с детьми с разным уровнем математической подготовки, решение выделенных в программе задач станет дополнительным фактором формирования положительной мотивации в изучении математики, понимании единства мира, осознании положения об универсальности математических знаний.Данная программа имеет прикладное и образовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, намечает и использует целый ряд межпредметных связей.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся должны знать:

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  •  методы решения уравнений и неравенств с модулями, параметрами;
  • методы решения логических задач;
  • технологии решения текстовых задач;
  • элементарные приемы преобразования графиков функций;
  • прикладные возможности математики;

Обучающиеся должны уметь:

  • осуществлять исследовательскую деятельность (поиск, обработка, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера).
  • решать уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля;
  • строить графики функций, содержащих модуль;
  • применять метод математического моделирования при решении текстовых задач;
  • решать логические и комбинаторные задачи;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах; моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры; описания зависимостей между физическими величинами, соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

Достигнуты следующие цели воспитания и развития личности: осознанная мотивация познания, активность, настойчивость, ответственность, самостоятельность, расширение кругозора, положительная динамика развития процессов мышления.

Учебно–тематический план

п/п

Тема занятий

Количество часов

Виды занятий

теоретические

практические

I раздел.  Математическая логика. Элементы комбинаторики.

6

1

Вводное занятие

0,5

0,5

2

Круги Эйлера

0,5

0,5

3

Решение логических задач

1

4-6

Решение комбинаторных задач

1

2

 II раздел. Алгебра модуля

8

8

Определение модуля числа

1

9

Метод интервалов для решения уравнений, содержащих модуль

0,5

0,5

10

Свойства модуля и их применение

0,5

0,5

11-12

Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль

2

13

Модуль и преобразование корней

0,5

0,5

14-15

Графики функций, содержащих модуль

1

1

III раздел. Текстовые задачи  

6

16-17

Задачи на движение

2

18

Задачи на работу

1

19

Задачи на проценты

1

20

Проценты в нашей жизни

1

21

Задачи на смеси, сплавы

1

IVраздел. Геометрия архитектурной гармонии и другие прикладные геометрические задачи

5

22

Символ бессмертия и золотая пропорция

1

23

Одна из величайших математических задач

1

24

Решение задач «Геометрия и архитектура»

1

25

Геометрия и реальная жизнь

1

27

Решение прикладных геометрических задач

1

V раздел.  Прикладная математика

6

28

Математика в физических явлениях

0,5

0,5

29

Математика в химии и биологии

0,5

0,5

30

Математика в быту

1

31

Профессии и математика

1

32-33

Решение прикладных задач

2

Обобщение изученного

3

34

Систематизация изученного, анализ работы

1

35

Решение задач по изученным темам

1

36

Итоговое занятие

1

Содержание программы

Раздел I. Математическая логика и элементы комбинаторики. (6 часов)

На вводном занятии рассматривается роль математики в жизни человека и общества, проводится инструктаж по технике безопасности.Рассматриваются основные понятия математической логики, теории множеств, применение кругов Эйлера. Решение комбинаторных задач,  решение различных логических задач.

Раздел II. Алгебра модуля. (8 часов)

Понятие модуля числа и аспекты его применения. Свойства модуля. Метод интервалов. Решение уравнений. Решение неравенств, содержащих модуль посредством равносильных переходов. Приложение модуля к преобразованиям радикалов. Приемы построения графиков функций, содержащих переменную под знаком модуля.

Раздел III. Текстовые задачи. (6 часов)

Основные типы текстовых задач. Алгоритм моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры.   Задачи на равномерное движение.  Задачи на движение по реке. Задачи на работу.    Задачи на проценты. Задачи на смеси и сплавы. Задачи на пропорциональные отношения.   Арифметические текстовые задачи.

Раздел IV. Геометрия архитектурной гармонии и другие прикладные геометрические задачи. (5 часов)

Рассматривается практическая значимость геометрических знаний. Математические аспекты возведения архитектурных шедевров прошлого. Золотое сечение. Делосская задача. Геометрические задачи, сформированные как следствия решения архитектурных проблем. Решение прикладных геометрических задач.

Раздел V. Прикладная математика. (6 часов)

Раскрывается применение математики в различных сферах деятельности человека, ее связь с другими предметами. Решение задач с физическим, химическим, биологическим содержанием. Применение математических понятий, формул и преобразований в бытовой практике. Умение пользоваться таблицами и справочниками. Решение различных прикладных задач.

Обобщение изученного (3 часа)

Обобщение и систематизация знаний. Презентации обучающихся. Итоговое занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа математического кружка для 9 класса «Школа точной мысли»

Программа разработана на основе «Программы кружка по математике для учащихся 5 - 6 классов «Школа точной мысли»; Автор: Дронова Е.А– учитель математики  МОУ Кытмановская СОШ №1, в соответст...

Программа работы кружка "Школа китайской каллиграфии"

Программа образовательно-развивающего кружка «Школа китайской каллиграфии» для углубленного овладения китайским языком, расширения кругозора и развития творческих способностей учащихся составлен...

программа кружка "Школа вокала"

программа по дополнительному образованию для учащихся 5-6 классов в средней школе...

Программа кружка по математики "Школа точной мысли"

Программа математического кружка "Школа точной мысли"составлена для работы с  учащимися 10-11 классов.  Программа  рассчитана на 144 часа. Она предназначена для повышения эффективности ...

Программа психологического кружка "Школа общения"

Структура кружка включает 3 блока:1."Любознайки".цель:составление исследовательского проекта.2."Школа лидера".цель:формирование и развитие лидерских способностей воспитанников как основы самоуправлени...

Программа работы драматического кружка школы на 2012-2013 уч. год

Главное внимание уделяется расширению общего художественного кругозора кружковцев и практическому знакомству их с элементами сценической грамоты ( в процессе игр – импровизаций, этюдов и ...

Рабочая программа математического кружка для 10 класса «Любознайка: Школа точной мысли» на 2015-2016 учебный год (в неделю 1 час, за год 34 часа)

Пояснительная запискаРабочая программа кружка по математике для 10 класса составлена в соответствии с требованиями  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного о...