Презентация на тему "Ситуации, как средство развития творческого потенциала учащихся на уроках математики"
презентация к уроку по математике (6 класс)

Толякова Виктория Владимировна

Развитие инициативы, творческих начал является первейшей задачей каждого педагога. Выявление и развитие потенциала каждого ученика, раскрытие его творческих способностей требуют учета индивидуальных особенностей мышления обучающихся в процессе обучения математике. Для преподавателя важна максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности обучающихся в частности, на потребность и умение самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon situatsii_razvitiya_tvorcheskogo_potentsiala_tv.ppt2.95 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ситуации, как средство развития творческого потенциала учащихся

Слайд 2

Американский ученый П.Хилл: «Творчество - это успешный полет мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее». Большой энциклопедический словарь дает такое определение: «Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальность.» Что такое творчество?

Слайд 3

А) Свободная атмосфера в школе и классе. Б) Доверие и уважение к ученикам со стороны учителя, помощь детям. В) Высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, игровые методики учителя. Г) Внимание к интересам каждого ученика, его склонностям, здоровью, к его способностям. Д) Поощрение высказывания оригинальных идей. Е) Использование личного примера творческого подхода к решению проблемы Условия творческого развития:

Слайд 4

страх(боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу) чересчур высокая самокритичность лень Что мешает творчеству?

Слайд 5

Одним из активных методов творческого развития учащихся на уроках математики является создание проблемных ситуаций , которые улучшают усвоение материала учениками и развивают в них внимательность, гибкость ума, следствием чего является высокая активность учащихся на уроках. Учащимся предлагается решать проблемные ситуации, которые им незнакомы. Именно поисковый, исследовательский путь познания дает возможность проявить творческие способности.

Слайд 6

Пример 1.На уроке усвоения новых знаний «Формулы сокращенного умножения» учитель в уме быстро считает примеры, вызывая у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания. 39 ∙ 41 = (40-1)∙(40+1)=1599 59 ∙61 = (60-1)∙(60+1)=3599 199∙201 =(200-1)∙(200+1)=3999 Математические фокусы

Слайд 7

Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы. Пример 2 . При изучении в 8 классе “Площадь трапеции” можно дать такое творческое задание на открытие новых знаний: – Сегодня мы будем искать более удобный, более точный способ нахождения площади трапеции. У каждого из вас на столе лежат модели трапеции. Вы можете разрезать её на такие фигуры, площади которых мы умеем находить. Можете разбивать с помощью карандаша и линейки. Используя свойства площадей, найдите площадь трапеции. – Как нужно обращаться с ножницами? (Осторожно, передавать только тупыми краями.) – Итак, работаем! (Учащиеся работают: разрезают трапеции на части, выполняют необходимые измерения и вычисляют площади получившихся фигур.) – Подведём итоги: назовите ваши результаты: S тр = … – Как вы находили S тр ? – Какой способ лучше? (Последний.) S = S 1 + S 2 = ½ à·h + . ½ ·в·h= ½ (à + в)·h Итак, S тр = ½ (à + в)·h, где а и в – основания, h – высота. Это и есть формула для вычисления площади трапеции. Записываем в тетрадь.

Слайд 8

Пример 4. «Обманные задачи» 1) построить треугольник со сторонами 2 см, 3 см и 5 см 2) построить треугольник с помощью транспортира по его углам 90 º , 35 º и 50 º 3) Два угла треугольника равны 118º и 62º. Найти величину третьего угла. Пример 5. Создание проблемной ситуации через использование занимательных заданий Тема: «Линейная функция»(7 класс) Обычная форма задания: функция задана формулой найдите значение функции при x = 0, 10, -4, -2, 11. Занимательная форма задания: Приглашаю к доске ученика, даю ему карточку, на которой написано y= x + 3. Пример 3. Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки (решить уравнение с ошибкой)

Слайд 9

Ученик из класса называет какое-нибудь значение х. Ученик у доски вписывает это число в таблицу и, поставив его в формулу, находит и вписывает в таблицу соответствующее ему значение у. Затем другой ученик из класса называет другое значение х и ученик у доски проделывает те же операции. Задача класса – “угадать” формулу, записанную на карточке. Проблемная ситуация создана. Выигрывает тот ученик, который первый назовет формулу. Х Y

Слайд 10

Пример 6. Создание проблемные ситуации через различные способы решения одной задачи. В магазин привезли 1600 кг овощей, из них 27%составляют огурцы, 42% картофель, а остальное капуста. Сколько кг капусты привезли в магазин? Пример 7. Создание проблемной ситуации через решение задач, связанных с жизнью Задача: Сколько потребуется кафельных плиток квадратной формы со стороной 15 см, чтобы облицовать ими стену, имеющую форму прямоугольника со сторонами 3 м и 2,7 м

Слайд 11

Урок геометрии в 9 классе по теме: "Правильные многоугольники» Практическое задание (в группах): Постройте узор из квадратов и равносторонних треугольников, имеющих равные стороны таким образом, чтобы получился шестиугольник и двенадцатиугольник . Творческое задание. Паркетом из правильных многоугольников называют такое покрытие плоскости, при котором два многоугольника имеют либо общую сторону, либо общую вершину или совсем не имеют общих точек. Возможно, кто-то из вас в будущем займется этим творческим и интересным занятием: изготовлением паркета. Представьте, что к вам в фирму пришел заказчик. Сколько вариантов покрытия паркетом из правильных многоугольников вы предложите? Замечание: Покрывать плоскость паркетом необходимо без просветов Вывод: Плоскость без просветов можно покрыть правильными треугольниками, квадратами и правильными шестиугольниками (если многоугольники одного вида).

Слайд 12

На уроках усвоения новых знаний можно создать проблемную ситуацию, где дети сами предлагают различные варианты решения данной проблемы. Пример 8. Тема урока: «Решение иррациональных уравнений» в 8 классе Учитель пишет на доске задание: - Вы смогли выполнить задание? - Что у вас вызвало затруднение при выполнении задания? - Как вы бы назвали данное уравнение? - Какая тема урока?

Слайд 14

Пример 9. Урок закрепления знаний и умений в 7 классе по теме «Равенство треугольников» я предлагаю учащимся следующее творческое задание: составить самим и решить задачу на применение определений и теорем темы «Равенство треугольников». Общеизвестно, что самостоятельно составленная и решенная задача запоминается прочнее, чем просто решенная. Решение задач, авторами которых были сами ребята, обычно вызывает живой интерес.

Слайд 15

После изучения темы “Противоположные числа” можно задать творческое домашнее задание: сочинить сказку про противоположные числа. Например: «Жила- была в Математическом царстве, в Арифметическом государстве, в деревне положительных чисел Троечка. Она договорилась по телефону встретиться со своей двоюродной сестрицей Минус Троечка, которая жила в деревне Отрицательных чисел. Встретиться решили вечером в Нулевом лесу, разделяющем эти деревни. Входить в этот лес строго запрещалось. За этим следил леший Икс. Непослушные сестренки обманули лешего и пробрались в лес. Но как только они встретились, то сразу же исчезли. Не зря им говорили, что противоположным числам в Нулевом лесу встречаться нельзя».

Слайд 16

Вместо занудного зазубривания ребенок усваивает новый и достаточно сложный материал в наиболее приемлемой для него форме – игре . С детьми необходимо играть, как только возникает возможность. Ведь именно «в игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Ведь именно в игре «дети обретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидером, вести за собой других. Их действия, раскрепощенные и уверенные, начинают выказывать глубину мышления, мышления смелого, масштабного, нестандартного». Таким образом, игра – форма познавательной деятельности, способствующая развитию творчества учащихся и укрепления интереса к математике. Наиболее благоприятными для обучающей игры являются итоговые уроки.

Слайд 17

Игра «Математическое путешествие» предназначена для учеников 7-х классов, которым придётся применить свои знания, логику и смекалку при ответе на вопросы, связанные с алгебраическим и геометрическим материалом, проявить эрудицию в вопросах истории возникновения математических терминов, работ и высказываний ученых. Продолжительность – 35-40 минут. Вопросы различны по сложности, некоторые требуют письменного решения.

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Метод проектов как средство развития творческого потенциала учащихся"

Обобщение опыта работы по вопросу развития творческого потенциала учащихся...

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках математики и во внеурочное время

Актуальность развития творческого потенциала школьника в учебно-творческой деятельности в личностно-ориентированном образовательном процессе обусловлена качественными  изменениями потребнос...

Доклад Развитие творческого потенциала учащихся на уроках математики через нестандартные формы уроков

Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а эт...

Статья "О развитии творческого потенциала учащихся на уроках математики"

Развитие творческих способностей учащихся - важнейшая задача педогога....

Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала учащихся на уроках иностранного языка

Описание опыта работы по применеию метода проектов в образрвательном процессе при обучении английскому языку....

«Приёмы реализации проектной деятельности, как средства развития творческого потенциала учащихся на уроках английского языка»

Ведущее место в структуре творческого потенциала личности занимают характеристики воображения, памяти, качество мышления (скорость, гибкость, оригинальность и точность), наблюдательность, логическое м...