Адаптация ребенка в замещающей семье
статья по теме

Адаптация ребенка в замещающей семье продолжительна по времени 1,5до 3 лет.  Предалагаю простые правила на период адаптации ребенка в замещающей спемье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prostye_pravila_adaptacii.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ « ДЕТСКИЙ ДОМ № 2 г. САРАТОВА

СЛУЖБА СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ

Тел    63-07-71; 63-76-29

ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА

на период адаптации ребенка

 в замещающей семье


Уважаемые родители!

Представьте, что Вы попали на неизвестную планету, где для Вас много незнакомого и непонятного. Как Вы себя чувствуете?

По всей вероятности у каждого из Вас будет разное самочувствие и разные реакции, их диапазон очень широк: от эйфории до страха.

Попадая в приемную семью, ребенок перевозбужден, в нем одновременно присутствует радость и тревога.

Помогите ребенку приспособиться

 к жизни в семье.


Адаптация (лат) - приспособление

Приспособление, привыкание процесс постепенный (от 1,5 до 3 лет). Он требует времени и терпения.

С чего начать?

Перед Вами маленький  Человек

со своими особенностями, характером, опытом, иллюзиями, желаниями  и потребностями.

Относитесь к ребенку как к уважаемому взрослому.

Стоит ли придумывать, как будут развиваться события и отношения.

Наблюдайте за происходящими событиями и

выстраивайте отношения  «Здесь и сейчас».


Простые правила

  1. Уберите в безопасное место то, что не должно попасть в руки ребенка.
  2. Дайте ребенку насладиться мыслью и ощущением: « И это моё»!
  3. Позвольте ребенку быть самим собой, откажитесь от фразы « у нас так не принято».
  4. Уделяйте внимание мелочам. Показывайте вещи, их место и как ими пользоваться.
  5. Не зря придумали «молчанку». При перевозбуждении и шалости предложите тайм-аут: посидите вместе с ребенком в тишине.
  6. Уберите лишние шумы и  ненужную информацию: поменьше телевизора, компьютера и т.п.
  7. Позвольте ребенку иногда побыть одному наедине со своими вещами и игрушками.
  8. Постепенно, незаметно и последовательно переориентируйте поведение ребенка, его интересы, если они Вам не нравятся. 
  9. Откажитесь от назойливости, нотаций и лекций. Говорите конкретно, коротко, по-существу. 
  10. Будьте настойчивы и требовательны, когда это действительно нужно.

  1. Используйте родительскую власть с усмотрением, запрет нужен только на то, что может причинить вред  здоровью и жизни ребенка. 
  2. Побуждайте ребенка к самостоятельности, ставьте в ситуацию выбора решения, откажитесь от излишней опеки.
  3. Родительское слово как царское: сказал-сделал, если сомневаетесь, скажите: «Если получится»
  4. Если Вы говорите «да», то и имейте ввиду «да», если Вы говорите «нет», то и имейте в виду «нет». 
  5. Приспособьтесь к ребенку, предлагайте ему свои принципы, порядок и традиции постепенно.
  6. Сохраните привычный для ребенка распорядок дня и постепенно меняйте его на удобный для Вас.
  7. Слушайте ребенка внимательно, в его рассказе о прошлой жизни не все окажется правдой, но цените  доверие ребенка.
  8. «Приручайте» ребенка к себе постепенно, чтобы стать родными и близкими нужно время, а не шквал бурных эмоций в одночасье вылитый на ребенка.
  9. Создавайте новые ритуалы и семейные традиции вместе с ребенком.


Откажитесь от Синдрома ООН

( одеть, обуть, накормить)

в процессе  воспитания.

На самом деле ребенку необходимо не побольше вещей, денег и образования, а побольше семейных радостей и совместного времяпрепровождения.

Слово ЛЮБОВЬ пишется так:

«В – Р – Е – М – Я»

(Дж. Маккдаул)

.Планируйте семейное общение, уделяйте этому общению время. Всегда находите время для  ребенка, и он будет чувствовать себя нужным и любимым.


Когда ребенок капризничает 

отказывается от еды, не хочет что-то надеть, во что-то играть, лежит, свернувшись в клубок, отказывается от прогулки, не слышит обращенную к нему речь, закатывает истерику на самое незначительное требование или предложение, оскорбляется на похвалу или кричит, грубит и угрожает, делает что-то украдкой, не разговаривает с другими людьми или отвечает жестами, принимает заботу, вновь и вновь высказывая пожелания и требования - это не капризы, это страх и напряжение вызванные стрессом перемены жизни, мыслями: «а вдруг вернут», воспоминаниями «той прежней жизни», это не понимание себя и других и незнание как вести себя, отсутствие осознания социальных ролей в семье, ,это вина за себя плохого и боязнь отказаться от себя плохого, чтобы совсем не потерять свое «Я».

Помогите ребенку хорошо себя вести:

*Проявляйте  внимание и любовь.

*Используйте «Я-высказывания», говорите о том, что желаете видеть, в поведении ребенка, а не о том, чего не хотите видеть.

*Управляйте своим поведением Защитите себя от грубости ребенка, продолжая говорить с ним уважительно.

*Помогите ребенку конструктивно решить конфликт.

Своим поведение сообщите ребенку, что : отличаться от других, совершать ошибки, проявлять негативные эмоции, хотеть большего, выражать свое несогласие – это нормально, но мама и папа – главные, поэтому за ними последнее слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие: «Адаптация ребенка в приёмной семье»

Дкумент содержит материал тренингового занятия «Адаптация ребенка в приёмной семье»...

Работа по устройству ребенка из детского дома в замещающую семью

Этапы проводимой работы специалистами по устройству ребенка из детского дома в замещающую семью, позволит сделать более правильный выбор в интересах ребенка, дети быстрее адаптируются в новой семье и ...

Сотрудничество и взаимодействие замещающей семьи с социальным окружением, родительским сообществом, как фактор успешной адаптации приемного ребенка в семье.

В материале освещается проблема адаптации приемных детей в замещающих семьях. Рассматриваются построения взаимодействияи детей данной категории в приемной семье и школе, в родительском сообществе. В с...

Педагогический опыт по социально-педагогическому сопровождению ребенка в замещающую семью

Социальное сиротство - одна из наболевших проблем современной России, и нужно многое сделать, чтобы понятие "сирота" ушло из нашей жизни, поскольку каждый ребенок имеет право жить и воспитыв...