Конспект занятия "Приемный ребенок в замещающей семье Тренинг Способы бесконфликтного взаимодействия с ребенком"
план-конспект занятия по теме

Школа приемных родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osadchayal_o_konspekt_zanyatiya.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Детский дом №2 г. Саратова»

Конспект занятия в школе приемных родителей.

Тема:

 «Адаптация детей-сирот в условиях

                             приемной семьи»

                                                         Выполнила: Осадчая Л.О.  воспитатель

                                                                                             2   семьи.

                                                        Саратов 2012г

Цель: показать особенности социальной адаптации детей - сирот в приемной семье.

Задачи: помочь замещающим родителям понять особенности психологии приемных детей;

показать основные способы разрешения проблемных ситуаций возникающих в процессе адаптации детей-сирот в приемной семье(для получения позитивного результата)

План занятия:

I. Вступительное слово педагога детского дома.

II.Групповая работа по выявлению особенностей стадий адаптации детей-сирот  в условиях приемной семьи.

III.Упражнения.

IV.Памятка успешного родителя.

V.Подведение итогов занятия.

VI. Отчет.

Ход занятия:

  1. Вступительное  слово педагога детского дома.

Приоритетной формой  организации  социального и личностного развития детей-сирот является  их устройство в замещающей семье.  Именно они призваны решить задачу успешной социализации приемных  детей, поскольку включают ребенка в систему семейных отношений. Однако,  не смотря на созданные государством условия для организации приемных семей, участились случаи возвращения детей  в учреждения  интернатного типа.

Возникает вопрос: Почему семьи, принявшие детей с благими намерениями, возвращают их назад в детские дома?

Основная причина – это недооценка значения процесса адаптации ребенка и взрослого в создаваемой системе семейных отношений. Ведь ребенку , принятому на воспитание  в приемную семью в достаточно малый срок надо адаптироваться к особенностям конкретной семьи, усвоить ее историю, культуру, традиции, социальные и моральные нормы.

К новым социальным условия должны адаптироваться и приемные родители, возложившие на себя большие обязательства, которые оказываются значительно сложнее, чем они себе это представляли. Поэтому необходимо выделить несколько стадий социальной адаптации детей – сирот в условиях приемной семьи.

II.Групповая работа по выявлению особенностей  стадий адаптации детей-сирот в условиях приемной семьи.

Попытаться выявить последствия каждой стадии.

Заполните таблицу.

Стадии адаптации

Последствия для ребенка

 1.шоковый (стрессовый)

Ребенок изменил условия его жизни:

Место жительства, новые бытовые условия, вхождение в новую социальную среду.

2.Социально-бытовая ориентация

Ознакомление с бытовой обстановкой и расширение социальных связей ребенка.

  1. Формирование ролевых установок, усвоение ролей и социальных статусов.

Осознание собственных позиций  ребенка в новой семье, ролевая позиция «Мать-ребенок».

Фразы: «моя мама самая лучшая», «моя мама  все знает", «это моя мама».

  1. Самоутверждение, стремление ребенка к достижению определенного общественного статуса.

Отстаивание собственных интересов  и своей значимости. Ребенок анализирует поведение других детей, свое поведение.

  1. Появление уверенности в стабильности семейных отношений и доверия к приемным родителям.

Перенос совместных с приемными родителями разнообразных действий в игровые ситуации: приготовить мамино любимое блюдо – блины. Все реже вспоминания о прошлой жизни, мечты о будущем.

III. Упражнения

  1. Упражнение «Поздравительная открытка родителям»

Подумайте и напишите текст поздравления открытки от имени вашего приемного ребенка

«Дорогие мама и папа!

От всей души поздравляю Вас….

Желаю Вам………

Мечтаю…………..

Любящий  Вас………… »

  1. Мини сочинение «Наш совместный отдых»

Замещающим родителям предлагается представить совместный отдых с ребенком, каким он должен быть. Список предлагаемых предложений, которые можно использовать в написанном мини-сочинении:

Мы с моей семьей……

Мы были уверены, что…

Нам бы не хотелось, чтобы….

Нас обрадовало бы, что……

Нам хотелось, чтобы…..

Мы довольны тем, что…….

  1. Упражнение «Портрет мамы»

Педагог предлагает замещающим родителям изучить анкету, предварительно заполненную ребенком.

Моя мама.

Добрая, ласковая, сильная, честная, авторитетная, единственная, красивая, любимая, незаменимая, гордая, спокойная, веселая, добродушная, любящая, обидчивая, умеющая прощать,  независимая, жертвенная, говорливая, непоседливая, крикливая.. трудолюбивая, самостоятельная,  талантливая, злая, грубая, жадная  неверная.

Ребенок выбирает самые близкие ему слова для  описания видимого образа матери. Какие еще слова мог бы добавить ребенок в описании портрета матери

6) Игра «Наш семейный альбом»

Родителям предлагается представить себя на месте приемного ребенка.

В какой последовательности он разместил бы  в семейном альбоме фотографии мамы, папы, братьев, сестер, друзей, родственников и свою.  В следствии этого  будет понятно какое место в семье отводит ребенок родителям, родственникам, друзьям и себе.

IV. Памятка успешного родителя.

- Принимать ребенка с любовью.

-Будьте последовательны в своих действиях.

-Ясно определите, что вы хотите от ребенка (доступно объяснить ему это)

-Чаще хвалите ребенка.

-Давайте оценку каждому поступку ребенка.

-В каждом ребенке следует видеть личность.

-Верьте в него.

V. Подведение итогов занятия.  Напутствие педагога.

 Таким образом,  можно сделать вывод, что выделенные стадии социальной адаптации проходят все дети,  принятые  на воспитание  в приемные семьи. Переход из-за одной стадии  в другую дает положительные результаты в социальном развитии ребенка, принятого на воспитание в приемную семью. Знания особенностей социальной адаптации детей-сирот попавших в новые условия позволят избежать многих психологических травм во вновь образовавшихся семьях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация ребенка в замещающей семье

Адаптация ребенка в замещающей семье продолжительна по времени 1,5до 3 лет.  Предалагаю простые правила на период адаптации ребенка в замещающей спемье....

Конспект занятия с членами замещающих семей "Мир детский, мир взрослый"

Это занятие с членами замещающих семей очень хорошо подходит для работы с семьями, в которых воспитываются дети подросткового возраста.В ходе занятия специалистам (психологу, социальному педагогу) уда...

Конспект занятия с членами замещающих семей "Умение слушать"

Данный коспект занятия предназначен для проведения с членами замещающих семей, которые испытывают определенные трудности. Чаще всего эти трудности встречаются в семьях, которые воспитывают детей подро...

Повышение эффективности межличностного общения в семье. Тренинг родителько-детского взаимодействия.

В статье поднимается вопрос о влиянии внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка и о возможных путях преодоления дисгармонии в родительско-детских отношениях....

Педагогический опыт по социально-педагогическому сопровождению ребенка в замещающую семью

Социальное сиротство - одна из наболевших проблем современной России, и нужно многое сделать, чтобы понятие "сирота" ушло из нашей жизни, поскольку каждый ребенок имеет право жить и воспитыв...