Конспект занятия с членами замещающих семей "Умение слушать"
план-конспект занятия (психология) на тему

Крылова Елена Леонидовна

Данный коспект занятия предназначен для проведения с членами замещающих семей, которые испытывают определенные трудности. Чаще всего эти трудности встречаются в семьях, которые воспитывают детей подросткового возраста. В семьях могут часто возникать конфликтные ситуации, причем круг проблем может не всегда лежать в семье, а простираться и в социум, и в школу. При помощи специально подобранных психотехнических упражнений специалисты (социальные педагоги, психологи) могут помочь членам замещающих семей развить у себя такие необходимые для неконфликтного общения качества, как умение слушать и слышать другого человека, эмпатии, концентрации внимания и т.п.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

индивидуального/подгруппового занятия на тему:

«Умение слушать».

Цель: развитие у членов замещающих семей умения понимать и передавать эмоциональное состояние себя и других, создание атмосферы принятия и понимания, развитие эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу, коррекция детско-родительских отношений.

1.        «Приветствие»

Все участники группы берутся за руки и здороваются друг с другом, называя по имени.

2.        «Испорченный телефон»

Участвуют 5 человек. Четырех человек просят выйти из комнаты. Их просят по одному заходить в комнату. Задача - передать максимально точно полученную информацию. Зачитывается текст. Каждый участник передает его следующему. Результат последнего участника сравнивается с оригиналом. Все участники группы обсуждают, что мешало точно передавать информацию, что искажает информацию, обсуждаются стратегии наиболее точной передачи информации.

3.        «Разные ответы»

Цель: Упражнение помогает членам группы научиться лучше отличать уверенные ответы от неуверенных и агрессивных.

Перед выполнением упражнения с участниками обсуждается, как они понимают отличие уверенных ответов от неуверенных и агрессивных. Приводятся примеры. Группе предлагаются разные ситуации (мама не пускает гулять, поставили низкую оценку и т.д.), выбираются добровольны и разыгрывается сценка. После показа группа обсуждает какие ответы получились у участников. Обращается внимание не только на вербальное выражение эмоций, но и на невербальное.

4.«Ты мне нравишься, потому что...»

Цель: Создание атмосферы принятия и понимания, развитие эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.

Все участники тренинга, по очереди, садятся на стул, находящийся в центре крута («горячий стул»). Остальные члены группы говорят ему: «Ты мне нравишься, потому что ты...» (веселый, добрый, отзывчивый и т.д.).

5.        «Акустики»

Цель: Развитие концентрации внимания.

Закрыв глаза, все участники слушают шум за окном и говорят о том, что услышали. Затем, слушают шум в комнате и говорят, что услышали.

6.        «Никто не знает»

Цель: Создание атмосферы принятия и понимания, развитие эмпатии. Перебрасывая мяч по кругу, участник, в руках которого оказывается мяч,   говорит: «Никто не знает, что я.. .(умею вязать, петь и т.д.).

7.        «Шурум-бурум»

Цель: Развитие концентрации внимания, умения передавать различные настроения. Умение понимать эмоциональное состояние другого человека.

Ведущий загадывает настроение и произносит слово «шурум-бурум» так, чтобы другие по интонации догадались о задуманном чувстве. Ведущим становится тот человек, в руках которого оказывается мяч.

8.        «Вижу разницу»

Цель: Развитие концентрации внимания.

Доброволец выходит за дверь. Группа делится на две группы по какому-либо признаку (кто в джинсах, блондины и т.д.). Доброволец должен угадать, по какому признаку разделилась группа,

9.        «Картина двух художников»

Цель: Умение работать в парах, развитие навыка совместной деятельности, развитие эмпатии.

Проведение: парами, не договариваясь, держась вдвоем за один карандаш нарисовать любую картину: кошку, домик, елку и т.д.

10.        Рефлексия.

Участники по кругу: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т.д.).



Предварительный просмотр:

Конспект

индивидуального/подгруппового занятия на тему:

«Умение слушать».

Цель: развитие у членов замещающих семей умения понимать и передавать эмоциональное состояние себя и других, создание атмосферы принятия и понимания, развитие эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу, коррекция детско-родительских отношений.

1.        «Приветствие»

Все участники группы берутся за руки и здороваются друг с другом, называя по имени.

2.        «Испорченный телефон»

Участвуют 5 человек. Четырех человек просят выйти из комнаты. Их просят по одному заходить в комнату. Задача - передать максимально точно полученную информацию. Зачитывается текст. Каждый участник передает его следующему. Результат последнего участника сравнивается с оригиналом. Все участники группы обсуждают, что мешало точно передавать информацию, что искажает информацию, обсуждаются стратегии наиболее точной передачи информации.

3.        «Разные ответы»

Цель: Упражнение помогает членам группы научиться лучше отличать уверенные ответы от неуверенных и агрессивных.

Перед выполнением упражнения с участниками обсуждается, как они понимают отличие уверенных ответов от неуверенных и агрессивных. Приводятся примеры. Группе предлагаются разные ситуации (мама не пускает гулять, поставили низкую оценку и т.д.), выбираются добровольны и разыгрывается сценка. После показа группа обсуждает какие ответы получились у участников. Обращается внимание не только на вербальное выражение эмоций, но и на невербальное.

4.«Ты мне нравишься, потому что...»

Цель: Создание атмосферы принятия и понимания, развитие эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.

Все участники тренинга, по очереди, садятся на стул, находящийся в центре крута («горячий стул»). Остальные члены группы говорят ему: «Ты мне нравишься, потому что ты...» (веселый, добрый, отзывчивый и т.д.).

5.        «Акустики»

Цель: Развитие концентрации внимания.

Закрыв глаза, все участники слушают шум за окном и говорят о том, что услышали. Затем, слушают шум в комнате и говорят, что услышали.

6.        «Никто не знает»

Цель: Создание атмосферы принятия и понимания, развитие эмпатии. Перебрасывая мяч по кругу, участник, в руках которого оказывается мяч,   говорит: «Никто не знает, что я.. .(умею вязать, петь и т.д.).

7.        «Шурум-бурум»

Цель: Развитие концентрации внимания, умения передавать различные настроения. Умение понимать эмоциональное состояние другого человека.

Ведущий загадывает настроение и произносит слово «шурум-бурум» так, чтобы другие по интонации догадались о задуманном чувстве. Ведущим становится тот человек, в руках которого оказывается мяч.

8.        «Вижу разницу»

Цель: Развитие концентрации внимания.

Доброволец выходит за дверь. Группа делится на две группы по какому-либо признаку (кто в джинсах, блондины и т.д.). Доброволец должен угадать, по какому признаку разделилась группа,

9.        «Картина двух художников»

Цель: Умение работать в парах, развитие навыка совместной деятельности, развитие эмпатии.

Проведение: парами, не договариваясь, держась вдвоем за один карандаш нарисовать любую картину: кошку, домик, елку и т.д.

10.        Рефлексия.

Участники по кругу: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с замещающими родителями на тему:"Особенности взаимодействия с тревожным ребенком. Как играть с тревожными детьми".

Данный материал предназначается для педагогов-психологов и социальных педагогов, взаимодействующих с детьми-сиротами, которые воспитываются в замещающих семьях. Этот материал может быть включен в корр...

Конспект занятия с детьми из замещающих семей "Планета эмоций"

Данный материал предназначается для педагогов-психологов, социальных педагогов, взаимодействующих с членами замещающих семей. Он может был использован специалистами для сплочения коллектива, для разви...

Конспект занятия с членами замещающих семей "Мир детский, мир взрослый"

Это занятие с членами замещающих семей очень хорошо подходит для работы с семьями, в которых воспитываются дети подросткового возраста.В ходе занятия специалистам (психологу, социальному педагогу) уда...

Конспект занятия с членами замещающих семей на тему:"Прошлое-настоящее-будущее"

Данный коспект занятия может использоваться так в группойой (подгрупповой), так и в индивидуальной работе с членами замещающих семей такими специалистами, так психолог и социальный педагог. Этот матер...

Конспект развлекательного мероприятия для членов замещающих семей "Новогодняя сказка"

Данный материал может быть использован при подготовке мероприятий с членами замещающих семей. В него включены и тексты новогодних песен, стихов, загадок. В проведении елки также включен мастер-класс п...

Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...