Рекомендации для родителей по безопасности жизнедеятельности ребёнка.
материал по теме

Ермакова Ирина Александровна

Как научить ребёнка основным правилам безопасного поведения на улице и дома

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по безопасности жизнедеятельности ребёнка.

Как научить ребёнка основным правилам безопасного поведения?

     

Ребёнок должен знать, что он не беспомощен. Родители на его стороне, они объяснят, помогут, защитят.

    Согласитесь, любая мать хоть раз, да говорила своему ребёнку – не разговаривай с незнакомыми людьми, не бери ничего у чужих людей, не уходи никуда с незнакомыми… И тем не менее, чудовищные преступления совершаются снова и снова. Почему это происходит? Почему дети не слушаются? Да именно потому, что слушаются!

       Да, мы говорим своим детям, что нельзя доверять посторонним. Но гораздо чаще малыши слышат: «Старших надо слушаться!» От мамы, от папы, от бабушек и дедушек ребёнок слышит это почти каждый день. А садик? А школа? «Ты ещё маленький!» «Делай, что тебе говорят!» «Не спорь со старшими!» И дети слушаются…

       Учтите, дети далеко не обо всём рассказывают родителям. Мир взрослых воспринимается ими зачастую как враждебный и непонятный, правила взрослого мира нелогичны с точки зрения ребёнка. Разговаривайте со своими детьми! Задавайте вопросы и, главное, выслушивайте ответы. Внимательно выслушивайте.

       Ребёнок должен знать, что он не беспомощен. Родители на его стороне, они объяснят, помогут, защитят. Чувство собственного достоинства – вот что может уберечь вашего малыша!

            Запомните, ваш ребёнок должен твёрдо знать, что никто не имеет права: кричать на него, прикасаться к нему, бить его, унижать – как бы малыш ни провинился. Об этом мало рассказать, это надо объяснять снова и снова. И не надо говорить о воспитании и о манерах. В семье воспитанных родителей хам не вырастет, а жизнь и здоровье ребёнка дороже тонкостей этикета.

             Но одного знания мало. Необходимо умение постоять за себя. Маленькому ребёнку трудно быстро сориентироваться в незнакомой ситуации и принять верное решение. Помогите ему, выработайте навык правильного поведения. Действия вашего малыша должны быть отработанными, привычными и неожиданными для негодяя!

                 Например, недостаточно просто говорить, что нельзя принимать подарки и угощения от незнакомцев. Как будет действовать малыш, когда незнакомец (незнакомка) предложит конфету (мороженое, поиграть со щенком, покататься на машине и пр.)? Скажет, что мама не разрешает? И что увидят люди со стороны? Мирно беседующих взрослого и ребёнка, которые потом куда-то пошли. Ситуация не вызовет подозрения, не привлечёт внимания.

              Следующая проблема. Некоторые дети, даже зная, как надо поступать в опасной ситуации, молчат. Потому что стесняются. «Не шуми!», «Веди себя прилично!», «Хорошие дети так себя не ведут!» Знакомо, правда? И ребёнок не кричит, не сопротивляется. А педофилы и прочие выродки очень тщательно выбирают жертву, они точно вычисляют робких и неуверенных в себе малышей. Именно поэтому действия вашего ребёнка должны быть отработанными до автоматизма.

     

И, наконец, ещё одна трудность. Это касается мальчиков. Знаете, как отреагировал один восьмилетний мальчик на мамины советы? «Мама, ну как же я могу кричать «помогите»? Я же мужчина…»  Мне кажется, что мужественность проявляется всё-таки несколько иначе. И папы должны объяснять это своим сыновьям. Чтобы те успели вырасти. И стать мужчинами.

Один в большом

 городе

           

           Ребенок - самый важный для нас человечек. Так хочется защитить его, спрятать под хрустальный колпак и не отпускать от себя ни на шаг. Но он растет и учится быть самостоятельным, а значит, родителям рано или поздно приходится объяснить ему правила безопасности в полном неожиданностей, таком опасном и захватывающе увлекательном взрослом мире.

         Не переходи на красный, не разговаривай с незнакомцами, не открывай дверь!.. Мы внушаем ребенку миллион запретов, и рано или поздно он понимает: мир - это джунгли, полные страшных людей, которым нельзя доверять. При этом ваше чадо все равно доверчиво идет вслед за дядей, представившимся папиным другом, и забывает посмотреть в глазок, прежде чем открыть замок. Родители выходят из себя, тем самым заставляя ребенка замкнуться и перестать доверять окончательно. Между тем правилам житейской безопасности можно обучить ребенка, даже не используя частичку "не".

Один дома

            Кто-то спокойно оставляет дома пятилетнего ребенка, кто-то доверяет только школьнику, а некоторые опасаются оставлять без присмотра даже 15-летнего. В каждом случае родители по-своему трактуют термин "самостоятельность". А психологи дают на этот счет четкие рекомендации: можно приучать ребенка оставаться "на хозяйстве" с того времени, как он выучил цифры и хотя бы немного читает; находясь дома вместе с вами, соблюдает технику безопасности (это касается и розеток, и бытовой техники, и водопровода, и даже острых углов мебели); в-третьих, уже вышел из психологического возраста "всеобщего доверия" и четко делит людей на своих и чужих.

   Факторы риска:

 - незнакомец (взрослый или даже ребенок) может позвонить в дверь и попросить об услуге (позвонить, поделиться солью, "вместе поиграть");

- звонком по телефону ребенка могут выманить на лестничную площадку (сыграв на любопытстве малыша);

- под дверь могут подложить мяукающего котенка или скулящего щеночка в расчете на чувство жалости и сострадания;

- в квартиру могут неожиданно нагрянуть люди в форме, представляющиеся "милицией" или "скорой помощью".

    Как должен поступить ребенок? 

     Главное правило: ни в коем случае не открывать дверь! Исключение составляет пожар или затопление внутри квартиры. Если человек за дверью настаивает, ребенок должен позвонить родителям и по возможности службе спасения или правоохранительным органам. В очень опасной ситуации позвать на помощь через окно.

     Как его научить?

   Знакомьтесь с соседями и представляйте им своего ребенка. Убедившись в их благонадежности, можно договариваться с ними присматривать за квартирой в ваше отсутствие.

   С дошкольником выучите его имя, фамилию и домашний адрес, только так он сможет позвать на помощь милицию или пожарных в случае необходимости. Научите малыша, который еще не дотягивается до "глазка" на двери, спрашивать "Кто там?" и не открывать, пока человек не представится. Время от времени играйте с ним в "Узнавалки": запишите на диктофон голоса членов вашей семьи, близких друзей и родственников, включите запись ребенку и угадывайте вместе, кто говорит. Усложняйте задание, включая записи в разном порядке. Так вы натренируете слух и память своего малыша.

      Не пренебрегайте народными сказками, ведь в них часто в дом к доброму молодцу или красной девице обманом проникает коварная Баба-яга и чинит беспорядки, а то и похищает невинную жертву. Обязательно делайте акцент на этих сценах и напоминайте ребенку, что такие истории могут случиться и в жизни, если быть неосторожным.

     Ребенку старше 8-9 лет объясните, какие хитрости могут использовать мошенники, чтобы его обмануть. Без ярких красок расскажите о последствиях таких визитов и о тех, кто сможет защитить ребенка в ваше отсутствие. Выучите вместе телефоны спасателей и периодически проигрывайте ситуацию "нагрянули нежданные гости": в ответ на звонок в дверь очень быстро спросите ребенка, куда позвонить при пожаре или по какому номеру вызвать милицию. В формате игры он научится правильно реагировать в экстренных ситуациях. Даже если вы уверены в ребенке, выпишите на листок ваши рабочие телефоны, номер мобильного, координаты бабушек-дедушек и Единой службы спасения (01) и повесьте памятку возле каждого телефонного аппарата в доме. На всякий случай оставьте там же ваш домашний адрес: если ребенок растеряется и не сможет назвать спасателям свой адрес, то прочтет его с листа.

Ребенку любого возраста в опасной ситуации может спасти жизнь крик о помощи.

      Научите ребенка кричать: "Пожар!" И неважно, что дом не горит, кто-то обязательно выглянет на детский крик и спугнет преступника. Хорошо играть с ним в любые игры, развивающие реакцию. Лучше всего - с мячом. Вспомните "Съедобное-несъедобное" и слегка измените правила: услышав "съедобное" слово, малыш ловит мячик, а в ответ на "несъедобное" кричит "Спасите!" и отталкивает мяч руками.

    Узелок на память

    Злоумышленники часто используют домашний телефон, чтобы выманить ребенка из квартиры, заставить его открыть дверь. Собеседники ребенка представляются друзьями, коллегами по работе родителей, сотрудниками милиции, школы, выспрашивают имя ребенка ("Леша, это ты?" - "Нет, я Андрюша!"), адрес ("Мама просила меня забрать важные документы по работе, ты не напомнишь мне ваш адрес?"). Разумеется, эти сведения нужны не из праздного любопытства. Объясните ребенку, что в телефонных разговорах с незнакомцами не нужно выдавать никакой, даже самой безобидной информации. Правильнее всего звать родителей или просто класть трубку.

Улица полна неожиданностей

                 Как защитить детей от недоброжелателей на улице, во дворе, возле школы? Можно, конечно, сопровождать их повсюду, пока они сами не станут родителями. Но, с другой стороны, как тогда разовьется самостоятельность, чувство безопасности? Жертвовать собственными нервами и отпускать ребенка погулять или самостоятельно дойти до школы психологи советуют с тех пор, как он выучит собственный адрес и будет соблюдать правила дорожного движения.

 

     Факторы риска: 

 - взрослые незнакомцы могут обратиться к ребенку с просьбой, навязать себя в попутчики, пообещать сделать подарок;

- взрослые могут представиться знакомыми или коллегами родителей, зайти за ним в школу или сад и попытаться увести;

-взрослые могут применить силу.

    Как должен поступить ребенок?

     Соблюдать основное "булгаковское" правило: никогда не разговаривать с неизвестными. Если кто-то пытается увести его силой или обманом, не стыдно закричать, захныкать и даже начать кататься по асфальту с плачем. Чем больше внимания окружающих привлечет к себе ребенок, тем выше шансы на спасение. Ни в коем случае не следует идти вместе с чужими дядями и тетями, даже если они представляются знакомыми родителей (показывают от них записки, называют знакомые имена). Если взрослых много и вырваться не удается, ребенок может перейти к угрозам ("Все расскажу родителям", "Запомню вас и расскажу в милиции"). Обычно преступники не ожидают от детей такой реакции, и это может спасти.

     Как его научить?

     Играйте в шпионов как можно чаще! Выучите с ребенком секретные языки, на которых будете переписываться (тогда записки от незнакомцев не смогут сбить малыша с толку), придумайте тайное слово, которое будете использовать, чтобы предупредить друг друга об опасности, устраивайте маскарады, переодеваясь во все черное и в темные очки, и шпионьте друг за другом. Играйте с ребенком в прятки, учите малыша не только хорошо скрываться, но и отыскивать соперника. С детьми старше 5-6 лет играйте в "горячо-холодно": по небольшим подсказкам ему придется отыскивать спрятанный предмет. Такие игры развивают внимание, наблюдательность, учат задавать наводящие вопросы. Виртуоза таких игр сложно запутать и обмануть. Поощряйте увлечения ребенка психологией: объясняйте причины поступков людей, героев любимых сказок. Начинать можно с самого младенчества, с годами усложняя ситуации и раскладывая их по полочкам понятным ребенку языком. Чем лучше ребенок разбирается в характерах людей, чем выше его психологические навыки, тем труднее манипулировать им.

     Узелок на память

        Не ругайте малыша-фантазера! Оказавшись в опасной ситуации, ребенок может "выдумать", что случайный прохожий на улице - его родной дядя, и под его защитой проследовать домой; или, "сочинить", что живет в этом подъезде в этом доме, и забежать в него, спрятавшись от преследователя; или попросту "соврать": "Я еще маленький, мне папа не разрешает кататься в чужих машинах!" Учите ребенка этим приемам, чтобы в критический момент они могли выручить его из беды. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендация для родителей."Музыка в жизни ребёнка"

Музыка в жизни ребёнка,формирование вкуса и становление его творчества....

Методические рекомендации для выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы по предметам: «Основы Безопасности Жизнедеятельности» и «Безопасность Жизнедеятельности»

Методическая разработка: «Методические рекомендации для выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы по предметам: «Основы Безопасности Жизнедеятельности» и «Безопасность Жизнедеятельнос...

Методические рекомендации для родителей по обогащению словаря ребёнка и развитию грамматической стороны речи

Рекомендации в бытовой ситуации, как научить ребенка красивой, связной, ясной, грамматически правильной речи!...

Рекомендации для родителей "Развивайте мелкую моторику ребёнка".

Развитие мелкой моторики рук ребёнка, способствует формированию речевых навыков и развитию высших пстихических функций....

Рекомендации для родителей по подготовке руки ребёнка к письму.

Полборка речевого материала, графических рисунков, дидактических игр для знакомства с буквами....

Беседа с родителями о безопасности жизнедеятельности школьников

Беседы с родителями о безопасности помогут взрослым более адекватно подойти к защите своих детей. Ведь многие родители, а особенно те, у кого уже не первый ребенок начинают относиться к безопасности д...