Приемы работы родителей с детьми по развитию связной речи
консультация по теме

В статье содержатся некоторые рекомендации, позволяющие улучшить и увеличить словарный запас детей и сделать их речь более грамотной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы работы родителей с детьми по развитию связной речи.

Известно, что связная речь ребенка сначала развивается в диалоге. В вопросно-ответной форме ребенок учится рассказывать о каких-то ситуациях. При этом в речи его бывают междометия, неправильные формо- и словообразования, повторы некоторых одинаковых слов и выражений. Такой вид речи еще называется учеными ситуативной.

Но высший вид речи человека – это монологическая речь. Она развивается в норме у детей к концу 6 года жизни. Здесь ребенок должен владеть всеми видами пересказа текста, рассказывать по сюжетной картинке, по серии картинок, составлять рассказ-описание чего-либо, в том числе односюжетной картинки и рассказ-рассуждение, например, «Для чего человеку нужно ухаживать за своим садом?», «Почему я люблю весну?», «Как пекут хлеб?» и др.

Развитая монологическая речь ребенка богата разнообразными средствами связи (союзами, предлогами, предложными словами), элементами художественной выразительности ( загадки, крылатые слова, определения, пословицы, многозначные слова, синонимы, антонимы и др.) Кроме того, она отличается последовательностью и цельностью высказывания, ребенок четко знает, какие события следуют в его речи, каков их порядок, что они все взаимосвязаны между собой. Но данный вид речи крайне сложно осваивается детьми 5-6 лет и по степени тяжести усвоения сравним только с постановкой непроизносимых звуков.

Вот почему грамотно поставленная работа родителей может привнести неоценимый вклад в логопедические занятия по развитию речи. А дети, чьи родители регулярно читают им интересные книжки, развивают их речь, быстрее других делают успехи в обучении в детском саду и в школе.

НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ   СВЯЗНОЙ РЕЧИ:

  • Выразительное чтение с детьми рассказов, стихов, произведений устного народного творчества (сказок, скороговорок, загадок, пословиц).
  • Знакомство с подвижными и настольными играми, забавами (хороводные, сюжетно-ролевые игры, оригами, кукольный театр и др.)
  • Озвучивание, передача чувств и мыслей героев произведений, пересказ сказки от лица 1 героя, пересказ с изменением сюжета, составление сказки самостоятельно.
  • Поиск шутливых книжек и заданий, занимательных головоломок. ( «Что перепутал художник?» «Бывает – Не бывает» «Найди лишнее слово в одном ряду»)
  • Размышления о свойствах предметов из природно-бытового мира, их устройстве, проведение опытов. (опыты с водой, светом, красками, речным песком, деревом, глиной)
  • Совместное рисование эпизодов сказки с обсуждением их, изготовление игрушек. Использование развивающих пособий «Сделай сам» и проговаривание этапов работы над пособием.
  • Ответы на вопросы вместе с ребенком «Почему герой повел себя так?» «Почему рассказ или сказка закончились именно так?»

Хочется закончить беседу сведениями об одном животном. Известно, что звук, издаваемый  рыбой  дельфин, лечит многие телесные и психические расстройства. Дельфин излучает высокочастотные волны положительного эмоционального воздействия на человека. Ученым удалось разложить эти волны на составные части, однако повторить их действие мы пока не можем. Может, ваши дети, развив свою речь и  фантазию, раскроют миру эту и множество других загадок. Возможности каждого безграничны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад для выступления на МО учителей -логопедов города "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей"

Данный доклад раскрывает основные приемы мнемотехники и как они помогают в развитии связной речи детей....

Приемы развития связной речи у младших школьников

В презентации представлены направления работы по развитию связной речи младших школьников и примерные виды заданий. Данный материал учителя-логопеды могут использовать как в своей работе, так и предла...

Учебная исследовательская работа как один из видов развития связной речи учащихся.

Развитие устной речи учащихся– одно из главных  направлений в методике преподавания русского языка и литературы. .Одним из видов работы по развитию речи является учебная исследовательс...

Методическая разработка Конспект подгруппового коррекционного занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы с ОНР – III уровня речевого развития. Тема: «Дикие животные»

Развитие связной речи через мнемотаблицу. Актуализация активного словаря через употребление прилагательных и глаголов....