Консультация для педагогов "Инновационный подход в рабаоте с детьми по развитию связной речи в свете ФГОС"
материал

Ишметова Валия Мирхафизяновна

Предварительный просмотр:

«Инновационный подход в работе с детьми по развитию связной речи в соответствии с ФГОС»

В настоящее время развитие речи у детей представляет актуальную проблему, обусловленную значимостью связной речи дошкольников. Подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А.Леонтьева, Ф.А. Сохина. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности можно представить следующим образом: - речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности; - язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития – мышления, воображения, памяти, эмоций; - ведущее направление, а в обучении родному языку – формирование языковых обобщений, элементарного сознания явлений языка и речи; - ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельного наблюдения за языком, для саморазвития речи. Обучение языку и развитие речи рассматриваются не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками – фонетическими, грамматическими, лексическими), но и в сфере общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями) отсюда важным становится формирование не только культуры, но и культуры общения. Основная задача речевого развития дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей. В исследованиях направления (Ф.А.Сохин, А.И.Максаков, Е.М.Струнина), установлено, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Развитие речи в дошкольном детстве представляет собой многоаспектный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно – логическое мышление. Взаимосвязь речевого и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления. Вместе с тем эту взаимосвязь Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развития всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребенка в старшем возрасте, является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание различных видов творческих рассказов, освоение форм речи – рассуждения (объяснительная речь, речь – доказательство, речь - планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Решить эту проблему помогут инновационные методы, технологии, и программы. На фоне интеграции дошкольного образования они не требуют особых усилий, как со стороны педагога, так и со стороны ребёнка, оптимизируют процесс развития речи детей и способствуют всестороннему развитию личности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к активной речи, стимулировать её в процессе игры и свободного общения. Существуют новинки инновационных технологий: Пальчиковые игры в воде Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребёнку радость и удовольствие и эти чувства являются мощным стимулятором восприятия активной речи и дают толчок к самостоятельной речи. Логоритмика – комплексная методика, включающая в себя речь, музыку и движения. Моделирование Так как наглядный материал у детей дошкольного возраста усваивается лучше, поэтому использование моделей, мнемотаблиц , позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение моделей, мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Мнемотехника – это искусство запоминания, совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание. Увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Мнемотаблицы – это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию. Имеются виды мнемотаблиц: 1. Развивающие 2. Обучающие «Картинка + слово» (работа с открытками); «трансформация» (работа с пластилином, ковралином, липучкой); «Коллаж» (развитие фотографической памяти, расширение словарного запаса, образного восприятия, умение говорить, рассказывать). Этапы проблемного обучения: 1. Знание или образец действия; 2. Создание проблемного поля; 3. Преобразующая деятельность ребёнка; 4. Новый личный опыт. Уровни проблемного обучения: 1. Воспитатель ставит перед ребёнком проблему и сам её решает; 2. Воспитатель ставит проблему, а дети находят пути её решения; 3. Ребёнок ставит задачу, воспитатель помогает её решить; 4. Ребёнок сам ставит и решает свою проблемную ситуацию (задачу). Синквейн –-( от французского «пять строк») стихосложение: придумывание детьми загадок, сказок, небылиц, небольших по размеру. Эффективность и значимость «синквейна»: - это его простота, его могут составлять все; - при составлении «синквейна» каждый ребёнок может реализовать свои творческие способности, интеллектуальные возможности; - это игровой приём; - используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Использование элементов ТРИЗ. Именно данная технология способствует овладению ребенком не только определенной суммой знаний и умений, а также умением фантазировать, активно мыслить, конструировать, изобретать. Благодаря системе в работе можно развивать, умственные способности детей, что крайне важно для дальнейшего успешного обучения в школе. Экспериментально – поисковая деятельность (проблемное обучение). Активная роль ребёнка в получении, переработке информации: гипотезы и их проверки, проблемные вопросы. Совместные проекты, поиск, проверка речевых высказываний (Развитие речевого творчества в процессе совместной деятельности и равноправного партнёрства). Использование ИКТ (Компьютерные игры, помогающие развивать речь детей). Данное направление широко применяется в настоящее время. Выделяют несколько преимуществ: - предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей интерес, положительные эмоции; - несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; - движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка; - проблемные задачи, поощрения ребёнка при их правильном решении самым комфортным образом влияют на психику ребёнка; - предоставляет возможность индивидуализации обучения; - ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых задач; - в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе. А главное преимущество – компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их. Требования: 1 исследовательский характер; 2. легкость для самостоятельных занятий ребенка; 3. развитие широкого спектра навыков и представлений; 4. высокий технический уровень, 5. соответствие возрасту, 6. занимательность. Принципы: - от простого к сложному; - от постоянного руководства к самостоятельной работе; - чередование самостоятельной работы детей, работы в парах и фронтальной работы; - частая смена видов деятельности; - тесная связь компьютерной игры с дидактической; - подбор игр и заданий, имеющих различную степень сложности. Подведя итог можно сделать вывод о том, что новые подходы, методики технологии способствуют речевому развитию детей, раскрепощению детей, что в свою очередь ведет к всестороннему развитию личности и позволяет качественно подготовить детей к школе.

Подготовила учитель-логопед Ишметова В.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы родителей с детьми по развитию связной речи

В статье содержатся некоторые рекомендации, позволяющие улучшить и увеличить словарный запас детей и сделать их речь более грамотной....

Консультация для педагогов:«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависи...

Консультация " Развитие связной речи в общении со взрослыми "

В материале предлагаются творческие задания для развития речи 5-6- летних детей....

Методическая разработка Конспект подгруппового коррекционного занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы с ОНР – III уровня речевого развития. Тема: «Дикие животные»

Развитие связной речи через мнемотаблицу. Актуализация активного словаря через употребление прилагательных и глаголов....