Методики определения комфортности и затруднений ребенка в школе
консультация по теме

Проживая в школе, в классе немалую часть собственной жизни, Ваш ребёнок порой не умеет рассказать о ней так, чтобы Вы перестали (или, наоборот, начали) беспокоиться, получили бы более-менее чёткое представление о радостях, переживаниях, успехах и трудностях ребенка. Несколько несложных методик родительской диагностики позволят  легко и естественно проникнуть в школьный мир Вашего ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методики определения комфортности и затруднений

ребенка в школе

Несколько простых понятных методик определения уровня комфортности и затруднений ребенка в школе, которыми могут воспользоваться родители. Например, "Пять вопросов в конце недели", "Беседа о классной фотографии", "Как я закончу четверть?", "Плюсы и минусы школьного дня", "Копилка школьных успехов".

Проживая в школе, в классе немалую часть собственной жизни, Ваш ребёнок порой не умеет рассказать о ней так, чтобы Вы перестали (или, наоборот, начали) беспокоиться, получили бы более-менее чёткое представление о радостях, переживаниях, успехах и трудностях ребенка. Несколько несложных методик родительской диагностики позволят  легко и естественно проникнуть в школьный мир Вашего ребёнка. Пользуясь ими, старайтесь не забывать о нескольких важных вещах:

  • к рассказу, информации, собственному отношению к человеку или событию, которые доверил Вам ребёнок, следует относиться очень "педагогически осторожно", если не трепетно. Если ребёнок заподозрит, почувствует, что Вы пользуетесь его откровенностью по своему усмотрению и без его согласия, эта откровенность сойдёт "на нет" очень быстро;
  • приложите максимум своей изобретательности, способности к импровизации для того, чтобы разговоры с ребёнком на школьные темы по возможности не возникали нарочно, по обязанности и принуждению; помните, что в обычном клубке дневных забот почти всегда отыщется едва заметная ниточка-повод "кстати", потянув за которую и можно начать нужный Вам разговор;
  • поверьте, что Ваш ребёнок наблюдает за Вашей жизнью, работой, делами не меньше, чем это делаете Вы в отношении его школьных событий. Спокойно, в меру откровенно и доступно рассказывая ему о своих заботах и радостях, Вы сможете рассчитывать на его открытость. Если такой обмен, диалог станет привычным уже в начальной школе, то даже вступив в пору "трудной подростковости", Ваш ребёнок не замкнётся, а Вы не испытаете горькие месяцы и даже годы отчуждения от переживаний и дел собственных дочери или сына.

"Пять вопросов в конце недели"

Вечером последнего учебного дня недели, после (во время) ужина или перед тем как ребёнок ляжет спать, поговорите  с ним, обсудив несколько простых вопросов:

  • Доволен ли ребёнок тем, как прошла школьная неделя, и почему?
  • Что за пять учебных дней стало для него главным, показалось интересным, расстроило, обрадовало?
  • Какие "роли" ему пришлось выполнять за неделю (ученик, дежурный, зритель, участник дела, события, победитель, наказанный, помощник и т.д.)? Выполнение каких ролей ему понравилось, а каких - нет?
  • Какой из дней запомнился ярче всего? Почему?
  • С чем связана для него грядущая неделя? Будет ли она в его представлении трудной, радостной, скучной, успешной?

"Беседа о классной фотографии"

Положите перед собой классную фотографию Вашего ребёнка. Пусть для начала он "познакомит" Вас с одноклассниками, покажет соседей по парте, колонке. В дальнейшем через фотографию можно будет подробно расспрашивать ребёнка о взаимоотношениях в классе, о его личных симпатиях и антипатиях. Старайтесь, чтобы ребёнок больше говорил о положительном и интересном в отношении одноклассников. Не провоцируя ребёнка на "ябедничество", нужно очень тонко дать понять, что Вас интересуют не столько конфликты или проступки ребят сами по себе, сколько его собственное  отношение к этому. Лучше не задавать вопросов типа "Кто у вас в классе больше  всех балуется?" или "У кого самые плохие оценки?". В конце концов, если ребёнок действительно захочет, он  случайно или специально расскажет об этом  сам. Предпочтительнее вопросы, помогающие создать, укрепить положительное, доброе, уважительное отношение к одноклассникам: "К кому можно обратиться за помощью?", "С кем интереснее всего играть?", "Кто самый весёлый?" и т.п.

"Как я закончу четверть (год)?"

За две-три недели до конца четверти (года) предложите ребёнку составить собственный прогноз итоговых оценок. Нарисуйте вместе с ним будущий табель и попросите выставить ожидаемые отметки. Объясните, что лучше стремиться оценивать будущие достижения реально-оптимистично, а не мечтательно-предположительно. Кто-то из детей уже в начальной школе имеет склонность к занижению собственных (даже неплохих) достижений, кто-то, напротив, оценивает свои будущие результаты необоснованно высоко. Когда Вы получите настоящий табель и положите его рядом с "прогнозом", у Вас будет, о чём поговорить  с ребёнком. При этом педагогическим смыслом разговора должно стать не только обсуждение собственно результатов четвертной работы, но и степень точности  составленного заранее прогноза.

"Плюсы и минусы школьного дня"

Это несложная диагностика-игра, позволяющая Вам достаточно объективно оценивать ежедневное настроение ребёнка, связанное со школой. На листке бумаги или с помощью двух видов предметов (например, пуговицы и бусинки; зёрна красной и белой фасоли и т.п.) нужно "нарисовать" прошедший школьный день. Чего в нём оказалось больше - радостного или неприятного, хорошего или плохого? Главное - увидеть общее настроение, а не допытываться по поводу каждого "плюса" и "минуса", хотя вполне вероятно, что о некоторых из них ребёнок захочет рассказать Вам сам.

"Копилка школьных успехов"

Поставьте в специальном месте стеклянную (пластиковую) банку или прозрачную коробочку. Договоритесь с ребёнком о "правилах игры". Отныне это "копилка школьных успехов", в  которую будут "складываться", например, пятёрки и четвёрки. Не сами по себе, конечно, а в виде чего-то материального. Например, тех же зёрен крупной фасоли или крупных макарон-ракушек. Предвидя возможный родительский соблазн, предупредим сразу: играть в то, что за получаемые пятёрки вы будете складывать в копилку пятирублёвые монеты не стоит. Гораздо разумнее, чтобы содержимое "копилки" оставалось условным. Более того, пусть ребёнок кладёт туда фасолины или ракушки самостоятельно. Поверьте, искушение  быстренько заполнить баночку не полученными по-настоящему отметками пройдёт быстро, а возможно, и не возникнет вовсе. Ваша задача - сделать игру привлекательной и простой. Как? Довольно просто. Как только "копилка" оказывается заполненной, удивите сына или дочку приятным сюрпризом и... верните  фасоль или ракушки на их обычное кухонное место. Пусть всё начнётся сначала. Лучше, если наградой за полную копилку станет не выполнение заранее данного ребёнку обещания (куплю, подарю и т.д.), а что-то пусть вовсе не дорогое, но удивительное и неожиданное. Объём копилки лучше выбрать такой, чтобы её заполнение, с одной стороны, не растягивалось на бесконечные месяцы, а с другой - не становилось делом пяти дней. Разумеется, возможны варианты:  короткие макаронины-бочонки, к примеру, удобно нанизывать на вертикальный стержень, а фасолины выкладывать по кругу в большой красивой вазе. Да! Ни в коем случае не забирайте ничего из копилки в качестве наказания за двойки или замечания. Во-первых, это может сделать процесс заполнения практически бесконечным (а значит, бессмысленным), а во-вторых, это попросту не справедлив


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готов ли ваш ребенок к школе? Методика определения и советы логопеда.

Данная методика определения готовности ребенка к школе полезна родителям, логопедам, учителям начальных классов и воспитателям ДОУ....

Методика на определение мотивации к обучению в школе,

определение мотивации к обучению и к учебным предметам...

Проект по географии: "Комфортно ли нам в школе?"

Проект называется «Комфортно ли нам в школе?». Изучив на уроке географии в 6 классе понятия температура воздуха, влажность воздуха, насыщенный пар, не насыщенный пар, ученики узнали, что в...

Методика для определения уровня сформированности УУД (основная школа)

Методики для определения уровня сформированности УУД (основная школа)...

Методика определения уровня воспитанности обучающихся (методика Н.П.Капустина)

Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности...

Методика «Аналогии» Субтест 6 методики определения уровня умственного развития подростков

Цель: выявление уровня развития логических действий при выполнении соответствующих заданий.Оцениваемые УУД: Универсальные логические действия...

Методики определения уровня экологической воспитанности в основной школе

Данный материал содержит адоптивные методики по выявлению уровня воспитанности обучающихся в основной школе....