Трудовое воспитание
статья на тему

Тропина Алёна Александровна

Уважаемые родители! Хочу познакомить Вас с правилами трудового воспитания детей. Трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться очень рано. Начинаться оно должно в игре. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание

       Если мы будем поручать мальчику или девочке всегда одно и то же дело, одну и ту же физическую работу, требующую от него только расхода мускульной энергии, воспитательное значение такого труда будет весьма ограничено, хотя и нельзя сказать, что такой труд совершенно бесполезен. Ребенок будет приучаться к трудовому усилию, будет принимать участие в общественном труде, будет нравственно воспитываться в трудовом равенстве с другими людьми…

        В трудовом воспитании важным является следующая сторона метода. Перед ребенком должна быть поставлена некоторая задача, которую он может разрешить, применяя то или другое трудовое средство. Эта задача не обязательно должна стоять на короткий отрезок времени, на один или на два дня. Она может иметь длительный характер, даже продолжаться месяцами и годами. Важно то, что ребенку должна быть предоставлена некоторая свобода в выборе средств, и он должен нести некоторую ответственность за выполнение работы и за ее качество. Меньше будет пользы, если вы скажете ребенку: «Вот тебе веник, подмети эту комнату, сделай это так или так».

       Лучше будет, если вы на долгое время поручите ребенку поддержание чистоты в определенной комнате, а как он будет это делать — предоставьте решать и отвечать за решение ему самому. …Чем сложнее и самостоятельнее будет трудовая задача, тем лучше она будет в педагогическом отношении. Многие родители не учитывают этого обстоятельства. Они поручают детям сделать то или другое дело, но разбрасываются на слишком мелких трудовых задачах. Они посылают мальчика или девочку в магазин купить какой-нибудь предмет, а гораздо лучше будет, если они возложат на него постоянную определенную заботу, например, всегда заботиться о том, чтобы в семье было мыло или порошок.

       Трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться очень рано. Начинаться оно должно в игре. Ребенку должно быть указано, что он отвечает за целость игрушек, за чистоту и порядок в том мосте, где стоят игрушки и где он играет. И эту работу нужно поставить перед ним в самых общих чертах: должно быть чисто, не должно быть набросано, налито, на игрушках не должно быть пыли. Конечно, некоторые приемы уборки можно ему и показать, но вообще хорошо, если он сам догадается, что для вытирания пыли нужно иметь чистую тряпку, если эту тряпку он сам выпросит у матери, если он к этой тряпке предъявитопределенные санитарные требования, если он потребует лучшую тряпку и т. д. Точно так же и починка изломанных игрушек должна быть предоставлена ему самому в той мере, в какой это ему по силам, разумеется, с предоставлением в его распоряжение определенных материалов.

Правила трудового воспитания

1. Нельзя ребенка загружать чрезмерным количеством работы. Во всяком случае, необходимо, чтобы не бросалась в глаза разница в трудовой нагрузке родителей и в трудовых нагрузках детей.

2. Дети должны с уважением относиться как к школьной работе, так и домашней. Обособление школьной работы вызывает у детей полное пренебрежение к жизни и работе своего семейного коллектива.

3. Вообще ребенок должен воспитываться так, чтобы решающим моментом в трудовом усилии была не его занимательность, а его польза, его необходимость. Тогда даже самая неприятная работа будет приносить ему радость.

 4. Если необходимость или интерес недостаточны, чтобы вызвать у ребенка желание потрудиться, можно применить способ просьбы. Просьба тем отличается от других видов общения, что она предоставляет ребенку полную свободу выбора. Форму просьбы лучше употреблять в тех случаях, когда вы знаете, что ребенок с удовольствием просьбу вашу выполнит.

5. Чередовать форму просьбы с формой обыкновенного поручения, спокойного, уверенного, делового.

6. Если вы запустили дело воспитания, вам иногда придется прибегнуть к принуждению. Но никогда не нужно прибегать к физическому принуждению, так как оно вызывает у ребенка отвращение к труду.

7.Родители должны внимательно следить, чтобы старшие братья не пользовались трудом младших иначе, как в порядке взаимной помощи.

8. Не нужно поносить ребенка за плохую работу, стыдить его, упрекать. Нужно просто и спокойно сказать, что работа сделана неудовлетворительно, что она должна быть переделана. При этом никогда не нужно производить работу за ребенка силами самих родителей.

 9. Решительно не рекомендуем применять в области труда какие-либо поощрения или наказания. Признание его работы хорошей должно быть лучшей наградой за его труды. Такой же наградой будет для него ваше одобрение его изобретательности, его находчивости, его способов работы, но даже таким словесным одобрением никогда не нужно злоупотреблять.

10. Не нужно ребенка наказывать за плохую работу или работу не произведенную. Самое важное в этом случае добиться того, чтобы работа была все-таки выполнена.

      Использованная литература:

1. А. С. Макаренко. О воспитании в семье. // Избранные педагогические произведения. М.: 1955г.

2. Д. А. Леонтьев. Психология смысла. 2-е, испр. изд. – М.: Смысл, 2003. – 487с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа трудового воспитания в интернатных группах

Воспитание как целостный процесс требует комплексного подхода к решению задач коррекции личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях пребывания в коррекционной школе - интернате....

"Трудовое воспитание" родительское собрание

Вечная тема в воспитательной работе педагогов. Вечная проблема в воспитательной деятельности родителей.Материал для родителей учащихся  разных классов....

Трудовое воспитание

Презентация...

План-конспект занятия 9класс по трудовому воспитанию подростков "Ребячья усадьба"

Занятие по трудовому воспитанию  "Ребячья усадьба" Эпиграф занятия "Все работы хороши -выбирай на вкус"Воспитаники разделены на две команды.Столы расположены  друг против  друга.Отдель...

  Проблемы трудового воспитания, профессиональной подготовки и социально-трудовой адаптации выпускноков коррекционных учреждений VIIIвида

Воспитанники коррекционного учреждения  VIII вида (образовательного учреждения для умственно отсталых учащихся) с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и ...

Консультация для родителей «воспитание нравственно-волевых качеств в процессе трудового воспитания в семье»

Консультация для родителей «Воспитание нравственно-волевых качеств  в процессе трудового воспитания в семье»...