ВЛИЯНИЕ КРУГА ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ
консультация (9 класс)

Колобова Елена Николаевна

В настоящее время, когда контакты стали значительно шире и постоянно растут, когда нельзя себе представить полноценную жизнь без определенного, часто обширного круга людей, умение общаться с ними необычайно важно. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ КРУГА ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

 НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ

   Специфика общения подростка со сверстниками и взрослыми. Окружение подростка, образ его мыслей и поведения.

Психология общения. Проблема дружбы и товарищества. Истоки конфликтов в семье и школе. Формирование у подростков убеждения в необходимости собственного стиля поведения и четких внутренних его основ. Положительная и отрицательная ориентация группы.

Воспитание у подростков в семье нетерпимого отношения к антиобщественным поступкам сверстников, равнодушию, пьянству и другим порокам, как средство предупреждения правонарушений. Создание здорового микроклимата в семье, доброжелательных взаимоотношений между родителями и подростками.

Форма проведения: беседа-практикум.

С первых дней жизни ребенок общается с людьми. От них он получает знания о мире, перенимает их взгляды, благодаря им накапливает разнообразный опыт. В настоящее время, когда контакты стали значительно шире и постоянно растут, когда нельзя себе представить полноценную жизнь без определенного, часто обширного круга людей, умение общаться с ними необычайно важно.

Сегодня в нашей беседе мы рассмотрим лишь одну проблему общения подростков.

Во дворе вашего дома вы часто видите играющих ребят, среди них есть и ваши дети. Присмотритесь к ним, понаблюдайте. Вот во двор выходит Петя, и ребята стайкой бросаются к нему. Не проходит и пяти минут, как игра уже в разгаре. Вышел и Миша, но к нему почему-то никто не подходит. Он стоит один, его как будто не замечают. Миша сам подходит к играющим. Его не говорят, нет, ребятам просто не до него. А ведь Миша вовсе не плохой мальчик. В чем же секрет?

Задумывались ли вы, родители, когда-нибудь над тем, как встречают сверстники вашего ребенка и как к нему относятся?

Знаете ли вы, с кем дружат ваши дети? Чем интересуются товарищи ваших детей, о чем разговаривают, когда бывают вместе. Что дает вашему ребенку эта дружба, чем он обогащает друга. Кто из них задаст тон в этой дружбе, а кто этот тон принимает? «С кем дружит мой сын? Конечно, знаю. С Володей» - так, не задумываясь, отвечают многие родители, вполне уверенные в том, что этих знаний вполне достаточно. А так ли это? Подумали ли вы, почему ваш ребёнок дружит с Володей, а не с Витей; за что он ценит Володю? А за что друзья ценят его самого?

К сожалению, многие родители об этом не задумываются.

Обычно волнует другое: как учится ребенок, как ведет себя в школе и дома. Да, это важно. Но есть не менее важная сторона его жизни. Умеет ли он общаться со своими сверстниками, как складываются детские отношения, что лежит в их основе: справедливость, отзывчивость, взаимопомощь или эгоизм. Знание это и стороны взаимоотношений позволит родителям направить нравственное развитие ребенка по правильному пути. Как утверждают психологи, в подростковом возрасте становится возможным познание и оценка такого сложного феномена, каким является нравственно-психологический облик человека.

Расширяются и усложняются связи подростка с окружающими его людьми - родителями, учителями, товарищами. Особую роль в его жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нем взаимоотношения. Коллектив предъявляет ребенку высокие требования, и завоевать авторитет и уважение товарищей он сумеет лишь в том случае, если сможет ответить этим требованиям.

Ребята в этом возрасте становятся особенно чуткими к мнению сверстников о себе, их отношению к себе. Перед ними остро встают морально-этические проблемы отношений, у них возникают свои требования к поступкам и отношениям, как сверстников, так и взрослых. При этом особенно важным для подростка является уважение со стороны тех ребят, которых он, справедливо или нет, считает более взрослыми, более умными, сильными, знающими, в чем-то более умелыми.

Две системы отношений - со сверстниками и взрослыми подросток начинает не только осознавать, но и по-разному проявлять себя в них. Многим родителям, вероятно, приходилось с этим сталкиваться в своем опыте. «Видела вашего Юру на улице с ребятами, - рассказывает соседка Юриной маме, - Вот раскомандовался! Этот пойди сюда, а этот сделай то, и все его слушаются. Прямо генерал!» «Мой Юра? - удивляется мама. - Тихий, послушный, в доме его голоса не слышно. Да разве он умеет командовать?»

Дома Юрой командуют все: и мама, и бабушка, и старший брат. Юра слушается, подчиняется, но и учится командовать сам. А на улице, со сверстниками, он уже применяет на практике то, что усвоил дома.

А вот другой пример. Девочка избалована, дома привыкла к тому, что все ее желания исполняются, помыкает матерью, грубит. «Анечка - деспот в семье», - с горечью говорит бабушка. Но с подругами Анечка ведет себя иначе. В их компании командуют другие девочки, более самостоятельные, более взрослые, и Аня им послушно подчиняется.

Две системы отношений - и объективно и субъективно разные для подростка. Если в первой системе подросток занимает все таки подчиненное положение, положение младшего, ведомого, то во второй системе подростки-ровесники формально равноправны, и их реальные взаимоотношения могут складываться по-разному, при этом каждый ребенок практически имеет возможность выступить как в роли командира, так и в роли исполнителя.

Именно поэтому общение со сверстниками становится в эту пору чрезвычайно важным для развития ребенка, можно сказать, главным фактором его развития. Общение с ровесниками дает подростку возможность померяться силами - физическими и духовными - с равными себе, ощутить и оценить себя и других. Оно делает жизнь подростка эмоциональнее, насыщеннее, богаче и интереснее. Отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опыт социального общения; практику жизни в коллективе.

В общении происходят важнейшие для формирования человеческой личности процессы: выделение критериев оценки поступков и отношений, усвоение морально-этических норм, законов общественно правильного поведения. Общение способствует формированию познавательных интересов, дает толчок к самообразованию.

Под влиянием товарищей подросток может иногда измениться самым неожиданным образом: один станет вдруг непослушным, грубым, дерзким, на другого общение с другом подействует положительно. Родители ломают голову над причинами таких неожиданных перемен. А «причины» рядом; они стучат в вашу дверь и долго мнутся на пороге, не решаясь войти; они ожидают вашего сына за углом и взволнованно обсуждают с ним события дня. Эти «причины» - друзья ваших детей. Именно они подчас незаметно и

быстро изменяют ваших детей так, как вам не удается даже при больших стараниях. Они помогают (или мешают) вашему сыну или дочери становиться личностью. Однако будет ли это помощью или помехой - во многом зависит от вас.

Зная, что общение со сверстниками - необходимое и важное

условие становления личности подростка, родители должны быть готовыми к тому, что ваш ребенок потянется к товарищам, что друзья ему будут важны и необходимы, что именно отношения с ними составят центральное ядро его переживаний, волнений, тревог и ему может понадобиться благожелательная помощь более опытного старшего друга. На примере двух ситуаций рассмотрим, как формируются отношения ваших детей с ровесниками.

Дима. Мальчик тихий, застенчивый, неуверенный в себе и порой просто побаивавшийся общества шумных задиристых сверстников. Друзей у него почти не было.

Дима рос в рабочей семье. Отец, столяр-краснодеревщик, очень любил свою работу, много мастерил дома и часто с увлечением рассказывал Диме о тонкостях своей профессии. Дима нередко принимал участие в обсуждении эскизов и проектов будущих изделий. От отца к мальчику перешла любовь к живописи, к скульптуре. Всех членов семьи связывали очень теплые отношения. Казалось, причин для каких-либо волнений в этой семье нет и быть не может. «У меня самые лучшие родители на свете», - с гордостью

сказал однажды Дима.

В 8  классе с Димой произошли резкие перемены: замкнутого тихого мальчика словно подменили. Он стал целыми днями пропадать в школе, с увлечением выполнять разные поручения, записался во многие кружки. Потребность в общении с ребятами была настолько велика, что пересилила особенности характера Димы - робость, застенчивость, неуверенность в себе; он становился все более общительным и активным.

Но теперь Дима стал хуже учиться. И это беспокоило родителей. Они начали его контролировать. В ответ на это он стал прибегать к различным уловкам, лишь бы уклониться от вмешательства в свои дела: «Не задали! Сделал все в школе. Забыл дневник». Он твердо держался своей линии: учиться так, чтобы не оставили

на второй год.

Если раньше родители не испытывали трудностей в воспитании сына, то теперь эти трудности появились. Отмечая настойчивость и непослушание Димы, мама говорила: «Разве я могла положить, что он будет таким? Ведь всегда был настолько хорош, что оставалось только пылинки с него сдувать. А теперь?»

Семейные конфликты возникали и в связи с появившимися у Димы новыми стремлениями и привычками, которые он перенимал у старших ребят. Он все время рвался уйти из дома под разными предлогами. Запреты на него не действовали, он замыкался в себе. И продолжал поступать по-своему. Беседы классного руководителя с Димой также не помогли. Диме было неприятно доставлять огорчения родителям. Однако влияние друзей и безудержное желание выглядеть самостоятельным и взрослым было сильнее этих переживаний, и очень часто Дима поступал вопреки требованиям и просьбам родителей. Он стал скрывать от них проступки, которые вызывали их недовольство, плохие оценки.

В школе Дима был иным, чем дома. На уроках он вел себя хорошо и почти не получал замечаний, основные требования классного руководителя выполнял без возражений. В школе Дима как бы заранее избегал всяких осложнений и конфликтов, чтобы не оказаться в унизительном положении. Ведь здесь на него смотрели не только взрослые, но и ребята. А получить замечание от взрослого при сверстниках - это уже общественная оценка.

Всякая отрицательная общественная оценка неприятна подростку. Она не дает ему возможности с должным уважением относиться к самому себе и поэтому очень болезненна для него, особенно если в этой оценке звучит насмешка. Даже то, что взрослым иногда кажется совершенно невинной шуткой, может быть воспринято подростком как обида и оскорбление.

Мир сверстников так притягателен для подростка потому, что он дает подростку возможность сравнить себя с другими, равными по возрасту, опыту, силам, умениям, сравнить - и по-новому взглянуть на себя, оценить себя. А это так важно!

Оценка самого себя - совершенно необходимое условие развития личности. До сих пор подростку давали оценку взрослые, а теперь он учится оценивать себя сам.  Мир сверстников тем и привлекателен для подростка, что здесь он имеет возможность проверить, примерить к себе, глубже понять мир взрослых, приобщиться к нему.

Специфические проблемы вызывают определенное отношение ребенка к родителям. Проблема отношения ребенка и родителей появляется чаще всего в то время, когда сын или дочь вступают в подростковый возраст. Теплые, сердечные взаимоотношения

постепенно исчезают, эмоциональные связи слабеют, начинает колебаться авторитет родителей. Отец и мать уже не выглядят самыми лучшими, мудрыми и красивыми, хотя по-прежнему очень нужны ребенку.

Раньше ребенок любил своих родителей безоговорочно, не задумываясь над их особенностями. Он еще не умел наблюдать их в различных ситуациях и тем более анализировать, оценивать свои наблюдения, не умел он также и сравнивать своих родителей с другими людьми, поэтому у него не появлялось критического отношения к действиям, образу жизни родителей.

Критическая настроенность молодых людей, их стремление к самостоятельности, независимости, к освобождению от авторитета родителей при решении многих вопросов повседневной жизни является одним из источников конфликта между некоторыми родителями и детьми подросткового возраста. Именно в этом возрасте родители должны обращать особое внимание на отношение к ним ребенка. Если они почувствуют ослабление эмоциональной связи и своего авторитета, возможность возникновения конфликтов, следует серьезно задуматься над причинами таких явлений.

Конфликты, возникающие между родителями и их подрастающими детьми, требуют от матери и отца критического отношения не только к своему ребенку, но и к себе. Следует оценить себя как родителя и как человека в целом, понять, с какой меркой подходит к вам ребенок.

Однако в любом случае, независимо от того, как складываются отношения с подрастающими детьми, родителям необходимо знать, что о них думают их дети, как их оценивают. Родители, которые постоянно общаются с ребенком, могут получить такие сведения.

Задания для практикума

1. Семиклассник Саша сообщил родителям о том, что его два одноклассника после уроков сильно избили мальчика из пятого класса. Его даже забрала «Скорая помощь».

- От кого это ты узнал? - спросила мать.

- А я сам видел, как они его били по лицу и голове.

- Почему же ты, бессовестный, не заступился за мальчика?

Тебе что, не жалко было его? - в сердцах с укоризной спросил отец.

- А тебе не жалко, когда ты меня бьешь по лицу и голове? -

вопросом на вопрос ответил сын.

 Объясните создавшуюся ситуацию.

 Почему Саша ответил таким неожиданным образом?

2.  Посетите несколько раз класс, в котором учится ваш ребенок. Попытайтесь установить:

- у кого из учащихся в классном коллективе наибольший авторитет и почему;

- пользуется ли авторитетом у сверстников ваш сын (дочь);

- с кем из учащихся находится в дружеских отношениях.

3. При посещении знакомых или родственников поставьте целевое задание и

    пронаблюдайте за ними по следующей схеме:

1. Насколько они доброжелательны и вежливы в общении с детьми.

2. Проявляют ли «речевую гибкость», т. е. насколько разнообразно строят беседу с детьми.

3. Стимулируют ли инициативу детей и прислушиваются ли к их мнению.

4. Тактичны ли в общении.

5. Как дети воспринимают обращение родителей к ним (положительно, нейтрально, отрицательно). Сравните данные наблюдений со своими действиями в общении с детьми.



Предварительный просмотр:

Лекторий родительского собрания в 9 классе по теме: «СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»  

   Кл. руководитель Колобова Е.Н.  

 Уважаемые папы и мамы!

       Я хочу напомнить, что подростковый возраст – это время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. С взрослением детей часто всю семью начинает лихорадить, обостряются супружеские конфликты, все проблемы и противоречия между членами семьи выходят наружу. Начинается психологическое отделение ребенка от родителей, противопоставление себя им. Подросток может быть грубым, резким, остро критиковать своих родителей и других взрослых. Все эти годы многие из вас не замечали изменений в ребенке, или не хотели замечать, верили в непогрешимость своего авторитета, а тут все летит кувырком. Почему так происходит? Давайте сегодня мы вместе ответим на этот вопрос и постараемся если не предотвратить, то хотя бы смягчить классический конфликт между отцами и детьми.

        Не надо забывать, что перед подростками открывается вся сложность окружающего мира, социальной жизни, в которой очень нелегко разобраться. Формируются первые жизненные принципы, ценности. Бывает, что родители полностью теряют свой авторитет в глазах подростка. Иногда у вас свои проблемы. Супружеская жизнь не ладится. Не до ребенка. Не до спокойного взаимопонимания. Все раздражение, накопленное вами за день, выходит наружу, на «провинившегося». Но подросток – уже не маленький ребенок, который молча страдает от того, что его не замечают, не понимают. Он протестует, требует, чтобы с ним считались, чтобы его уважали, понимали, признавали, и требует громко, и часто обвиняет. Это называется конфликт.

          В этот сложный для ребенка период он отдаляется от семьи и может сблизиться с посторонними людьми. Почему ребенок обижается на родителей?

На первом месте: безразличие к делам и проблемам.

Второе место: чрезмерная строгость и придирчивость.

Третье место: чрезмерная опека, множество запретов и контроль.

Четвертое место: нечестность, невыполнение обещаний.

Пятое место: грубость, крик, оскорбление.

Шестое место: несправедливость, незаслуженность наказания.

Седьмое место: рукоприкладство, телесные наказания

Дети разочаровываются в общении и переносят свое негативное отношение к родителям на весь мир взрослых людей, в том числе и на преподавателей.

Ценностные ориентации являются частью мотивационной сферы личности, регулиру ющей поведение. Сегодня главной задачей системы образования является воспитание ценностных ориентаций у учащихся. Большой акцент здесь делается прежде всего на духовное и нравственное воспитание Духовность и нравственность — это основа личности. Под ценностными ориентациями мы понимаем относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов. Они определяют отношения личности с окружающей действительности. На данном этапе развития общества формирование ценностных ориентаций является важнейшей задачей педагогов и родителей общеобразовательных школ. Так как ценностные ориентации — это основа личности, регулятор её поведения, то важно, чтобы родитель понимал понятия «ценность» и «ценностные ориентации». Учитель должен уметь находить всевозможные пути развития духовно- нравственного ценностного сознания личности в образовательном процессе. В основе ценностных ориентаций лежит определенная система ценностей, сформировавшаяся в ходе воспитания. В.П. Тугаринов пишет, что ценности делятся на ценности жизни (жизнь, здоровье, радости жизни, общение с себе подобными), ценности культуры (материальные и духовные) и социально- политические ценности (общественный порядок, мир, безопасность, свобода, справедливость, человечность и равенство). Человеку свойственно ценностное восприятие мира. К любому явлению окружающего мира он относится, отталкиваясь от своего мнения. Поэтому важно, уже с подростков ого возраста формировать ценностные ориентации. Именно от них будет зависеть смысл и образ жизни человека.

Молодежь — это носители будущего. Поэтому очень важно изучать их ценностные ориентации, ведь им предстоит войти в социальный мир и самоопределиться. Если проследить за взглядами наших подростков, то можно заметить, что в них сочетаются консервативность и инновационный потенциал. И это конечно отражается на процессе их самоопределения.

Молодежь больше стремится овладеть теми качествами, которые могли бы ей пригодиться в рыночных условиях. В старшем школьном возрасте начинается профессиональное и жизненное самоопределение, происходит осознание своего места в будущем. Старшеклассники начинают выбирать себе профессию и искать пути достижения этого. Их учебная деятельность, обусловленная профессиональной ориентацией, нацелена на будущее. Здесь важно понимать, что для полноценного развития личнос ти важно сочетание удовлетворенности настоящим и устремленности в будущее. На старшеклассников при переходе к самостоятельному нравственному выбору ложится много противоречий между «можно и нельзя», «хочу и надо». Делая этот выбор , у некоторых появляется стеснительность, лень, у других — легкомыслие, цинизм. Чтобы перейти во взрослую жизнь, надо приложить много у силий. Меняются ценности и нормы, стали иными модели поведения. В связи с этим особенно актуальным становится вопрос о социализации молодежи, о формировании их ценностных ориентаций. Благодаря современным педагогическим и социологическим исследованиям становитс я ясно, что жизненные намерения подростков еще не точно определены, большинство выпускников не готово к самостоятельному выбору профессии. Они просто хотят получить высшее образование и не вполне понимают суть своей профессии.

 Старшеклассники не считают нужным заниматься самообразованием и самопознанием в целях личностного роста. Большинство считают целью жизни не самосовершенствование , а лучшее определение в жизни, хорошую специальность, заработок, обладание какими либо вещами и многое другое. Никто в современном мире не хочет вырабатывать личные качества.

У молодежи нет четкого представления о нравственно - психологической основе любви и брака. В связи с чем наблюдается огромное количество разводов. У современной молодежи сейчас превалирует эгоцентризм. Они забыли, что такое гражданственность и патриотизм. Старшеклассники считают, что не знания правят миром, а деньги. С этим трудно бороться, так как социальное влияние очень сильно . Прежние нравственные ценности отторгаются подростками, а новые представления о мире ещё не стали для них привычными. В наш век высоких технологий старшеклассникам труднее приспособиться к современным условиям. Чтобы старшеклассники быстрее и лучше осваивались, нужно, чтоб они осознали ценности личной жизни. То есть овладели такими понятиями, как «общество», «здоровье», «семья», «профессия». В старшем школьном возрасте подростки стремятся свершить свои жизненные планы (выбрать внутреннюю позицию, найти свое место в мире, самоопределиться). Все эти психофизиологические и педагогические особенности помогают прийти к цели, если соответствующе к ним относиться. В современное время главное не быть хорошим, добрым, а быть лучше кого-то, не упасть в чьих-то глазах. Разные старшеклассники по-разному представляют себе понятия «честь», «справедливость», «доброта». В свободное время вместо самообразования они слушают музыку, совершают бессмысленные покупки.

Многие живут по принципу стадности: «как все, так и я», тем самым облегчая себе жизнь, переставая делать собственный выбор, подвергать себя самоанализу. Часто подростки не умеют отличить жизненные ценности от искусственных. Тем самым у них закрепляется негативное поведение. В наше время стираются границы между женскими и мужскими ролями.  Средства массовой информации значительно повышают возможности приобретения знаний, но вместе с тем и негативно влияют на этот процесс. С помощью их девочки становятся грубыми, агрессивными, а мальчики нерешительными, слабыми. Юность — это пора острой любознательности, стремления исследовать мир, человеческие отношения и общественную жизнь. Новые социально-экономические и политические усло вия требуют добросовестных, творческих людей, их самовыражения и развития. Ценностные ориентации — это центральное личностное новообразование, выражающее сознательное отношение к себе, к миру и обществу. Они определяют мотивацию поведения подростков. В современное время общественные ценности размыты. Ценности меняются. Важно, чтобы между учебным и воспитательным процессом было взаимодействие. Нужно, чтобы родители и педагоги осуществляли воспитательно-образовательный процесс в единстве воспитательных, образовательных и развивающих задач. Только в этом случае молодежь будет чувствовать определенную психологическую готовность к принятию социальной ответственности, сможет принимать правильные решения, делать правильный моральный выбор в сложных ситуациях.

К чему иногда сводится родительская забота о детях? Только к тому, чтобы сыты были и одеты. А потом? Все то же. И в итоге растут дети без тепла материнского сердца, требовательной и вместе с тем ласковой и родительской строгости, без стимулов для духовного и нравственного роста.

В таких случаях аргументом служит фраза: «Жизнь научит!» Чему научит? Что покажет? Это, конечно, полнейшее равнодушие к воспитанию и к судьбе своих детей. Жизнь будет не учить, а переучивать, иногда тяжело и мучительно.

Мысль об определяющей роли среды воспитания справедлива хоть и не нова. Однако из понятия «среда» нельзя исключить ближайшее для детей окружение, т.е. среду семейную.

Как следствие отсутствия должного воспитания в семье, особенно с 60-х годов, стремительно растёт число разводов.

Нестабильность семьи нередко разрушающе действует на психику и нравственность детей, на целевые установки и позиции. Утрата семьи для ребенка часто равноценна крушению мира.

Обсуждая сегодня проблемы взаимоотношений родителей и детей, мы только частично затронули сложности и тонкости влияния сферы семейных отношений на формирование личности ребенка. Какой стиль взаимоотношений выбрать? Может быть, родителям надо занимать половинчатую позицию: в меру запрещать, в меру попустительствовать? Но как определить меру? Что и когда запрещать? Чему потворствовать? Что считать личным делом, а что - общим?

Артур Владимирович Петровский, академик, доктор психологических наук говорил: «Если бы меня спросили, какое воспитание хуже-авторитарное или попустительское, я бы ответил: и то и другое плохо, но еще хуже-непоследовательное воспитание».

   Памятка родителям от ребенка.

  1. Не будьте не последовательными в своих замечаниях. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставлять последнее слово за собой.
  2. Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить; это поколеблет мою веру в вас.
  3. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что нужно считаться только с силой. Я откликнусь с большой готовностью на ваши просьбы.
  4. Не заставляйте чувствовать меня младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
  5. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу!» Это не буквально, я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
  6. Не балуйте меня, вы меня эти портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я прошу. Я просто испытываю вас.
  7. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

   Памятка родителям от ребенка.

  1. Не будьте не последовательными в своих замечаниях. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставлять последнее слово за собой.
  2. Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить; это поколеблет мою веру в вас.
  3. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что нужно считаться только с силой. Я откликнусь с большой готовностью на ваши просьбы.
  4. Не заставляйте чувствовать меня младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
  5. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу!» Это не буквально, я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
  6. Не балуйте меня, вы меня эти портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я прошу. Я просто испытываю вас.
  7. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

   Памятка родителям от ребенка.

  1. Не будьте не последовательными в своих замечаниях. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставлять последнее слово за собой.
  2. Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить; это поколеблет мою веру в вас.
  3. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что нужно считаться только с силой. Я откликнусь с большой готовностью на ваши просьбы.
  4. Не заставляйте чувствовать меня младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
  5. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу!» Это не буквально, я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
  6. Не балуйте меня, вы меня эти портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я прошу. Я просто испытываю вас.
  7. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА ЛИЧНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА ЛИЧНОСТИ...

Формирование нравственных чувств и нравственного поведения на уроках литературы

В современных условиях развития новых общественных отношений проблема нравственного воспитания личности требует особого внимания и осмысления.К.Д.Ушинский в статье «О нравственном элементе в воспитани...

Доклад на тему : Влияние СМИ на поведение и формирование нравственной культуры подростков. Автор Бабенкова П.И.

Доклад на тему : Влияние СМИ на поведение и формирование  нравственной  культуры подростков.Средства массовой информации охватили все общество, включая  школьников и подрост...

беседа- практикум "КРУГ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ"

Специфика общения подростка со сверстниками и взрослы­ми. Окружение подростка, образ его мыслей и поведения.Психология общения юных. Проблема дружбы и товарище­ства. Истоки конфликтов в семье и школе....

Педагогический проект «Формирование нравственных чувств и привычек нравственного поведения по отношению к своей матери»

Проект направлен на создание оптимальных условий для формирования у младших школьников с ЗПР ценностного отношения, любви, привязанности  к самому родному и близкому человеку – МАМЕ....

Презентация на тему: " Влияние педагогического общения на формирование детского коллектива"

Что такое педагогическое общение. Как оно влияет на  формирование детского коллктива....

Влияние индивидуальных особенностей ребёнка на обучение, поведение, общение

Сообщение учителя-дефектолога на родительском собрании...