Домашние задания на уроках музыки с 1 по 7 класс. практические советы.
статья на тему

Шестова Ирина Ивановна

В этой статье я рассказываю как необходимо дома готовиться к урокам музыки в разных классах. В 1 классе домашние задания выполняются  по желанию. Во 2 классе - я прошу завести тетрадь, сделать в ней алфавитку  и всегда приносить её с собой. В 3-4 классах: узнавать о различных достопримечательностях разных стран. В старших классах -  более подробно знакомитсяч как с биографией и творчеством разных композиторов, так и с сразличными источниками литературы, которые послужили в последствии сюжетами для создания музыкальных произведений. Также учащиеся знакомятся  с исторической эпохой в которую жили и творили люди искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Домашние задания с 1 по 7 класс28.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Домашние задания на уроках музыки.

  1. Введение.

                                                     «Музыка – искусство, обладающее особенно

                                                   большой силой эмоционального воздействия  

                                                     на человека, и именно поэтому она может

                                                     играть  громадную роль в воспитании детей».    

                                                                                                                          Д.Кабалевский.    

                                                                                                                       

     Среди предметов эстетического воспитания в начальной школе всё более значительное место занимает музыка.  Урок музыки – неотъемлемая часть общей системы обучения: он призван развивать детей эмоционально, творчески, обогащать их художественные впечатления. А это – эффективный путь формирования личности ребёнка. Непременное условие успешного обучения – заинтересованность детей, их живое, эмоциональное отношение ко всему тому, что они узнают на уроке музыки, слушая музыкальные передачи, занимаясь музыкой во внеурочное время.

      Учебный процесс включает три вида деятельности: слушание, исполнение и выполнение домашнего задания (закрепление).

      В последние годы в педагогических кругах нередко дискутируется проблема необходимости домашних заданий в начальном обучении. Как учитель музыки, я считаю, что домашние задания должны являться одним из важных элементов в структуре современного урока музыки. Одни задания составляются во время подготовки учителя к уроку, другие появляются непосредственно в ходе урока, третьи – могут быть подсказаны самими учениками.

  1. Необходимость домашнего задания.    

Специфика урока музыки заключается, прежде всего, в коллективной работе всего класса. Не получится стройного хорового ансамбля, целостного представления о прослушанном музыкальном произведении, если в классе есть хоть один ученик, эмоционально незаинтересованный происходящим на уроке, если класс не обладает достаточным запасом знаний, умений и навыков. Благодаря урокам музыки происходит приобщение детей к огромному эмоционально-нравственному опыту человечества. Однако при одном уроке музыки в неделю многие знания и навыки исчезают, не успев появиться.

      Следует так же учитывать, что в одном классе собраны дети с разным уровнем музыкальной подготовки, способностей, психического развития. Поэтому возникает необходимость в дополнительном времени для их выравнивания. Формирование знаний, умений и навыков, музыкальных способностей, интереса к занятиям музыкой будет происходить тем успешнее, чем чаще они будут закрепляться в различных видах музыкальной деятельности, как на уроках музыки, так и при выполнении домашних заданий.

      Важнейшая задача домашних заданий – разбудить у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, развивать самостоятельность и творческое мышление в той степени, в которой ему позволяют его индивидуальные психические возможности и музыкальные способности. Кроме этого, перенесение части учебного материала, видов деятельности в домашнее задание расширит время урока.

      Учитывая разнообразие видов музыкальной деятельности учащихся на уроке музыки, тесную связь музыки с другими видами искусства, появляется возможность творческого подхода учителя к разработке различных видов домашних заданий по музыке.

      Одно из главных условий эффективности домашних заданий – их систематичность. Если домашнее задание даётся от случая к случаю, если оно не записывается в дневник, то нет уверенности в том, что кто-то из учеников не забудет его выполнить.

      Следующее условие – обязательность выполнения и проверки домашнего здания. Это особенно важно в начальной школе. Время, потраченное на проверку, окупит себя впоследствии, когда ученики поймут, что домашнее задание по музыке так же важно, как скажем, домашнее задание по математике. Иначе ученику, который не выполняет их, нечего будет делать на уроке, а кроме того, он подведёт своих товарищей.

      Успешность домашней работы во многом зависит от заинтересованности учащихся домашним заданием. Учитель должен учитывать возрастные и психологические особенности его учеников и помнить, что не всякое задание бывает интересным, а его доза – посильной для ребёнка. Важно помнить, что домашнее задание только тогда будет интересным и выполнимым, когда оно понятно ученикам, когда учитель дал точные указания на способы его выполнения, когда задание даётся не в спешке, на перемене, а в специальное отведённое время на уроке. Для учащихся домашнее задание должно явиться естественным продолжением урока. Получив его, ученик должен понимать, что это не требование учителя, а его «подсказка», что делать дальше после урока музыки.

  1. Отношение родителей к домашнему заданию.

      Практика показывает, что не все родители обращают внимание на выполнение детьми домашнего задания по музыке. В этом нет ничего удивительного, если учесть, что им в их школьные годы домашних заданий по музыке никогда не задавали. Нам, учителям музыки, потребуется ещё немало времени, чтобы изменить такое отношение, чтобы сделать родителей своими союзниками и помощниками в этом деле. Далеко не сразу родители начинают осознавать важность уроков музыки. Но результаты нашей работы с детьми говорят сами за себя, и во многом успех зависит от выполнения детьми домашних заданий по музыке.

      Некоторые родители считают, что требовательность учителя может нанести ущерб воспитанию интереса учащихся к музыке. Я полагаю, что напротив, требовательность становится первопричиной появления интереса учащихся к данному предмету. Доказательством тому являются различные варианты выполнения школьниками одного домашнего задания, их неоднократное возвращение в течение года к полюбившемуся виду домашнего задания.

  1. Домашнее задание в 1 классе.

В настоящее время в 1 классе не даётся обязательного домашнего задания, поэтому учащиеся выполняют его по желанию.

      Музыкальный опыт первоклассников весьма невелик. Поэтому в каждом конкретном классе в процессе наблюдений я стараюсь находить такие задания, которые были наиболее интересны для детей. В одном случае это может быть слушание музыки, в другом – рисунки.

      Поскольку не всякий человек, будь то ученик, учитель музыки, может хорошо рисовать, нельзя предъявлять строгих требований к художественному оформлению рисунков, но не следует вообще освобождать детей от выполнения данного вида домашнего задания. Главное, чтобы каждый рисунок передавал характер, образ музыкального произведения, имел эмоциональную окраску, выражал отношение «художника» к содержанию музыки.

      Перед уроком все рисунки помещаются на классной доске, что экономит время на коллективную проверку и обсуждение их детьми. Для комментирования отбираются те рисунки, которые чем-то привлекают внимание учителя и детей. Например, «Три подружки»: их лучше всех, конечно, нарисовали девочки. Они «нарядили»  этих подружек по-разному, но на всех рисунках мы узнаём в них Резвушку, Плаксу и Злюку.  Зато в иллюстрациях к песне «Полюшко-поле» особенно постарались мальчики. Но внимание привлекают не нарисованные атрибуты будённовцев, а стремительное движение конницы, тачанки. Таких рисунков, конечно, мало, но всё  же они есть.

      Рисование иллюстраций я не оцениваю строго. Самые лучшие рисунки оставляю у себя, чтобы повесить их на стенд-выставку «Я хочу увидеть  музыку», а затем складываю в папочку с рисунками и храню в классе.

     В младших классах школьники знакомятся с литературно-музыкальными композициями по балетам «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Золушка», «Конёк-Горбунок». С большим интересом дети слушают литературно-музыкальные композиции на основе классических опер-сказок «Руслан и Людмила» М.Глинки, «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, оперу «Муха- Цокотуха»М. Красева. Слушая эту музыку, дети не только приобщаются к шедеврам мирового искусства, но и нравственно воспитываются: у них вырабатывается определённое отношение к добру и злу, формируется уважение к национальной культуре.

  1. Домашнее задание для детей второго класса.

Обязательное задание – принести тетрадь, и сделать в ней алфавитку, в которой мы записываем фамилии композиторов и их сочинения.

Во втором классе домашние задания усложняются. Цель заданий становится иной – отобразить то, каким увидел ученик изображённые события, явления, героев в музыке, выявить особенности музыкального восприятия каждого ученика. Рисунки, аппликации выполненные учеником по впечатлениям от только что прослушанного произведения,- как открытая дверь в сокровенный мир маленького слушателя.

      Ученики могут изобразить любой фрагмент сюжета, который больше всего запомнился, поразил, портрет того или иного героя, макет сцены, где, по их мнению, могло бы происходить действие.

Такие задания развивают эстетические чувства, вкус, творческие способности детей, их наблюдательность и воображение, пробуждают фантазию, учат внимательно вслушиваться в музыку.

      Наиболее распространёнными видами изобразительной деятельности учащихся являются тематическое рисование и иллюстрирование. Тематическое рисование развивает образное мышление, слуховую память, помогает увидеть наиболее характерное в явлениях, изображённых средствами музыки. Например, послушав Э.Грига «Утро», можно предложить детям сделать рисунок на тему «Утро в лесу, горах и т.д. в разное время года». Предварительная беседа с учащимися о том чувстве, которое вызвало у них явление, изображённое в музыке, о впечатлении, которое осталось у детей, помогает составить сюжет на заданную тему и изобразить его в красках.

  1. Домашнее задание для учащихся третьих- четвёртых классов.

      Теперь о домашних заданиях, связанных с развитием песенного творчества. В выполнении таких заданий принимают участие не только сами учащиеся, но и их родители.

      В первой четверти третьего класса школьники узнают, что почти все народные песни имеют большую историю и устно передавались из поколения в поколение. Спрашиваю на одном из уроков: « А какие русские народные песни пели вам родители, бабушки, а может и дедушки?  На следующем уроке обязательно спойте ту песню, которую вы слышали от своих родных». Другое задание позаимствовано мною из педагогического арсенала Ш.А. Амонашвили: «поохотиться» дома за народными песнями, кто больше услышит и запомнит их от родителей. В этой же четверти дети узнают, что они и сами являются распространителями народных песен, но уже среди товарищей, а когда вырастут, то и среди своих детей.

В 3-4 классе учащиеся на уроках музыки «путешествуют» по России, и странам ближнего и дальнего зарубежья. При разговоре об определённой стране учащиеся получают задания: познакомится с её культурой. Что относится к культуре  можно увидеть в нижеперечисленных пунктах.

Найти и записать в тетрадь по музыке один из перечисленных пунктов:

1. Достопримечательность (страны, республики):

  • музей
  • театр
  • памятник
  • архитектурные строения
  • памятники природы (горы, реки, пещеры, парки и др.)

2. Художник и его картина

3. Писатель или поэт и его произведение

4. Музыкальный инструмент

5. Знаменитые актёры ил актрисы

6. Знаменитые музыканты:

  • Певцы
  • Композиторы
  • Исполнители
  • музыкальные группы
  • Самая известная песня

7.Домашние задания для учащихся 5-7  классов.

При изучении тем в 5-7 классах учащиеся больше знакомятся с биографией композиторов и различными источниками изобразительного искусства и литературы.

Следующие пункты помогают учащимся выполнить задания творчески.

Домашние задания  по музыке 5 класс

1. Познакомиться с биографией  композиторов:

  • Рахманинов Сергей Васильевич
  • Глинка Михаил Иванович
  • Свиридов Георгий Васильевич
  • Шопен Фридерик
  • Григ Эдвард
  • Моцарт Вольфганг Амадей
  • Бетховен Людвиг ван
  • Бородин Александр Порфирьевич
  • Мусоргский Модест Петрович
  • Римский-Корсаков Николай Андреевич
  • Шуберт Франц
  • Прокофьев Сергей Сергеевич
  • Никколо Паганини

2. Знать содержание следующих произведений:

  • Есенин «Поёт зима, аукает»
  • Пушкин «Метель»
  • Пушкин «Борис Годунов»
  • Былина «Садко»
  • Дж. Родарри «Чипполино»
  • Крылов «Квартет» и другие басни
  • Паустовский  «Корзина с еловыми шишками», «Старый  повар»

3. Знать следующих героев:

  • Герои русских былин
  • Герои Гражданской войны (белые, красные)
  • Иван Сусанин
  • Князь Игорь
  • Борис Годунов
  • Михаил Кутузов
  • Александр Невский

                Домашние задания  по музыке 6 класс

  1.  Знать  творчество  композиторов:

  • Рахманинов Сергей Васильевич
  • Глинка Михаил Иванович
  • Бах Иоганн Себастьян
  • Глюк Виллибальд Кристоф
  • Шопен Фридерик
  • Чайковский Пётр Ильич
  • Моцарт Вольфганг Амадей
  • Бетховен Людвиг ван
  • Римский-Корсаков Николай Андреевич
  • Прокофьев Сергей Сергеевич
  • Скрябин Александр Николаевич
  • Иоганн Штраус-сын

2. Знать содержание следующих произведений:

  • Полевой Б. «Повесть о настоящем Человеке»
  • Гофман Т. «Щелкунчик»
  • Островский А. «Снегурочка» (весенняя сказка)
  • Тютчев ф. «Ещё в полях белеет снег …» (стихотворение)
  • Оперетта «Летучая мышь»

  1. Знать об Исторических событиях:
  • Конец XVII – начало XIX века в Европе
  • Конец XIX – начало XX века в России
  • 30 – 50 годы XX века в Европе и России

   Домашние работы по музыке 7 класс

  1. Знать творчество и биографию  композиторов:
  • Шуберт Франц
  • Бетховен Людвиг ван
  • Шопен Фридерик
  • Лист Ференц
  • Морис Равель
  • Шостакович Дмитрий Дмитриевич
  • Глинка Михаил Иванович
  • Пётр Ильич Чайковский
  • Григ Эдвард
  • Моцарт Вольфганг Амадей
  • Бизе Жорж
  • Щедрин Родион Константинович
  • Джордж Гершвин
  • Эндрю Ллойд Уэббер
  • Прокофьев Сергей Сергеевич

2. Знать содержание следующих произведений:

  • Б. Васильев «А зори здесь тихие»
  • И. Гёте баллада «Лесной царь»
  • И. Гёте трагедия «Эгмонт»
  • Л. Н. Толстой «Война и мир»
  • А. С. Пушкин поэма «Руслан и Людмила»
  • У.Шекспир трагедия «Ромео и Джульетта»
  • П. Мериме драма «Кармен»
  • А. Вознесенский поэма «Юнона» и «Авось»
  • Э. Л. Уэббер  опера «Иисус Христос – супер звезда»

Заключение.

В процессе преподавания музыки  различные виды домашних заданий были сформированы в определённую систему. Это, конечно, не значит, что домашние задания не могли варьироваться или меняться. Напротив, живая практика работы с детьми предоставляет большие возможности для появления заданий интересных и полезных в школьном обучении. Опыт убеждает: домашние задания по музыке важны не только в музыкально-эстетическом воспитании детей. Будем надеяться, что домашние задания займут достойное место в структуре современного урока музыки.

Современные реалия жизни позволяют выполнять задания,  опираясь не только на литературные источники, но и на интернет-ресурсы. Я выставляю задания как в  электронном дневнике, так и в социальной сети «В Контакте», где учащиеся могут посмотреть видеофрагменты, и послушать музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация, задание к уроку, домашнее задание к уроку информатики в 5 классе по теме Основная позиция пальцев на клавиатуре

Данный материал содержит презентацию, задание к уроку и домашнюю работу (сканированная копия упражнений из рабочей тетради к УМК Информатика и ИКТ, Босова Л. Л.) по информатике в рамках УМК Л. Л. Босо...

Домашние задания на уроках музыки

Домашние задания на уроках музыки...

Тематическое планирование уроков музыки в 5 классе по ФГОС (с домашним заданием)

Тематическое планирование уроков музыки в 5 классе. Соответствует требованиям ФГОС. Настоящее планирование разработано на основе федерального компонента государственного стандарта основного общег...

Домашнее задание на уроках музыки

Домашнее задание- большое подспорье в нашей работе, но при общей перегруженности учащихся, при тенденции строгого контроля за объемом домашних заданий и количеством проводимых контрольных работ в неде...

Практическое домашнее задание для учащихся 9,10,11 классов

Практическое домашнее задание включает в себя комплекс упражнений и методические рекомендации к комплексу. Рекомендуется использовать в дни отмены учебных заданий, при дистанционном обучении, актирова...

Домашнее задание на уроке литетературы в 6 классе по теме "Стихотворные размеры"

Всем нам хорошо известно, что детям очень тяжело дается  тема  "Стихотворные размеры". Им сложно запоминать, а потом и различать двусложные и трехсложные размеры. Данная разработка...

Презентация "Домашнее задание на уроках музыки"

Важнейшая задача домашних заданий – разбудить у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, развивать самостоятельность и творческое мышление в той степени, в которой ему позволяют е...