Особенности адаптации учащихся к условиям обучения и проживания в новой школе
статья (5 класс) на тему

Шулбаева Татьяна Павловна

Целью предлагаемой статьи является исследование особенностей адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения и проживания в ХНГИ им. Н.Ф. Катанова. Для реализации поставленной цели среди учащихся 5 класса, поступивших в 2013 году, было проведено анкетирование в конце учебного года (май, 2014). В анкетировании приняли участие 40 учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»

https://sites.google.com/site/klybnayka

Особенности адаптации учащихся к условиям обучения и проживания в новой школе

Журнал «Вопросы образования и воспитания» (Методическая работа, средняя школа)

Шулбаева Татьяна Павловна,

учитель английского языка,

ГБОУ РХ ХНГИ г. Абакан

Уникальностью Хакасской национальной гимназии им. Н.Ф. Катанова (ХНГИ им. Н.Ф. Катанова) является наличие собственной истории, сложившихся традиций и особенностей образовательного процесса. ХНГИ им. Н.Ф. Катанова была открыта в 1945 году как Хакасская областная национальная школа, в которой учились дети из далеких хакасских сел, отцы которых погибли в Великой Отечественной войне.

В настоящее время ХНГИ им. Н.Ф. Катанова принимает учащихся с 5 класса, то есть каждому из учащихся предстоит пройти свой индивидуальный путь адаптации к условиям обучения и проживания в новой школе. Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 11-12 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы [1]. В связи с этим особого изучения требует проблема школьной адаптации, которая подразумевает «процесс приспособления организма школьников к новым условиям жизнедеятельности, новому виду деятельности, новым нагрузкам, связанным с систематическим обучением» [2]. Школьная адаптация, как правило, зависит от внутренних (эндогенных) факторов (возраст, состояние здоровья, индивидуально-типологические качества, физическое развитие, функциональные перестройки в организме в связи с половым созреванием) и от внешних (экзогенных) факторов (условия жизни в семье, организация режима дня, питания, учебных занятий в школе и дома и т.д.) [там же].

Целью предлагаемой статьи является исследование особенностей адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения и проживания в ХНГИ им. Н.Ф. Катанова. Для реализации поставленной цели среди учащихся 5 класса, поступивших в 2013 году, было проведено анкетирование в конце учебного года (май, 2014). В анкетировании приняли участие 40 учеников.

Анкетирование включало 7 вопросов, требующих как развернутые ответы на конкретные вопросы (особое мнение), так и выбора предложенных вариантов да / нет / не знаю.

  1. Прежде всего, мы попытались выявить, изменился ли образ жизни учащихся с поступлением в ХНГИ им. Н.Ф. Катанова. Как выяснилось, большинство опрошенных (80% учащихся) отметили, что с началом учёбы в гимназии их образ жизни значительно изменился, так как стало намного интереснее:

  1. С учётом того, что школьная адаптация во многом зависит от условий жизни в семье, второй вопрос касался интереса родителей к учёбе ребёнка – Интересуются ли Ваши родители Вашей учёбой в гимназии? Радует то, что основная часть учащихся дали положительный ответ, отрицательных ответов – нет, 3 ученика выразили особое мнение:


Как показывает диаграмма, около 92% родителей опрошенных учеников проявляют участие и интерес к образовательной деятельности детей, равнодушных – нет. В качестве особого мнения, предложенного тремя учениками, был получен ответ – «редко».

  1. Отвечая на третий вопрос – Устраивает ли Вас жизнь в гимназии? – практически все учащиеся дали положительные ответы, 4 ученика выразили особое мнение. Отрицательные ответы отсутствуют:

Как видно из диаграммы, большинство опрошенных учащихся (90%) довольны новым образом жизни в национальной гимназии. Следует отметить, что жизнь в национальной гимназии достаточно активная в разных сферах деятельности: уделяется большое внимание спорту и физической культуре, работают комплексно-воспитательные программы, организовываются культурно-массовые и научные мероприятия, поддерживаются национальные традиции и проводятся хакасские праздники и т.д.

Отвечая на этот вопрос, ученики могли не только выбрать из предложенных вариантов ответа, но и указать причину (Почему?). Некоторые ответы, которые полностью или частично совпадали, были сгруппированы. Итак, среди факторов, которые импонируют ученикам в гимназии, можно выделить следующие:

- интересно и хорошо учат 6 (профессиональные педагоги 2 / требовательные и справедливые учителя / дают хорошее образование; учителя хорошо объясняют и помогают);

- много друзей 5 (хорошие друзья 2 / общительные, дружные ребята /, много общения / дружный класс);

- хорошие условия жизни в гимназии 3 (комфортно, весело и интересно 3);

- хорошо кормят 2;

- добрый воспитатель;

- дисциплина и организация;

- уроки можно делать в школе;

- часто выходим на мероприятия в город.

Указывая особое мнение, четыре ученика подчеркнули, что устают. Так, один из учеников в этой группе отметил то, что не устраивает занятость «с утра до вечера».

  1. Следующий вопрос касался эмоционального состояния детей перед началом учебного года – Испытывали ли Вы страх, дискомфорт перед началом учебного года в гимназии? Переход ребёнка в новую школу – это всегда сильный эмоциональный стресс. Полученные результаты показывают, что чуть больше половины детей (55%) были уверены в своих силах и не испытывали эмоционального дискомфорта, остальная часть опрошенных (45%) переживали волнение перед началом учебного года:

Отвечая на данный вопрос, ученики могли также привести причину своего волнения или спокойствия перед началом нового учебного года. Среди ответов учащихся, которые не испытывали какого-либо страха чаще всего встречались такие уточнения: «Я был уверен в своих силах», «Я был уверен в себе», «Я знала, что мне предстоят трудности, но я была готова к этому», «Я быстро привыкла к новому классу», «уверенность присутствовала», «сразу нашла друзей», «характер такой» и т.д. Таким образом, в основном спокойствие опрошенных учеников данной группы объясняется уверенностью в своих силах, воле, знаниях.

Учащиеся, которые испытывали некоторый дискомфорт, волнение и страх в начале учебного года, объясняли своё эмоциональное состояние следующим образом: «потому что всё новое: новые правила, новые учителя», «новая школа», «я был один и никого не знал», «никого не знаешь», «не знала, как ко мне будут относиться, будут ли у меня друзья», «я уехала от мамы», «незнакомы класс», «я боялась, что меня исключат из гимназии», «одиночество» и т.д. Таким образом, в основном страх и волнение учащихся данной группы объясняется наступлением нового незнакомого этапа в жизни, неуверенностью в себе и предстоящей разлукой со своей семьёй.

  1. Поступая в новую школу, каждый ученик, испытывает разного рода трудности, поэтому следующий вопрос касался этой проблемы – Какие трудности Вы сейчас испытываете? Предложенная диаграмма описывает основной спектр трудностей, которые появляются у учащихся в период адаптации к новой школе:

13 учащихся указали, что не испытывают никаких трудностей в новой школе (примерно 32% от общего количества опрошенных). Такой же процент учащихся указали, что испытывают некоторые трудности в учёбе. При этом некоторые из учеников, выбравшие данный вариант ответа, дописали, что даётся слишком большая нагрузка по учёбе. Следующий популярный ответ связан с вынужденными обстоятельствами, складывающимися при обучении в национальной гимназии: в основном ученики приезжают с разных отдалённых сёл республики Хакасия, поэтому вынуждены жить вдали от дома, и они очень скучают по свои родителям. Небольшое количество учащихся указали другие причины трудностей: 3 ученика испытывают трудности в общении с одноклассниками, 2 ученика – в жилищных условиях. Радует, что у опрошенных учеников не возникает проблем в общении с новыми учителями.

  1. Следующий вопрос касался решения сложившихся трудностей – Чья помощь Вам нужна, чтобы справиться с трудностями? Как показали результаты анкетирования, в основном дети рассчитывают на помощь своей семьи, своих родителей:

Больше половины учащихся (55%) указали, что в решении трудностей хотели бы полагаться на помощь своих родителей. На втором месте оказывается воспитатель, семь учеников указали, что воспитатель может помочь в решении возникающих проблем. Возможно, именно воспитатель заменяет родителей в новой школе и может, в свою очередь, помочь советами и поддержкой. Так как у учеников часто возникают проблемы по учебе, то естественно указывается, что опрошенные также нуждаются в помощи своих учителей-предметников. В качестве особого мнения, ученики указывали два варианта: необходима помощь друзей, а также то, что с трудностями нужно справляться самостоятельно.

  1. При помощи последнего вопроса мы попытались выявить, какие предметы ученики посещают с удовольствием. Результаты оказались следующими:

Как видно из диаграммы, наиболее популярными предметами среди учеников являются математика и физическая культура. Затем практически равными по рейтингу оказались четыре предмета: хакасский и английский язык, труд и история.

Таким образом, в результате исследования особенностей адаптации учащихся пятого класса к условиям обучения ХНГИ им. Н.Ф. Катанова были получены следующие результаты:

  • Каждый ученик, поступающий в 5 класс ХНГИ им. Н.Ф. Катанова, проходит свой индивидуальный путь адаптации к условиям обучения и проживания в новой школе. Период исследуемой адаптации становится одним из важных моментов как для родителей, классного руководителя, воспитателя и учителей-предметников, так и самих учащихся.
  • Как подчеркивают опрашиваемые, новые условия жизнедеятельности в ХНГИ им. Н.Ф. Катанова значительно отличаются от условий в предыдущей школе. Возникающие трудности связаны, прежде всего, с проблемами в учёбе, а также тем, что детям приходится жить вдали от дома. Не каждый ребёнок может сразу привыкнуть к этому, поэтому данный фактор, что дети скучают по родителям и дому, оказывает весомое влияние на эмоциональное состояние детей.
  • Большинство родителей опрошенных учеников (около 92%) интересуются учёбой своих детей, что благоприятно влияет на период адаптации учеников к новым условиям жизнедеятельности в ХНГИ им. Н.Ф. Катанова.
  • Большая часть опрошенных учеников (90%) довольны условиями обучения в новой школе, с удовольствием посещают занятии, общаются со своими сверстниками.
  • Тем не менее, примерно 48% учеников всё-таки испытывают страх, дискомфорт перед началом учебного года. Данное психологическое состояние, как показывают ответы учащихся, связано с неуверенностью в себе, недостаточным уровнем знаний и новыми, пока неизвестными, условиями жизни.
  • В анализируемом возрастном периоде ученикам сложно справится с трудностями в новой школе самостоятельно, поэтому они рассчитывают на помощь взрослых. Как показало анкетирование, прежде всего, дети полагаются на помощь своих родителей, поэтому в этот период родителям стоит быть максимально внимательными к своим детям. Так как дети находятся вдали от дома, то помощь в решении проблем, по мнению детей, может также оказать воспитатель.

Литература:

  1. Адаптация учащихся пятого класса к условиям обучения на ступени основного общего образования [Электронный ресурс] – URL: http://s5gub.ru/nasha-shkola/deyatelnost/obrazovatelnaya-deyatelnost/533-pedagogicheskij-sovet-po-teme-adaptatsiya-uchashchikhsya-5-klassa-k-usloviyam-obucheniya-na-stupeni-osnovnogo-obshchego-obrazovaniya (дата обращения: 05.06.2014 г.)
  2. Безруких, М.М. Психофизиология: словарь [Электронный ресурс] / М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – URL: http://www.insai.ru/slovar/2418 (дата обращения: 05.06.2014)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые особенности адаптации учащихся профильных классов общеобразовательной школы

Цель нашего исследования было выявление особенностей, закономерности, динамики процесса адаптации десятиклассников в условиях профильного и непрофильного обучения....

Объединенный педагогический совет «Организационно-педагогические условия построения преемственности в обучении и воспитании учащихся 1-х классов на этапе адаптации учащихся в условиях школы»

Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодейс...

Социально-психологическая адаптация младших подростков к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы

Социально-экономическое развитие вызывает необходимость адаптации как отдельной личности, организации, так и общества в целом. Сегодня, когда в стране идет внедрение ФГОС  второго поколения, школ...

Психологические особенности адаптации учащихся к условиям обучения в ВУЗе.

При переходе из средней школы в ВУЗ бывший школьник сталкивается с необходимостью приспособиться к совершенно новой социальной обстановке. Этот переход может стать волнующим испытанием, однако далеко ...

Особенности адаптации обучающихся в условиях старшей школы

Материал может быть использован на родительских собраниях в 10м классе....