памятка для родителей "Развитие ребёнка с врождёнными аномалиями" Развитие тактильного восприятия у тотально слепых детей.
консультация на тему

РазаковаТатьяна Викторовна

     Незрячие дети имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что в семье их не научили обследовать предметы и действовать с ними в посильном домашнем труде. Слепые дети не могут по подражанию овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у  видящих детей. Поэтому мышцы рук у многих тотально слепых детей оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это приводит к низкому уровню развития тактильной чувствительности и моторики рук, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на игровой и учебно-познавательной деятельности учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11111111111.docx15.67 КБ

Предварительный просмотр:

6. Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцу сначала на одной руке, потом на другой. Повторить это упражнение в обратном порядке.

7. Ладони лежат на столе. Поочередно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

8. Зажать карандаш средним и указа тельным пальцами. Сгибать и разгибать остальные пальцы.

9. Положить на стол 10—15 счетных палочек. Одной рукой попытаться собрать все палочки, не помогая другой рукой. Стараться брать по одной палочке. Вместо палочек можно собирать карандаши, пуговицы, спички или другие мелкие предметы.

10. Зажать карандаш между средним и указательным пальцами. Вращать карандаш то в одну, то в другую сторону так, чтобы сначала сверху оказывался средний палец, а потом указательный.

11. Два небольших шарика или два грецких ореха катать между ладонями (пальцы прямые) в одну и другую сторону. Затем перекатывать пальцами одной руки, вращая то в одну, то в другую сторону.

12. Касаться кончиками пальцев большого пальца. В одну сторону, начиная с мизинца, а в другую — с указательного пальца. На одной руке, на другой руке, на обеих сразу.

13. Сложить руки ладонями вместе и вытянуть их перед собой; развести кисти рук в стороны, не размыкая запястий.

14. Руки вытянуть перед собой, кисти расслаблены, сделать круговые движения кистями.

15. Сжать пальцы рук в кулаки и вращать кистями в разные стороны.

Составитель: воспитатель Т.В. Разакова

Бюджетное учреждение   Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  «Комплексный  центр  социального обслуживания населения «Импульс»

 Реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями

Памятка  для родителей

Развитие осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук

г.Урай, 2015г.

Развитие тактильного восприятия у тотально слепых детей.

Незрячие дети имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что в семье их не научили обследовать предметы и действовать с ними в посильном домашнем труде. Слепые дети не могут по подражанию овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у  видящих детей. Поэтому мышцы рук у многих тотально слепых детей оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это приводит к низкому уровню развития тактильной чувствительности и моторики рук, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на игровой и учебно-познавательной деятельности учащихся. Но практически все дети с психофизическими недостатками имеют потенциальные возможности для развития функций сохранных органов чувств. Поэтому в период начального обучения незрячим детям необходимы специальные занятия по развитию и коррекции осязательного восприятия. В организационном плане такие занятия могут проводиться индивидуально или  с группой  детей.

Упражнения для развития мелкой моторики:

— перекладывание мяча из руки в руку;

— перебрасывание мяча из руки в руку;

— упражнения с кистевым эспандером;

— отжимание от гимнастической скамейки и пола на пальцах рук;

— подтягивание на перекладине;

— сжимание резинового кольца;

— разведение и сведение пальцев рук;

— сжимание кистей в кулак и разжимание;

— одновременное и поочередное соприкосновение пальцев обеих рук;

— круговые движения кистями рук в лицевой плоскости, вовнутрь и наружу;

— отведение большого пальца левой и правой руки одновременно и поочередно и противопоставление его другим пальцам;

— противопоставление пальцев одной руки пальцам другой руки одновременно и поочередно;

— соединение пальцев обеих рук подушечками и продвижения ладонями.

Эффективен для развития мелкой моторики следующий комплекс упражнений:

1. Выпрямить кисть, плотно сомкнугь пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой.

2. Руку плотно прижать к столу ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы:

средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.

З. Выпрямить кисть и поочередно прижимать безымянный палец к мизинцу, а средний — к указательному.

4. Сжать пальцы в кулак и вращать кистью в разных направлениях: сначала поочередно каждой рукой, затем двумя руками одновременно.

5. Сгибание и разгибание пальцев. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть; повторить несколько раз поочередно каждой рукой; затем выполнять упражнение обеими руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для учителей-дефектологов Консультация: «Развитие фонематического восприятия – успешное обучение чтению детей с ОВЗ в школе»

Данная консультация рассказывает какие игры можно использовать для развития у детей фонематического восприятия. Данные игры даются по мере усложнения, по возрастным котегориям....

Методика «Развитие пространственной и социально-бытовой ориентировки у детей с тяжёлым нарушением зрения (тотально слепые дети)»

Доказано, что эффективность овладения слепым с детства пространства связана с необходимостью раннего управления процессом обучения...

Презентация по теме: "Развитие тактильного восприятия при работе с природными материалами"

Презентация по теме: "Развитие тактильного восприятия при работе с природными материалами"...

3. Самодельные игрушки для развития тактильного восприятия детей от рождения до трех лет

Мышление ребенка до 3-х лет непосредственно связано с восприятием – он мыслит, устанавливая связи между воспринимаемыми предметами и действуя с ними. Среди всех психических процессов главная рол...

Развитие тактильного восприятия, как основа сенсомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие тактильного восприятия, как основа сенсомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья...

Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей младшего школьного возраста.

Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития в дошкольном д...

Консультация для родителей «Игры для развития тактильного восприятия»

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. Последовательно рассмотрим игры для развития каждой из пяти сенсорных систем....