О концертной деятельности
материал на тему

Воронежская (Бутко) Светлана Анатольевна

Учебно - методический материал для ознакомления на родительском собрании класса в ДМШ и ДШИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_r._sobr.2005.o_konts.deya-ti.docx16.19 КБ

Предварительный просмотр:

                      «О КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

            Для многих музыкантов - пианистов и обучающихся музыке публичное исполнение является далеко не простым делом. Известно, что были превосходные виртуозы, которые боялись эстрады и обычно играли перед публикой гораздо ниже своего настоящего уровня. Они, очевидно, не обладали страстью  трибунов и пророков, даром «хождения перед людьми». Для концертирования эта страсть - важнейшая предпосылка. Наше время, которое так прекрасно приучает молодежь к общественной деятельности, приносит громадную пользу и нашим молодым пианистам.

          Вопрос, как готовиться к публичному выступлению, естественно, интересует многих обучающихся и педагогов. Дать  один рецепт здесь очень трудно. Ведь нужно учитывать разнообразие характеров, дарований и жизненных обстоятельств. Когда-то Гофман давал совет: три раза учить и откладывать новое сочинение, прежде чем сыграть его на эстраде. Совет замечательный, но предполагающий очень организованный жизненный уклад,  направленный на достижение наилучшей «концертной формы». В наших условиях очень немногие могут его осуществить из-за огромного количества занятий и дел, ничего общего с «наилучшей концертной формой» не имеющих.

           Чтобы хоть немного горю пособить, следует не только заставлять обучающихся как можно чаще выступать на  закрытых концертах, но, кроме того, некоторые особо значительные произведения проходить с педагогом повторно, через некоторое время.

          Об эстрадном волнении, от которого столь многие страдают, очень точно сказал Римский – Корсаков: оно обратно пропорционально степени подготовки. Эта формула верна, хотя не исчерпывает всех случаев и разновидностей эстрадного волнения. Вспомним концерт, который давал  Годовский в Берлине в 1906 году. Подготовлен  музыкант был идеально, но всё – таки чувство ответственности было настолько велико, что всё его первое отделение прошло под знаком волнения и скованности. На другой день он был очень недоволен своим концертом. Так и другой музыкант - Антон Рубинштейн, однажды очень волновался и даже разбил кулаком зеркало в артистической перед выходом на эстраду.

          Волнение таких артистов вряд ли можно смешивать с тем чувством страха и робости, которые часто владеют неоперившимися артистами. Такое волнение, как у Рубинштейна, Годовского возникает отчасти потому, что всякое публичное исполнение подвержено власти мгновения, и именно высокоартистические натуры, которым доступно вдохновение, подчинены ему неизмеримо больше, чем «стандартизованные», уравновешенные артисты, не знающие больших взлетов и больших падений. Это -  во-первых. Во-вторых, так как приобретенное уже имя, высокая оценка публики накладывают особые обязательства, и тут есть, безусловно, элемент боязни, как бы не потерять расположение слушателя;  главная же причина – то высокое душевное напряжение, без которого немыслим человек, призванный «ходить перед людьми», сознание, что он обязан сообщить людям нечто особо важное и значительное, глубоко отличное от повседневных будничных переживания, чувств и мыслей. Такое волнение – хорошее, нужное волнение, и тот, кто к нему неспособен, кто выходит на эстраду, как обычный  чиновник приходит на службу, уверенный, что он и в этот день выполнит все возложенные на него поручения, - тот вряд ли может быть стоящим артистом.

          Одна из главных ошибок у молодых музыкантов в подготовке к концерту - это полное размежевание между работой у себя дома и исполнением на эстраде. Для многих понятие «учить» тождественно понятию «упражняться», и они готовы часами играть какую-нибудь прекрасную пьесу, выколачивая каждую ноту, подолгу учить каждую руку отдельно, без конца повторять один и тот же пассаж, словом – заниматься «музыкой без музыки». Им и в голову не приходит  сыграть произведение целиком, думая прежде всего о музыке, для них понятие «музицировать» несовместимо с понятием «работать». Ведь ясно,  что при исключительности такого способа наилучшие музыкальные произведения превращаются в этюд или простое упражнение. Логическая и практическая ошибка, которую делают молодые музыканты - пианисты, работающие этим способом, состоит в том, что они считают данный способ этапом для достижения «высшей» цели. Но так как они используют такой способ слишком долго, то «этап» становится самоцелью, дальше которой уже ничего не достигнуть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация концертной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей.

Организация концертной деятельности. С чего начать, как осуществить деятельность, что предпринять для того, чтобы концерт прошёл на УРА!!!...

Концертная деятельность учащихся класса фортепиано

Данная статья является отражением наблюдений, сделанных педагогом дополнительного образования Смельско Л.Р. в течение её тридцатилетней работы в должности преподавателя фортепиано....

Участие родителей в учебно-организационной и концертной деятельности многосемейного фольклорного коллектива

Современные родители мало видят своих детей. Утром на работу, вечером с работы. Когда  мама ведет ребенка на развивающие занятия, там его забирает в класс педагог, а мама садится в коридоре и в л...