Аденоиды – одна из причин речевых нарушений у детей.
консультация на тему

Павленко Венера Исмагиловна

Краткое описание анамнеза и рекомендации родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adenoidy.docx55.35 КБ

Предварительный просмотр:

Аденоиды – одна из причин речевых нарушений у детей.

http://static-img-a.hgcdn.net/Media/_640x480/HG_603_28_ChildAsthmaAttack_640X480.LA.jpg

Что это такое?

        Известно, что существует немало патологий уха, горла, носа, ведущих к тяжелым нарушениям речи у детей. Одной из таких патологий являются аденоиды.

      Адено́иды  (аденоидные разращения, аденоидные вегетации) — патологически увеличенная глоточная (носоглоточная) миндалина, вызывающая затруднение носового дыхания, снижение слуха и другие расстройства.

Симптомы:

- Нос ребенка постоянно или периодически заложен, характерно обильное серозное отделяемое. Ребенок спит с открытым ртом. Из-за затруднений с дыханием сон больного становится беспокойным, сопровождается громким храпом. Детям часто снятся кошмары. Во время сна возможны приступы удушья, обусловленные западением корня языка.

-  При аденоидах большого размера нарушается фонация, голос пациента становится гнусавым. Отверстия слуховых труб закрываются разросшимися аденоидами, что обуславливает снижение слуха. Дети становятся рассеянными и невнимательными.

- Из-за аденоидов развивается застойная гиперемия окружающих мягких тканей (задних небных дужек, мягкого неба, слизистой оболочке носовых раковин). В результате проблемы с дыханием усугубляются, часто развиваются риниты, со временем переходящие в хронический катаральный ринит.

- Разрастание аденоидной ткани нередко осложняется аденоидитом (воспалением аденоидов). При обострении аденоидита появляются признаки общей неспецифической инфекции (слабость, повышение температуры). Аденоиды и особенно аденоидит часто сопровождаются увеличением регионарных лимфатических узлов.

- Длительное течение болезни приводит к нарушению нормального процесса развития лицевого скелета. Нижняя челюсть становится узкой, удлиняется. Из-за нарушения формирования твердого нёба, возникают нарушения прикуса. Лицо пациента приобретает своеобразный «аденоидный вид».

- Аденоиды могут влиять на механизм дыхания. При прохождении струи воздуха через носовую полость происходит рефлекторное формирование характера вдоха и выдоха. Поэтому человек всегда дышит через нос глубже, чем через рот. Длительное дыхание через рот обуславливает незначительную, но некомпенсированную недостачу вентиляции легких.

- Кровь ребенка хуже насыщается кислородом, возникает хроническая нерезко выраженная гипоксия мозга. Из-за хронического нарушения оксигенации у детей с длительным течением аденоидов иногда развивается некоторая умственная отсталость. Пациенты часто жалуются на головные боли, плохо учатся, испытывают трудности с запоминанием учебного материала.

- Уменьшение глубины вдоха в течение длительного периода времени становится причиной нарушения процесса формирования грудной клетки. У ребенка развивается такая деформация грудной клетки как «куриная грудь». У ряда пациентов с аденоидами выявляется малокровие, нарушение деятельности желудочно-кишечного тракта (ухудшение аппетита, рвота, запор или понос).

Влияние аденоидов на нарушение речи:

        Известно, что носоглотка и околоносовые пазухи в нормальных условиях являются основными резонаторами звука, который образуется и поступает из гортани.

«Затруднение носового дыхания, обусловленное аденоидами и синуситами, непосредственно влияет и на развитие речи ребенка, в частности, на формировании звуков, которые представляются нечеткими, плохо разборчивыми. При воспалении в выше указанных отделах верхних дыхательных путей, звук становится приглушенным, приобретает носовой оттенок. Это происходит за счет уменьшения объема воздуха в носоглотке и околоносовых пазухах.

       Только после восстановления нормального состояния ЛОР-органов целесообразны различные логопедические занятия по коррекции речи. Однако даже после устранения причины в речи таких детей остаются патологические изменения.

Наиболее выраженные патологии:

1.  Нарушение физиологического дыхания ведет к изменению речевого дыхания. Фонационный выдох укорачивается, появляются паузы во время речевого высказывания, вызванные необходимостью сделать дополнительный вдох, даже по привычке. Это является причиной нарушения темпо-ритмического оформления речи, по внешним признакам сходного с заиканием. В будущем у таких детей возникают трудности в овладении навыком письма, а именно – трудности определения границ предложения, слова, слога.

2.  У детей с аденоидами выявляются нарушения голосообразования. Появляется назализация голоса (закрытая ринофония), так как носовой резонатор частично или полностью исключается из процесса голосообразования. После удаления аденоидов мягкое нёбо перестает работать в полном объеме, провисает, становится малоподвижным, неэластичным, не разделяет носовую и ротовую полости, что приводит к открытой ринофонии, голос звучит как у ребенка с расщелиной твердого неба.

3. Вследствие нарушения работы носового резонатора голос лишается ряда обертонов, становится глухим, сиплым, речь в целом немодулирована, монотонна.

4.  Гласные звуки произносятся нечетко, часто редуцируются, находясь даже в сильной позиции, что часто приводит к замене одних гласных другими (картa = [кэрт^]), а также к стойким трудностям выделения гласных из слова, нарушению звукового анализа в целом.

5. Сокращается длительность произнесения ребенком как гласных, так и согласных звуков, что ведет к затруднениям в овладении звуко-слоговым анализом слов, является одной из причин появления дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

6.  Нарушено различение звуков Л-М-Н, Т-Д, Д-Н, М-Б-П, эти звуки могут произноситься искаженно, заменяться либо не произноситься вовсе (мебель – [н’эб’иj], мыло – [м’ин^], день – [н’эн’] и т.д.).

7.  Нарушается дифференциация глухих и звонких согласных (как твердых, так и мягких вариантов). Преобладает склонность к оглушению, однако изредка отмечается оглушение в одних случаях, озвончение в других. Как следствие появляется аккустическая дисграфия.

8.  Аденоиды часто приводят к недоразвитию или слабости мышц периферческого отдела речевого анализатора:

Движения нижней челюсти ограничены. Мышцы нижней челюсти ослабевают, появляется гиперсаливация.

9. При помощи языка ребенок рефлекторно пытается прикрыть вход холодного воздуха в ротовую полость, язык становится малоподвижен, мышцы кончика и спинки языка ослабевают, что влечет за собой изменение в произношении многих согласных и гласных звуков (межзубное произнесение свистящих, шипящих, трудности артикулирования соноров, вплоть до невозможности овладеть навыком произношения звуков Л, Р; нарушение произношения и дифференциации твердых и мягких звуков; нарушение произношения и дифференциации йотированных и нейотированных гласных и др.

Выводы:

1. Аденоид – является серьезным заболеванием, способным отразиться как на речи, так и на развитии ребенка в целом.

2. Выявление и лечение аденоида на ранних стадиях – важнейшая задача, как специалистов, так и родителей.

3. Излечение заболевания автоматически не устраняет вызванную им патологию в развитии, в том числе речевую). И требует обращения к логопеду и дефектологу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые нарушения у детей с аденоидами.

Затруднение носового дыхания, обусловленное аденоидами и синуситами, непосредственно влияет и на развитие речи ребенка, в частности, на формировании звуков, которые представляются нечеткими, пло...

Аденоиды и речевые нарушения у детей

Что же такое аденоиды и как они влияют на развитие речи детей? В данной статье вы найдете ответы на эти вопросы....

Консультация для родителей "Причины речевых нарушений у детей"

Консультация для родителей "Причины речевых нарушений у детей"...