Для родителей "Возрастные особенности подростков"
учебно-методический материал

Очур-оол Саяна Сергеевна

Для родителей "Возрастные особенности подростков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osoben.starsh.podr_avtosohranennyy.docx15.67 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности старших подростков

(учащихся 8-9 х классаов)

        Среди актуальных потребностей подростков можно выделить следующие: потребность в самопознании, самооценке, самоопределении, самовоспитании, психологической и эмоциональной независимости, достижении определенного социального статуса. Можно отметить следующие противоречия в развитии личности старших подростков.

        Первое противоречие между исключительной концентрированностью подростка на собственной личности и насущной потребностью в общении со сверстниками.

        Второе противоречие между притязаниемподростков на взрослость, самостоятельность и материальной и эмоциональной зависимостью от взрослых, отсутствием жизненного опыта.

        Сосредоточенность на себе, своих проблемах выражается в том, что для формирующегося человека чрезвычайно важно внимание окружающих к его личности, их неравнодушное отношение к достижениям и удачам. Понимания, одобрения, восхищения ищет подросток у дрезей и родителей. Эмоциональная зависимость от взрослых находит свое выражение в жажде глубокого понимания родителями, взрослыми.

Подростки очень нуждаются в общении с друзьями, любви и понимании родителей, близких людей, во внимании окружающих людей к себе, самопознании.

        Их основные особенности – концентрированность на собственной личности, стремление к самостоятельности, независимости, взаимоотношениям с противоположным полом.

        Подросток не мыслит себя вне общения со сверстниками, друзьями. Дружба значит для него многое: она позволяет помериться силами – физическими и духовными – с равными себе, оценить себя и других,  ощутить свою индивидуальность. Подросток как в зеркале, рассматривает оценку значимых людей, корректирует представление о себе. Поэтому оценка и положительная эмоциональная поддержка родителей, педагогов приобретают для него первостепенное значение.

        В 9-ом классе решается вопрос о дальнейшей жизни: продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать? По существу от старшего подростка общество требует прфессионального самоопределения, хотя и первоначального. При этом подросток должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области.

Однако не все старшие подростки к концу обучения в 9-м классе могут выбрать профессию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Многие из них тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого выбора.

        В это время усиливается значимость собственных ценностей, хотя 9-и еще во многом подвержены внешним влияниям. В связи с развитием самосознания усложняется отношение к себе. Если раньше подростки судили о себе категорично, прямолинейно, то теперь они делают это более тонко.

        В 8-9 классах возрастает тревожность, связанная с самооценкой. Подростки чаще воспринимают относительно нейтральные ситуации как содержащие угрозу их представлениям о себе и из-за этого переживают страх, сильное волнение. Повышение такого рода тревожности вызвано также и тем, что впереди экзамены, отбор в 10-й класс и, возможно, начало нового жизненного пути.

        Отметим разницу в становлении самосознания младших и старших подростков. Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а концу периода, примерно к 15 лет, подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. После поисков себя, личностной нестабильности у негоо формируется «Я-концепция»- система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».

        Реальное «Я» подростка включает совокупность его представлений о собственной внешней привлекательности, своем уме, способностях в разных областях, силе характера, обшительности, доброте  и т д.

Познание себя, своих качеств приводит к формированию когнитивного компонента «Я-концепции». Для подростка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом под влиянием семьи и сверствников.

Помимо реального «Я»,  «Я-концепция» включает в себя идеальное «Я». При высоком уровне притязаний и недостаточном сознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального.

Важно отметить, что в этот период становится возможным самовоспитание благодаря развитию у подростка саморегуляции. Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайщем будущем, но и стремятся развить в себе желаемые качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности подростков

Материал  к  родительскому собранию  на  тему "Подростковый  возраст"...

выступление на род.собрании "Возрастные особенности подростков"

Цель: ознакомить родителей с особенностями подросткового возраста, наметить пути возможного решения проблем и конфликтов в данный период развития. Форма проведения – лекция....

Психологические особенности подростка

В работе представлены психологические особенности подросткового периода и даются некоторые рекомендации по вопросам общения с детьми...

психологические особенности подростка

Рассматриваются особенности и проблемы общения с подростком...

Родительское собрание"Возрастные особенности подростков"

Родительское собрание"Возрастные особенности подростков"...

Выступление на педагогическом совете «Возрастные особенности подростков. Рекомендации педагогам.»

Ученики помнят и любят своих учителей не столько за усвоенный благодаря им учебный материал, сколько за их отношение, умение вдохновить и воодушевить, привить любовь к предмету и к знаниям вообще, за...

Родительское собрание: "Психологические возрастные особенности подростка"

Презентация к родительскому собранию, в которой говорится об особенностях поведения старших подростков, даются рекомендации родителям....