Групповое занятие для родителей «Пути формирования в ребенке уверенности в себе»
методическая разработка

 

Цель: актуализация проблемы формирования адекватной самооценки, уверенности в себе, как определяющего фактора развития личности.

Задачи:
- расширить представления родителей о причинах формирования как высокой, так и низкой самооценки ребенка;
- познакомить с возможными последствиями формирования различных уровней самооценки; 
- информировать родителей о способах определения уровня самооценки;
- дать рекомендации по формированию у ребека адекватной самооценки. 

Форма проведения: групповое занятие с элементами тренинга.

Оборудование и материалы: презентация, мяч, бланки к упражнениям: «Семейные ситуации», «Ступеньки», «Закончи предложение», «Как можно повысить самооценку ребёнка?», памятки с рекомендациями, ручки.

Категория участников: родители учащихся 1 – 11 классов, обучающиеся по программе «Школа для родителей». 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovoe_zanyatie_dlya_roditeley.docx29.91 КБ

Предварительный просмотр:

Групповое занятие для родителей

«Пути формирования в ребенке уверенности в себе»

Цель: актуализация проблемы формирования адекватной самооценки, уверенности в себе, как определяющего фактора развития личности.

Задачи:

  • расширить представления родителей о причинах формирования как высокой, так и низкой самооценки ребенка;
  • познакомить с возможными последствиями формирования различных уровней самооценки;
  • информировать родителей о способах определения уровня самооценки;
  • дать рекомендации по формированию у ребека адекватной самооценки.

Форма проведения: групповое занятие с элементами тренинга.

Оборудование и материалы: презентация, мяч, бланки к упражнениям: «Семейные ситуации», «Ступеньки», «Закончи предложение», «Как можно повысить самооценку ребёнка?», памятки с рекомендациями, ручки.

Категория участников: родители учащихся 1 – 11 классов, обучающиеся по программе «Школа для родителей».

Ход работы

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады, что вы нашли время для нашей встречи! Цель нашей встречи сегодня – попытаться выяснить, насколько поведение родителей оказывает влияние на формирование самооценки ребенка.

1. Разминка «Веселый мячик»

– В качестве разминки проведём такое упражнение. Будем передавать по очереди друг другу этот мяч. Тот, у кого в руках мяч, будет называть своё лучшее качество или сильную сторону.

– Легко  ли вам было определить или назвать своё лучшее качество? Можно ли сказать, что на это повлияла ваша уверенность или неуверенность в себе? Вот как раз сегодня мы и попробуем выяснить, насколько важна уверенность в себе, и какова роль родителей в формировании самооценки ребёнка.

2. Теоретический материал

Не секрет, что уверенность в себе является самым важным ключом к достижению успеха в жизни. Уверенность в себе – это то, что чувствует человек, воспринимая самого себя, это его положительная оценка своих способностей  и возможностей. Уверенность в себе влияет на то, как человек действует публично, на людях. Также она четко отражает поступки и поведение человека. Здоровое чувство уверенности в себе играет важную роль в формировании личности.

Положительное развитие чувства уверенности в себе напрямую влияет на степень счастья человека. Чувство уверенности в себе – практически то-же самое, что высокая самооценка, отсутствие чувства уверенности в себе практически то-же самое, что низкая самооценка. Позитивная самооценка помогает ребенку добиваться своих стремлений и целей в жизни. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, от неё зависит степень трудности целей, которые он ставит перед собой.

Самооценку рассматривают как адекватную/неадекватную, т. е. соответствующую/несоответствующую реальным достижениям и потенциальным возможностям индивида. Так же различается самооценка по уровню – завышенному, высокому, среднему, низкому. Слишком высокая и слишком низкая самооценка могут стать источником конфликтов личности, которые могут проявляться по-разному.

Завышенная самооценка – это восприятие собственной личности на более высоком уровне по сравнению с реальностью.

Адекватная, «оптимальная самооценка», к которой относят следующие уровни: средний и  высокий – это максимально объективное и реальное оценивание собственной  личности, восприятие ее такой, какая она есть: не лучше, и не хуже. 

Низкая самооценка (заниженная самооценка) – это придание себе, своей личности более низких оценок и характеристик, чем они есть на самом деле.

Как и почему формируется та или иная самооценка?

Начало формирование самооценки выпадает на дошкольный период. В детстве круг общения ребёнка предельно сужен, и в основном родители  влияют на самооценку ребёнка. В подростковом возрасте появляется стремление найти свое место в жизни, утвердиться в обществе. Под влиянием оценки окружающих у подростка складывается собственное отношение к себе, самооценка своей личности.

3. Упражнение «Семейные ситуации»

На прошлых занятиях мы говорили о различных типах семейного воспитания и  влияния их на формирование личности ребёнка (напомнить: гипоопека, гиперопека, противоречивое воспитание).

-Как вы думаете, какую именно роль оказывает семья на формирование и развитие самооценки ребенка?

Давайте рассмотрим несколько примеров и попробуем разобраться, какой будет в этом случае самооценка ребенка.


I

Родители возлагают на своего ребенка непосильные и несоответствующие возрасту обязанности и предъявляют к ребенку чересчур завышенные требования. Основная причина данного нарушения заключается в решении родителями личных проблем за счет ребенка: «Я не хочу, чтобы мои дети когда-нибудь чувствовали то же самое, что и я сейчас, поэтому и я очень требовательна к ним. Мне хочется гордиться ими. Мне бы хотелось, чтобы мои ошибки не повторяли мои дети».

Ответ: Неадекватно заниженная самооценка.

Некоторые родители заведомо снижают самооценку ребёнка, когда пытаются поставить его в зависимое положение. От ребёнка требуют послушания, учат его подстраиваться, не конфликтовать с окружающими. Родители боятся положиться на ребёнка, недооценивают его возможности, защищают его от трудностей, контролируют его действия. В результате ребёнок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы, ему не хватает ощущения, что он значим, ценен.

Основная особенность людей с низкой самооценкой – неуверенность в себе.

Признаки заниженной самооценки:

Неуверенного ребёнка можно узнать по специфическим проявлениям его поведения: Низкая мотивация деятельности, отказ от попыток добиться успеха, притязания на лёгкую работу;

  • Высокий уровень тревожности;
  • Нерешительность в ситуации выбора и негативные ожидания в соревновательных ситуациях;
  • Плохая социальная адаптация, застенчивость, повышенная чувствительность к критике;
  • Отрицательное отношение к школе, педагогам, сверстникам;
  • Неспособность в ряде случаев внять похвале, которая воспринимается с недоверием.

При наличии хотя бы 3-х признаков из 6, можно говорить о заниженной самооценке ребёнка.

С характерными особенностями людей с пониженной самооценкой вы можете ознакомиться в памятке, которую мы вам предоставим.

Памятка

Характерной особенностью людей с заниженной самооценкой является их склонность «копаться в себе», выискивать слабости и «заклиниваться» на них.

Человеку полезно и нужно задумываться над тем, что он есть, видеть свои недостатки. Однако в самокритичности есть мера, при которой она перестаёт быть стимулятором развития и становится преградой для него. Следовательно:

1. Чувство неполноценности снижает эффективность учёбы. Если подросток всё время недоволен собой, постоянно ругает себя, то, естественно, ему не хватает ни сил, ни энергии для разрешения встающих перед ним задач.

2. Если подросток сомневается в собственной значимости, может ли он уважать других? Человек не может любить другого, если не обладает здоровым чувством любви к себе.

3. Низкая самооценка влияет и на выбор друзей. Как ни странно, но обычно выбор падает на людей, которые будут критиковать, осуждать его. Потому что человек с низкой самооценкой видит себя именно таким: ни на что не способным, никому не нужным.

4. Нелюбовь к себе также мешает услышать других людей: свои проблемы занимают человека с низкой самооценкой.

5. Подростки с низкой самооценкой стараются не ставить перед собой труднодостижимых целей, обычно они ограничиваются решением обыденных задач.

Давайте посмотрим другой вариант.

II

В семье недостаточно требований – запретов и обязанностей, а также минимальное количество санкций. Родители стремятся удовлетворить любые потребности ребенка, потакают во всем. Большая часть таких родителей не видят недостатков в воспитании своего ребенка, неправильно оценивают и идеализируют его. Основные причины проявляющихся нарушений заключаются в переоценке родителями собственных воспитательных возможностей и в решении личных проблем за счет ребенка: «Я считаю, что мною не было допущено ни одной ошибки в воспитании моего ребёнка. Я хочу, чтобы мой ребенок ни в чем не нуждался, и я стараюсь строить нашу жизнь так, чтобы соблюдалось это условие. Я буду делать для своего ребенка все, что он хочет до тех пор, пока у меня имеются возможности».

Признаки завышенной самооценки:

  • Стремление занять лидерское положение в группе любыми путями и не всегда приемлемыми способами.
  • Желание во что бы то ни стало заслужить одобрение, похвалу, быть лучше других.
  • Формирование идеализированного образа своей личности и своих возможностей.
  • Высокомерие, некритичность к себе, бестактность.
  • Нежелание признать, что его неудачи – следствие его собственных ошибок, лени, недостатка знаний.
  • Расхождение между высокими притязаниями и реальными возможностями ведёт к неадекватному поведению,возникновению эмоциональных срывов, повышенной тревожности.

Памятка

Для детей с завышенной самооценкой и эгоцентрической позицией характерно стремление занять лидерское положение в группе, причём любыми путями, и делают они это не всегда приемлемыми способами. В результате сверстники, внешне признавая авторитет такого лидерства, тем не менее не любят  лидера и при случае пытаются избежать контактов с ним.

Самоуверенность – это обратная сторона неуверенности, которая также обусловлена неадекватностью развития, завышенной самооценкой, стремлением во что бы то ни стало заслужить одобрение, похвалу, быть лучше других. Это защитная реакция личности, дающая возможность безболезненно переживать внутреннюю тревогу, которая остаётся на уровне подсознания.

  1. На основе неадекватно завышенной самооценки у подростка может возникнуть неверное представление о себе, идеализированный образ своей личности и своих возможностей.
  2. Такие подростки переоценивают свои возможности, результаты своей деятельности, личностные качества, внешность, высокомерны, некритичны к себе, часто бестактны.
  3. Подросток с неадекватно завышенной самооценкой не хочет признать, что его неудачи – следствие его собственных ошибок, лени, недостатка знаний. Всё это сказывается отрицательно на развитии волевых качеств.
  4. Расхождение между высокими притязаниями и реальными возможностями ведёт к неадекватному поведению, возникновению эмоциональных срывов, повышенной тревожности.

Важно помнить – не следует ставить ребёнка в ситуации, снижающие его самооценку, необходимо не снижать их, а подтягивать уровень реальных достижений к самооценке, т.е. создавать те же ситуации успеха, когда мнение о себе будет подкрепляться реальными успехами. Важно научить ребёнка вставать на позицию других людей, принимать и учитывать их точку зрения.

Положительным моментом для развития подростка с повышенной самооценкой является вера в себя, свои силы, успех предпринимаемых дел.

4. Упражнение «Ступеньки»

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку.

Для того чтобы определить уровень самооценки, совсем необязательно обращаться к специалисту. Вот один из способов: у Вас нарисованы колонки ячеек с разными качествами. На верхних ячейках расположены положительные качества. На нижних ячейках расположены отрицательные качества. Чем выше ячейка, тем ярче выражено положительное качество, чем ниже – тем ярче выражено отрицательное. Подумайте, где Ваше место в каждой колонке в данный момент и отметьте эту ячейку.

Ключ к этой методике:

1-4 ступенька – самооценка занижена

5-7 ступенька – самооценка адекватна

8-10 ступенька – самооценка завышена

Если по результатам теста ваш ребенок оказался на одной из 3 верхних ступеней, не торопитесь с выводами. Его оценка может оказаться вполне обоснованной и адекватной.

Если вам кажется, что достижения вашего ребёнка объективны, если ребёнок с уважением относится к окружающим, не смотрит на своих сверстников свысока, то нет причин для волнения. Но если вам кажется, что ребёнок преувеличивает свои заслуги, ставит себя выше своих одноклассников, то следует предоставить ребёнку возможность самостоятельно действовать в тех ситуациях, где исключительность ребёнка необходима для достижения успеха. Синяки и шишки, в которых ребёнок будет винить только себя – это лучшее лекарство от излишней самоуверенности и заносчивости.

Понаблюдайте за своим ребенком. Если его поведение меняется в соответствие со сложившейся ситуацией, если самооценка повышается при успехе и понижается при неудаче, то есть перспектива развития позитивной самооценки.

Памятка

«Что делать, если ребенок видит себя на одной из трёх верхних ступенек?»

Очень важно не поторопиться с выводами.

Задайте уточняющие вопросы, прежде чем бить тревогу. Например, что позволяет тебе «претендовать» на верхние ступеньки? В каких областях ты добился высоких результатов? Есть ли одноклассники, которые лучше тебя? Есть ли у тебя недостатки?

Можно задать множество вопросов, позволяющих выяснить, искренне ли ребенок верит в то, что его достижения дают право занимать высокую позицию, при этом критично оценивая себя, или же его уверенность в собственной исключительности субъективна.

Если ребенок с уважением относится к сверстникам, если его достижения объективны, то нет причин для волнений.

Но если вам кажется, что ребенок преувеличивает свои заслуги, ставит себя выше своих одноклассников, то тогда следует задуматься.

Лучше всего будет дать возможность ребенку убедиться на собственном опыте, что поставленная им оценка несколько завышена.

Признав исключительность ребенка, предоставьте возможность самостоятельно действовать в тех ситуациях, где такая исключительность необходима для достижения успеха. Синяки и шишки, в которых придется винить только себя – лучшее лекарство от излишней самоуверенности и заносчивости.

Если ребёнок поместил себя на одной из трёх нижних ступенек - это тревожный симптом, значит, настало время спросить себя: «когда и за что я последний раз хвалила своего ребёнка?» Очень важно в этом случае не спешить начинать уверять ребёнка, что он самый-самый лучший. Ребёнок вряд ли поверит, так как он укрепился в собственной никчемности, раз расположил себя на нижних ступенях лестницы.

Памятка

«Что делать, если ребенок видит себя на одной из трёх нижних ступенек?»

Похвалите его за искренний ответ. Ведь ребенок продемонстрировал высокую критичность, честность.

Скажите своему ребенку, что вы принимаете его таким, какой он есть, со всеми успехами и неудачами, со всеми странностями.

Принимая мнение ребенка о себе, попытайтесь сосредоточить его внимание на том хорошем, что в нем есть, на тех успехах, которые были. Необходимо быть искренними в беседе с ребенком. Попытайтесь задать ненавязчивые вопросы, ответы на которые подведут ребенка к мысли, что он не так уж ничтожен, как ему кажется. Например, все учителя тебя ругают? А кто ругает меньше других? А может кто-то совсем не ругает? А может, кто-то хвалит? За что? Постарайтесь узнать о каком-то достижении ребенка, о неожиданном качестве, акцентируя на этом его внимание, подчеркивая его значимость.

Отмечайте его достижения, проявляйте заинтересованность к его делам, с уважением относитесь к его мнению. Если ребенок невысокого мнения о себе, тогда он склонен считать, что и другим неинтересны его мысли и занятия. Ведь ребенок очень чутко улавливает малейшие знаки невнимания или пренебрежения. Вы зевнули, когда ребенок рассказывал что-то, с его точки зрения, важное, перебили его или сменили тему – и ребенок безошибочно угадал, интересен он вам или нет.

Вы должны быть готовы к тому, что ребенок будет совершать ошибки, принимать неверные решения, претерпевать неудачи. Ваша задача – научить ребенка делать выводы из ошибок.

Сравнивайте успехи ребенка только с его собственными успехами, а не с результатами других детей. Возможность стать отличником должна завоёвываться в соревновании с самим собой. Нужно донести до ребенка, что гораздо важнее получать удовольствие от процесса учебы, а не от заработанной оценки.

5. Упражнение «Закончи предложение»

Следующее упражнение поможет Вам вспомнить себя в школьные годы и лучше узнать своего ребёнка (дома предложить выполнить упражнение ребенку).

Процедура: упражнение выполняется письменно.

1. Я —…

2.Я умею…

3. Я хочу…

4. Мне хотелось бы быть в идеале…

5. Мне можно…

6. Мне нельзя…

7. Я могу научиться…

8. В классе я…

9. На улице я…

10. Дома я…

11.Когда окончу школу, я…

12. Я могу работать…

13. Я люблю…

14. Я не люблю…

15. Я мечтаю…

16. Я надеюсь…

17. Я верю…

18. На этих уроках я себя чувствую…

По желанию эти записи можно прочитать вслух.

6. Упражнение «Как можно повысить самооценку ребёнка?»

Уважаемые родители, обратите внимание, что ключевым словом в рекомендациях по повышению самооценки ребёнка является слово «помогите».

1. Попросите ребёнка написать все его достоинства и недостатки во внешнем облике, в характере, написать свои способности, таланты. Вы увидите, с какой легкостью Ваш ребенок пишет отрицательные качества и как трудно написать все то хорошее, что в нем есть. Помогите ему вспомнить нужное. Необходимо напомнить ему о своих достоинствах и подросток поймёт, что не так уж плох, как ему кажется.

2. Вторая задача – помочь  ребёнку справиться с недостатками. Попросите его подумать, какими способами он может преодолеть их и что он готов для этого сделать. Помогите ему найти реальные способы и посодействуйте в достижении конечного результата:

3. Постарайтесь изучить все лучшее, что есть в вашем ребёнке. Подумайте, как он может развивать это в себе. Помогите найти ему то дело, которое поможет проявить свои способности.

Повторяйте ребенку, что он не лучше и не хуже других, он такой один, ни на кого не похожий, уникальный. Научите его уважать себя, и он будет уважать других (в первую очередь вас).

Мои достоинства

Мои недостатки

Пути и способы преодоления моих недостатков

Давайте попробуем составить алгоритм поведения родителей, который будет формировать правильную, адекватную самооценку у детей. Поведение ребёнка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем четко и рационально:

  • Родители всегда объясняют мотивы своих требований и запретов и поощряют их обсуждение подростком.
  • В ребёнке ценится не только послушание, но и самостоятельность.
  • Родители устанавливают правила и твёрдо их придерживаются, но не считают себя непогрешимыми.
  • Результаты и достижения ребёнка сравниваются только с его собственными.
  • Родители прислушиваются к мнению ребёнка, но не руководствуются только его желаниями.
  • Стараются принимать ребёнка со всеми его особенностями и недостатками.

Итак, сегодня мы с вами поговорили о самооценке ребенка, о том, что это такое и какой она может быть. Остановились на той роли, которую играет семья в формировании самооценки и уверенности ребёнка в себе. Очень важным моментом нашей встречи является тот алгоритм, который нам удалось с вами разработать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку стать увереннее в себе

Памятка родителям "Как помочь ребенку стать увереннее вс ебе"...

КАК ВЫРАСТИТЬ УВЕРЕННОГО В СЕБЕ РЕБЕНКА

КАК ВЫРАСТИТЬ УВЕРЕННОГО В СЕБЕ РЕБЕНКАСлушайтеПричем делайте это с самых первых дней жизни малыша. Не игнорируйте плач и агуканье, отвечайте на каждую улыбку карапуза. Дальше – больше. Не отмахивайте...

Подготовка и проведение групповых занятий в инклюзивной практике. Формирование социальной среды в ОО, доброжелательной к детям.

Не секрет, что основной формой работы образовательных организаций является групповая работа. Но простое вовлечение детей с аутизмом в групповую деятельность совместно с нормативно-развивающимися сверс...

Занятие с элементами тренинга для вожатых "Развитие уверенности в себе"

Цели:самораскрытие и осознание сильных сторон своей личности, то есть таких качеств, навыков, умений, которые дают чувство внутренней уверенности  и доверия к самому себе;развить умение действова...

Как воспитать в ребенке уверенность в себе

Даны рекомендации по воспитанию уверенности в себе у детей...

Как воспитать ребенка уверенным в себе.

Проект "Родителям о главном"....