Детско-родительская игра "Чтоб пятёрки получать, звуки, буквы надо знать"
учебно-методический материал

Ермакова Светлана Леонидовна

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми необходимо представлять коллектив как единое целое,  как большую семью, которая сплачивает и интересно живёт, если организованна совметсная деятельность педагогв, родителей, детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_na_temu_detsko-roditelskaya_igra_.docx30.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 13 «Солнышко»

города Сафоново Смоленской области

(МБДОУ д/с № 13)

Детско-родительская игра

«Чтоб пятёрки получать,

звуки, буквы надо знать..»

                   

Составила учитель-логопед:

Ермакова С.Л.

Цель: формировать представления родителей о звуко-буквенном анализе и синтезе.

Задачи:

1.        Познакомить родителей с понятием «фонематическая система», её компонентами, основными направлениями её формирования и развития.

2.        Предоставить информацию о способах формирования звуко-буквенного анализа и синтеза в детском саду и дома.

3.        Отрабатывать приёмы по формированию анализа и синтеза на практическом материале.

4.        Показывать уровень сформированности  звуко-буквенного анализа у детей.

Предварительная работа

Анализ литературы по вопросу звукового анализа и синтеза.

Теоретическая часть

Рассказ учителя-логопеда

Проблема готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи существует давно. Исследованием в данной области занимались Л. Е. Журова, Н. В. Нижегородцева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. А. Ткаченко, Г. А. Каше и другие ученые.

Несмотря на то, что большинству дошкольников с общим недоразвитием речи была оказана логопедическая помощь, у некоторых из них все же могут возникнуть трудности при обучении в школе. Таким образом, детей с общим недоразвитием речи относят к группе риска по возможности возникновения у них нарушений чтения и письма. Причинами этих трудностей являются не только нарушения устной речи, но и уровень развития высших психических функций, особенности развития зрительно-моторной координации, пространственных представлений, мелкой моторики, чувства ритма. Раннее начало систематической, целенаправленной работы по преодолению этих нарушений способствует более успешному обучению грамоте.

Г. А. Каше доказала, что своевременное воспитание у старших дошкольников способности к усвоению звукового и морфемного состава слова может предотвратить возникновение нарушений письменной речи.

Р. Е. Левина выдвинула положение о взаимосвязи между нарушениями компонентов речи и отклонениями в формировании ее элементарных предпосылок, возникающих в более раннем возрасте. Связь между общим недоразвитием речи и трудностями при обучении грамоте позволила выделить психические процессы, являющиеся предпосылками успешного овладения грамотой.

Для успешного овладения процессами чтения и письма необходим достаточный уровень сформированности фонематической системы. Она является основой устной и письменной речи. Фонематическая система представляет собой систему фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. В нашем языке такими признаками являются твердость — мягкость, звонкость — глухость, способ образования.

Фонематическая система включает в себя следующие компоненты:

—        фонематическое восприятие;

—        фонематическое представление;

—        фонематический анализ и синтез.

Навыки чтения и письма — это речевые навыки. И навык чтения, и навык письма формируются в неразрывном единстве с другими видами речевой деятельности — с устными высказываниями, со слушанием — слуховым восприятием чужой речи, с внутренней речью. Речевая деятельность человека невозможна и теряет всякий смысл без потребности (мотива); она невозможна без ясного понимания содержания речи говорящим или слушающим.

Таким образом, обучение элементарному чтению и письму (обучение грамоте) и развитие этих умений должно строиться так, чтобы деятельность детей была вызвана мотивами и потребностями, близкими и понятными им.

По словам Р. Д. Триггер, на эффективность обучения детей письму и чтению можно рассчитывать в том случае, если у них сформировано познавательное отношение к речи, осознанное ориентирование в звуковой структуре языка и его словарном составе.

Фонематический слух формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Примерно к трем годам  ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи. Однако развитие фонематического слуха и его совершенствование продолжается и в дошкольном возрасте. Решающим фактором этого процесса является развитие речи в целом в ходе общения с окружающими. Овладение фонематическим слухом предшествует другим формам речевой деятельности — устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.

Как показывают исследования А. Н. Корневой (1995 г.), М. 3. Кудрявцевой (1995 г.), Г. А. Глинна (1996 г.), Т. А. Ткаченко (2000 г.), в среднем у старших дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к обучению грамоте почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении формирования фонематической, фонетической систем, мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации и чувства ритма.

Поэтому обучению грамоте должна предшествовать определенная логопедическая работа, включающая следующие основные направления.

1.        Развитие фонематического восприятия. Учить узнавать неречевые звуки и звуки речи; различать высоту, силу, тембр голоса на материале звуков, слов и фраз. Учить различать слова, близкие по звучанию; дифференцировать фонемы и слоги. Развивать навыки элементарного звукового анализа.

2.        Работа над звукопроизношением. Прежде всего необходимо устранить все недостатки произношения фонем — искажения, замены, отсутствие звука.

3.        Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Учить разделять слова на звуки, из которых оно состоит; выделять любые звуки из состава слова. Учить объединять звуки в слоги, слоги в слова. Уметь определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Придумывать слова на заданный звук или слог.

4.        Развитие навыков элементарного фонетического анализа слова. Различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Согласные: звонкие и глухие, твердые и мягкие.

5.        Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Способствовать развитию мысленного умения разложить целое на составляющие части (предложения — слова — слоги — звуки) или соединить части в целое.

Основными задачами в процессе обучения грамоте являются формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, то есть определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, его основных качественных характеристик.

Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками — один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом — символами. Так, например, красный круг символизирует гласный звук,  синий — твердый согласный, зеленый — мягкий согласный. Символ звука большого размера обозначает твердый согласный, маленького размера — мягкий, перечёркнутый колокольчик — глухой согласный, колокольчик — звонкий. Использование наглядного материала целесообразно на всех этапах работы по изучению звуков речи.

Проводя работу по формированию навыков звуко-буквенного анализа, следует идти от простого к сложному. Так, при первоначальном знакомстве со звуком определяем, какой символ подходит к данному звуку, например гласный — круг разного размера. В дальнейшем такие символы заменяются на круги красного, синего и зеленого цветов. На данном этапе дети учатся находить заданный звук среди других звуков, учатся выделять звук в слогах и словах, определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).

Затем дети учатся анализировать слоги и слова, выкладывая их схемы сначала вместе с педагогом, параллельно обсуждая каждый звук, потом — после устного обсуждения и затем — полностью самостоятельно.

Более успешному выполнению заданий способствует создание различных игровых ситуаций. Например, ребенку предлагается поиграть — помочь распределить товар по трем грузовым кораблям, которые стоят в порту. На каждом корабле изображена звуковая схема — три выстроенных в одну линию квадрата, расположенных вплотную друг к другу. На первом корабле в схеме закрашен (например, зеленым) первый квадрат, на втором — второй и на третьем — последний. Также предлагается набор карточек на заданный звук. Например, если мы отрабатываем умение определять положение мягкого звука [р] в словах, то на карточках будут предметы, в названиях которых заданный звук находится в разных позициях. Ребенок берет картинку, определяет положение мягкого звука [р] в слове (начало, середина или конец) и «грузит» товар на корабль с соответствующей схемой: если звук в начале слова, то в схеме на корабле закрашен первый квадрат, если звук не первый и не последний, т. е. посередине, то на схеме закрашен средний квадрат, если звук в конце слова, то закрашен последний квадрат.

При дифференциации звуков дети не только выделяют предметы, но и группируют их по определенным признакам: твердости — мягкости, глухости — звонкости.

Для работы по дифференциации смешиваемых звуков нами использовались такие упражнения:

—        хлопнуть в ладоши (подуть в дудочку), если услышишь заданный звук;

—        подарить подарки Змее и Насосу (дифференциация звуков [ш]—[с]);

—        подарить подарки Жуку и Змее (дифференциация звуков [ж]—[ш]);

—        собрать бусы из картинок со звуком [з];

—        подарить подарки Тигру и Тигренку (дифференциация звуков [р]—[р’]);

—        собрать грибы со звуком [р’] в корзинку (дифференциация звуков [р]—[р’]);

—        составить букет цветов (дифференциация звуков [л]—[л’]);

—        по сюжетной картине назвать все слова с заданным звуком;

—        придумать слова, начинающиеся на определенный звук.

Для работы по развитию фонематического анализа и синтеза нами использовались разнообразные игры. Например, игра «Первый звук потерялся»: детям предлагались слова, в которых первый звук «потерялся». Дети отгадывали слово, произносили «потерявшийся» звук изолированно. В игре «Отгадай слово» детям на слух предлагались изолированные звуки, произнесенные по порядку. Ребята отгадывали произнесенные таким образом слова.

При знакомстве с графическим обозначением изучаемого звука необходимо связать его фонетический образ со зрительным. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать главное отличие звука от буквы. Звук — это то, что мы слышим, а буквы видим, пишем и читаем. Для достижения данной задачи используются различные варианты заданий.

Помимо общепринятых приемов, детям больше всего нравится изображать буквы из цветного песка, рисовать их на песке пальчиком и палочкой, обводить пальцем буквы, изготовленные из наждачной бумаги или наклеенной на бумагу манной крупы, конструировать из бумаги, проволоки, выкладывать из палочек, ниток, плодов, мозаики.

Кроме того, можно составлять и прочитывать слова из известных «рассыпанных» букв или слогов, дописывать пропущенную букву (игра «Дай таблетку деду Буквоеду»), собирать слово из переставленных или перепутанных букв (игра «Расшифруй слово»), читать слова из начальных букв предложенных предметов (игра «Прочитай по первой букве»), а также слова, в которых одна буква заменялась на другую для изменения фонетического звучания и смысла (кошка — кашка, галка — палка, почка — бочка).

Более сложные задания для детей — кроссворды, ребусы, игры типа «Поле чудес», игра «Счастливый случай», викторины.

При обучении синтезу слогов из букв на занятиях создаются различные игровые ситуации: накормить Карлсона вареньем из двух банок (в одной из них находятся клубнички с согласными, в другой — с гласными буквами), принять участие в цирковом номере, в котором клоун жонглирует желудями и т. п.

При составлении слов из букв дети выполняют различные задания, например выкладывают буквы по возрастанию/убыванию, а затем читают получившееся слово, составляют слова из заданных букв и слогов.

С целью профилактики зеркальности на письме дошкольников учат различению правильно и зеркально написанных букв. Дети отыскивают заданную букву из ряда других букв, в словах и фразах. Вычленяют и обводят правильно написанные буквы, составляют из них слова и предложения, дописывают нужные элементы буквы.

Таким образом, обучение грамоте (письму и чтению) — сложный многоуровневый процесс, состоящий из множества компонентов. Базой для овладения письмом и чтением является достаточная сформированность всех компонентов устной речи: фонематического восприятия, звукопроизношения, лексико-грамматического строя, навыков языкового анализа и синтеза. У детей с общим недоразвитием речи нарушены все компоненты устной речи, что влечет за собой трудности в обучении грамоте. Кроме того, у дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные нарушения пространственных представлений, чувства ритма, координации мышц плечевого пояса, недоразвитие графических навыков, мелкой моторики рук. Поэтому общее состояние готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи ниже возрастной нормы.

Практическая часть

Родители делятся на команды, например: родители детей старшей группы — команда «Звуковички», родители детей подготовительной группы — «Буковки». Входят дети и занимают свои места рядом с родителями.

Учитель-логопед сообщает, что сегодня все отправятся в небольшое путешествие, но перед тем как отправиться в дорогу, нужно собрать чемоданы.

Эстафета «Чемоданчики»

Цель — формировать умение выделять звуки [у] и [с] в начале, середине и конце слова.

Оборудование: 2 комплекта из трех «чемоданов» (можно использовать картинки). На чемоданах изображена звуковая схема слов с условным обозначением звука в начале, середине и конце слова. Один комплект — для гласного звука (звук обозначен красным цветом), второй — для согласного твердого (звук обозначен синим цветом). Наборы картинок для определения звуков [у] и [с] в начале, середине и конце слова — по количеству участников.

Содержание эстафеты. Команды выстраиваются в шеренгу напротив своих чемоданов на противоположном конце зала. Около каждой команды на столике лежат картинки — «вещи», которые следует разложить. По команде участники эстафеты начинают «собирать чемоданы»: берут картинку, определяют позицию заданного звука в слове, бегут к чемодану, кладут картинку рядом с чемоданом с нужной схемой и возвращаются к команде. Далее задание выполняет следующий участник.

При подведении итогов учитываются скорость и качество выполнения задания. Если команды состоят из разного количества участников, каждой команде дается равное количество карточек, и при необходимости один или несколько игроков могут участвовать несколько раз.

Игра «Подружи звуки»

Цель: развивать фонематическое восприятие, учить соединять звуки в слоги и слова.

Оборудование: большой кубик с точками (цифрами) на гранях.

Содержание игры. Одна из команд становится в круг и по команде, пока звучит музыка, начинает передавать кубик по кругу. Как только закончится музыка, логопед называет отдельно два или несколько звуков, которые нужно «подружить», т. е. назвать слог или слово из этих звуков. Например, логопед произносит М, А (для старшей группы) или К, О, Т (для подготовительной), а тот участник, у которого в руках оказался кубик, проговаривает МА (КОТ) и повторяет слог (слово) столько раз, сколько точек на грани кубика. Игра повторяется 4—5 раз, потом играет другая команда.

Здесь учитывается правильность выполнения задания. Количество попыток у каждой команды одинаково.

 Игра «Пишу — читаю» (участвуют только дети).

Для детей старшей группы

Цель: развивать фонематический анализ, учить определять первый звук в словах, уметь писать буквы.

Оборудование: картинки на интерактивной доске, ручка.

Содержание игры. Дети по очереди подходят к доске, определяют первый звук в любом слове и записывают рядом с картинкой нужную букву.

Для детей подготовительной группы

Цель: развивать навыки звукового синтеза, учить составлять из слогов слова.

Оборудование: ручка, картинка на интерактивной доске; на картинке — Карлсон, у которого 2 банки. В первой банке — начальные слоги слов, во второй банке — окончания слов.

Содержание игры. Дети по очереди подходят к доске, читают первый слог и подбирают ему окончание, чтобы получилось слово, затем ручкой проводят линию от первого слога ко второму.

Подводятся итоги игры.

Индивидуальная работа с карточками

Цель: развивать навыки фонематического анализа, учить определять порядок звуков в словах.

Оборудование: красный, зеленый и синий карандаши, карточки — по количеству участников; на карточке картинка и схема слова (количество последовательно выстроенных квадратов соответствует количеству звуков в слове).

Содержание задания. Каждый участник (и родитель, и ребенок) должен определить последовательность звуков в слове и правильно обозначить все звуки нужными цветами. Задание дифференцируется по уровню сложности. Самые маленькие, короткие слова дают детям из старшей группы, самые сложные и «хитрые» слова — родителям.

Подводятся итоги игры.

Эстафета «АП»

Цель — развивать навыки фонематического анализа, учить определять наличие звуков [а] и [п] в словах.

Оборудование: контуры букв А, П на ватмане, наборы картинок, в названиях которых есть звуки [а] и [п], клей-карандаш.

Содержание эстафеты. Команды выстраиваются в шеренгу напротив своих букв на противоположном конце зала. Одна команда собирает букву А, другая — букву П. Около команд на столике лежат картинки, которые следует наклеить. По команде участники эстафеты начинают собирать буквы: берут картинку, определяют наличие заданного звука, бегут к букве, приклеивают картинку на контур буквы и возвращаются обратно. Далее задание выполняет следующий участник.

При подведении итогов учитываются скорость и качество выполнения задания. Если команды состоят из разного количества участников, каждой команде дается равное количество карточек, и при необходимости один или несколько участников могут участвовать несколько раз.

С Подведение итогов, награждение победителей и участников состязаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворд "Это надо знать"

Обществознание, ОЗОЖ  (8-9 классы)...

«Правила движения детям надо знать»

Игра "Правила движения детям надо знать" для 5-х классов....

Чтобы преодолеть опасность, надо знать, чем грозит она и как её преодолеть”

материал для классного часа по теме: чрезвычайные ситуации...

Что надо знать, чтобы книга улыбалась.

Права и обязанности читателя.Памятка для родителей...

Чтобы защищать надо любить, чтобы любить - надо знать

Военно-патриотическое воспитание необходимая составляющая профильного обучения в суворовском военном училище. В Кадетских Корпусах дореволюционной России содержание военно-патриотического воспита...

Конкурс детско-родительских поделок "Живые буквы" в подготовительной группе компенсирующей направленности.

Представленное положение о конкурсе детско-родительских поделок "Живые буквы" рекомендуется учителям-логопедам для проведения аналогичных конкурсов в конце учебного года по итогам коррекционной работы...

Детско-родительский творческий проект "Живые буквы"

Детско-родительский творческий проект "Живые буквы" призван повысить заинтересованность родителей в процессе подготовкки детей к школьному обучению...