Буклет ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ РОДИТЕЛЬ
материал

Особенности поведения детей и подростков, склонных к суициду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_-_chto_dolzhen_znat_kazhdyy_roditel.docx124.57 КБ

Предварительный просмотр:

Суицидальное поведение – это понятие более широкое и помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления. К суицидальным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.

Особенности поведения детей и подростков, склонных к суициду

Суицидом подросток пытается изменить обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти от травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам. Суицидальное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, «которые потом пожалеют», нередко это акт отчаяния. Кроме того, существуют особенности личности, не позволяющие подростку адекватно реагировать на жизненные проблемы и тем самым, при определенном стечении обстоятельств, предрасполагающих к суициду:

– неумение найти способы удовлетворения своих потребностей и желаний;

– отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкая сопротивляемость стрессу;

– общее отрицательное отношение к авторитетам, миру взрослых (недоверие к тем, кто стремится им помочь (близким, врачам, психологам);

– эмоциональная нестабильность (а также неумение ослабить эмоциональное напряжение);

– повышенная внушаемость;

– бескомпромиссность;

– отсутствие жизненного опыта, отсутствие навыков конструктивного решения проблемы.

разговорах просуицидальных высказываний, символов;

– раздражительность, угрюмость, подавленное

настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадежности, отчаяния, чувство одиночества («меня никто не понимает и я никому не нужен»), сложность контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния);

– негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего, потеря перспективы будущего;

– постоянно пониженное настроение, тоскливость. Ребенок считает, что у него ничего не получится, он ни на что не способен. Ребенок подавлен, безразличен, иногда ощущает вину перед окружающими;

– необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение (более безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных детей, и наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых);

– стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;

– снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий;

– символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость;

– попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей.

Выделяют основные мотивы суицидального поведения у детей и

подростков:

1. Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.

2. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность.

3. Переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.

4. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения (в т.ч. связанного с насилием в семье, т.к. зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом).

5. Боязнь позора, насмешек или унижения.

6. Страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка), нежелание извиниться.

7. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.

8. Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.

9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека.

10. Сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов.

Зачастую вышеперечисленные мотивы отягощаются употреблением наркотиков, алкоголя, игровой или интернет-зависимостями.

Чего нельзя делать?

  • не читайте нотации;
  • не игнорируйте человека, его желание получить внимание;
  • не говорите «Разве это проблема?», «Ты живешь лучите других» и т.д.;
  • не спорьте;
  • не предлагайте неоправданных утешений;
  • не смейтесь над подростком.

Что Вы можете сделать?

  • серьезно отнеситесь ко всем угрозам, пусть специалист (психолог, психиатр) решает, насколько они реальны;
  • будьте внимательны к своему ребенку, умейте слушать ребенка;
  • откровенно разговаривайте с ним;
  • не бойтесь прямо спросить о самоубийстве;
  • не оставляйте ребенка один на один с проблемой;
  • предлагайте конструктивные подходы к решению проблемы;
  • вселяйте надежду, что любая ситуация может разрешиться конструктивно;
  • привлеките к оказанию поддержки значимых для ребенка лиц;
  • не бойтесь просить о помощи.

Куда можно обратиться за помощью:

ГБПОУ СПЦ № 2 ул. Советская 4

Педагог-психолог Леонова О.Д.

Телефон доверия для детей и родителей

8-800-2000-122

На что следует обращать внимание в поведении ребенка

– высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется обо мне волноваться», «Хорошо бы заснуть и не проснуться», «Мне нельзя помочь», «Скоро все закончится», в т.ч. шутки, иронические замечания о желании умереть, о бессмысленности жизни;

– фиксация на теме смерти в литературе, живописи, музыке; частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида (например, в Интернете);

C:\Users\Пользователь\Desktop\1556178932576a32982453b7.19998526.jpg

– активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения

суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ);

– сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное); косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, употребление в переписке,

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР № 2»

«Что должен знать

каждый родитель»

C:\Users\Пользователь\Desktop\вектор-семьи-4-2218102.jpg

2020 г.

                             

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Это должен знать каждый"

Совместное с учениками родительское собраниес целью повышени\ социально - правовой компетентности старшеклассников  и их родителей посредством обучения навыкам реализации и защиты своих прав....

Информационный лист для родителей "ЕГЭ- это должен знать каждый!"

Единый государственный экзамен – это форма государственной (итоговой) аттестации, которую проходят выпускники школ Российской Федерации, результаты которой признаются в качестве вступительных испытани...

«ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ РОДИТЕЛЬ! » ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Материал предназначен родителям, содержит логопедические упражнения и рекомендации....

Это должен знать каждый родитель

Этапы формирования и развития речи у детей  с рождения до 6 лет...

Это должен знать каждый родитель

Памятка для родителей о том как вести себя с детьми, для того чтобы они вырасли  успешными в жизни...

Об этом должен знать каждый родитель

Памятка родителям по пожарной безопасности...

Что должен знать каждый родитель?

Памятка для родителей....