Рекомендации родителям, дети которых, поступают в 1 класс.
консультация

Огирева Людмила Валентиновна
Надо помнить, что готовность к школе - это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка. Искусственно форсировать готовность нельзя. Однако, можно помогать ребенку "дозреть" до школьной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям, дети которых, поступают в 1 класс

Когда говорят о готовности детей к обучению, имеют в виду 3 основных компонента:

1.  физическая готовность

2.  педагогическая готовность,

3.  психологическая готовность.

1. Физическая готовность - это

-   физическое созревание организма;

-   устойчивость к нагрузкам;

-   гибкость в адаптации к новому режиму.  

Крепкое здоровье - это основа для будущих школьников. Долгое «сидение» приводит к искривлению позвоночника, дефектам зрения. Поэтому грудные зажимы у детей снимут игры - спортивные и подвижные. Полезно играть в игру «Липучки», бросание в цель, заниматься спортом (теннисом).

Учителя начальных классов отмечают, что проблему в обучении представляет неготовность руки к письму. Исследования профессора Кольцовой показали, что речевая деятельность развивается от импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому полезно детям:

1)   делать массаж пальцев рук;

2)   играть в «Конструктор», «Мозаику»;

3)   вырезать из бумаги;

4)   лепить;

5)   вязать;

6)   «перебирать» игрушки с горошками внутри;

7)   заниматься музыкой.

2. Педагогическая готовность - это

элементарные вводные навыки по чтению, письму, математике, окружающему миру. Поэтому полезно:

1) больше читать детям. Познакомьте их с классикой детской литературы.

2) дети должны уметь пересказывать текст, правильно передавать

 последовательность событий.

3)  если у ребёнка «зеркальное письмо», не пугайтесь. Нужно закреплять

 образ буквы, т.е. лепить букву из пластилина, раскрашивать её. Составлять из палочек.

3. Психологическая готовность - это готовность психических процессов (развитие памяти, мышления, внимания). Упражнения для развития памяти:

1)    Учите с детьми стихи.

2)   Игры «Летает — не летает», «Что изменилось?», «Найди отличие» и др.

3)   Тест - игра «10 слов».  Вы предлагаете ребёнку  10 слов и просите повторить их сразу, через 1 минуту, через 40 минут. Ребёнок должен Вам сказать не менее 7 слов из 10.

4) Упражнения для развития мышления:

1)  «Составь картинку» - из разрезных картинок (пазлы).

2)   Отгадывание загадок.

3)   Составь, придумай рассказ:

-    из крана на кухне полился апельсиновый сок;

-    ты стал маленький, как муравей и т.д.

4)   Игра «Что из чего сделано?»

5)   «Что лишнее?» (например, заяц, белка, верблюд, павлин, лиса).

6)   Определение количественных и качественных соотношений предметов

 (слева — справа, уже - шире, больше - меньше, ближе - дальше, младше -

 старше).

Для Вашего малыша важен интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. Ваше положительное отношение к школе поможет ребёнку адаптироваться в школе быстрее. Поэтому беседы о школе, о правилах поведения в школе необходимы Вашему ребёнку. Поговорите с ребёнком о Вашем детстве, вспомните поучительные и весёлые случаи из Вашей школьной жизни. Поиграйте с ребёнком в школу (минут по 14-20). Это снимет тревогу у ребёнка. Научите Вашего ребёнка правильно оценивать себя. Если у ребёнка много неудач, то помогите справиться с ними и покажите новые пути исправления ошибок.

Включайте ребёнка в трудовую деятельность, научите ухаживать за своими вещами, не разбрасывать их, содержать их в порядке, следить за своим рабочим местом. Таким образом Вы воспитываете чувство ответственности. Это качество необходимо, чтобы Ваш ребёнок школьные обязанности воспринимал с достоинством.

Учите детей общаться, формируйте у них положительное отношение к окружающим людям, к миру, к себе.

Цель у нас с Вами одна - благополучие наших детей.

Итак, как готовить ребенка к школе?

К поступлению в школу ребенок должен иметь навыки самообслуживания - причесаться, самостоятельно одеться-раздеться, оправиться, подготовиться к уроку, уметь попросить помощи взрослого в случае необходимости. Кроме того, обязательными являются знания личного характера - имя, фамилия, возраст, домашний адрес (город, улица, дом, квартира), имя и профессия папы, мамы. Ребенок должен иметь понятия о временах года, времени суток (день, вечер, утро, ночь), днях недели, домашних и диких животных. Кроме всего прочего ребенок должен понимать, зачем нужно ходить в школу, зачем нужно учиться.

Особое внимание следует уделить развитию памяти, внимания и логического мышления ребенка. Например, из названных 10 слов, он должен повторить через некоторое время как можно больше (от 6 до 10), можно в другой последовательности или суметь повторить по клеточкам рисунок, обобщить предметы по их признакам, собрать пазлы, рассказать стихотворение наизусть.

Сегодня существует огромный ассортимент литературы для родителей дошкольников - прописи, тетради, учебники. Однако, не стоит торопить события и учить ребенка всему и сразу. Во-первых, не учите ребенка читать и писать самостоятельно. Конечно, такие умения приветствуются школьными преподавателями, однако, научив ребенка читать или писать неправильно, вам и его будущим преподавателям будет очень трудно его переучить. И в то время, когда его менее умеющие одноклассники будут шагать вперед, ваш ребенок будет стоять на месте в своем развитии. Достаточно будет выучить с ребенком буквы, научить его складывать слоги, остальное доверьте профессионалам. Советуем родителям больше уделять внимание развитию памяти, моторики, внимания.

Вот несколько примеров для занятий с ребенком-дошкольником:

  • Учите стихотворения наизусть и просите повторить их через некоторое время (неделю, месяц).
  • Во время прогулки обратите внимание ребенка на количество машин во дворе или голубей возле скамейки. А через несколько часов спросите, сколько их было. Это позволяет развивать память и внимание.
  • Назовите ребенку несколько слов и через 10-15 минут попросите их повторить. Начинать можно с 5-6 слов, постепенно увеличивая их количество.
  • Покажите ребенку несколько картинок или предметов, затем попросите его отвернуться и уберите какой-нибудь из них или замените. Ребенок должен назвать недостающий предмет.
  • Разложите на столе несколько одинаковых по значению предметов или картинок одного рода (овощи, фрукты, животные и т.д.) и добавьте к ним один (одну), не относящуюся к ним. Ребенок должен назвать лишний предмет (картинку) и сказать, почему он так считает.
  • Займите ребенка творчеством - вырезать из бумаги и картона, лепить из пластилина, собирать пазлы, бусы из бисера или крупных бусин - это хорошо развивает мелкую моторику ребенка.

Надо помнить, что готовность к школе - это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка. Искусственно форсировать готовность нельзя, как нельзя форсировать рост зубов. Однако, как существуют специальные витамины, способствующие росту зубов, их укреплению, так же можно помогать ребенку "дозреть" до школьной жизни.

В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь. Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца. Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) - читать ребенку книги.

Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Чтение нельзя подменить прослушиванием кассет или телевизором. (Телевизора вообще лучше поменьше, особенно "взрослого".) "Книжных" родителей нужно предупредить, чтобы они не торопились читать детям пяти-шести лет все, что сами любили в детстве. В этом возрасте хорошо читать малышам волшебные сказки разных народов. Авторские сказки лучше приберечь на тот момент, когда ребенок начнет читать сам. Родители должны поощрять все занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепку, конструирование. Существует огромный пласт литературы в помощь родителям будущих первоклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дисграфия и дислексия: что нужно знать родителям, дети которых с трудом пишут и читают.

ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ДЕТИ КОТОРЫХ С ТРУДОМ ПИШУТ И ЧИТАЮТСтатья содержит полезный материал для родителей. В ней рассказывается о том, что такое дисграфия и дислексия....

Памятка для родителей, дети которых готовятся сдавать ЕГЭ

Памятка посвещена родителям инфантильных детей, большой части учащихся, проявляющих в большей или меньшей степени несамостоятельность....

Рекомендации родителям, дети которых сдают ЕГЭ

Представлены общие короткие рекомендации родителям по созданию благоприятного микроклимата для детей, во время подготовки к сдаче ЕГЭ....

Полезные советы родителям, дети которых испытывают страх

Если ребенок испытывает страх... ему можно помочь......

Рекомендации логопеда на летний период родителям детей, которые посещали логопедическую группу.

В логопедической работе есть свои сложности. Одна из них : как не растерять поставленные звуки в речи, когда ребёнок уходит из-под контроля логопеда. Как закрепить родителям знания, полученные в детск...

Рекомендации для родителей, дети которых выбирают будущую профессию.

Пройдет совсем немного времени, и вашему ребенку придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог – именно стол...

Рекомендации родителям детей, поведение которых не отвечает общепринятым правилам

Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы. Принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а прос...