Процесс обучения пению детей с ОВЗ
статья

Процесс обучения пению детей с ОВЗ.

Процесс обучения пению ребенка с ОВЗ длителен и сложен, поскольку требует интенсивной мыслительной активности и интеллектуального напряжения, но в результате формируется вокальная и исполнительская культура, умение прислушиваться к инструментальному сопровождению, одновременно осуществляется коррекция имеющихся отклонений в развитии. Пение развивает у детей вокальный слух, умение различать высоту звуков, их длительность, ритм, ладовое чувство, умение определять правильное и неправильное исполнение, слушать себя во время пения и слышать других, приобщает к исполнительской деятельности, развивает художественно-эстетический вкус. В процессе ознакомления и исполнения песен, дети учатся различать добро и зло, уважать труд людей, бережно относиться к окружающей природе и животным, с любовью и уважением общаться с близкими людьми, умению сопереживать и поддерживать других людей. Процесс хорового пения объединяет детей, создает условия для эмоционального позитивного общения, воспитывает культуру поведения, развивает коммуникативные и креативные способности, закрепляет интерес к музыке, развивает музыкальные способности. Учитывая особенности развития и восприятия детей с ОВЗ, нужно подбирать соответственный этому песенный материал, который должен выполнять не только этическую, нравственную и эстетическую функцию, но и способствовать умственному, физическому и творческому развитию, используя при этом игровые моменты для развития и поддержания интереса к музыкальной деятельности. Для этого исполняются песенки-потешки, попевки, народные прибаутки, скороговорки, игры «в имена», «вопрос-ответ», пение с аккомпанементом и без него. Например, песенки-попевки: «Приди, солнышко», «Зайка», «Ладушки», «Петушок», «Сорока», «Две тетери», «Дождик», «Часики», «Птичка», «Во поле береза», «Как у наших у ворот» и другие. Особый интерес, в связи с этим, представляют пальчиковые игры, которые способствуют естественной связи между движениями рук и произношением слов. Исследователи, занимающиеся изучением механизма речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Пальчиковые игры интересны тем, что представляют собой театр, где актерами являются пальцы и доступность в исполнении. Учитывая все перечисленное, можно отметить, что пальчиковые игры: развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность; «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений); повышают общий уровень организации мышления. Например, пальчиковые игры: «Осень», «Капельки», «Капуста», «Мошка», «Веселые ежата», «Мышки-шалунишки», «Лягушата», «Помощники», «Очень вкусно», «Ежик», «Обезьянки», «Цветок» и другие. Для работы над мелкой моторикой рук, прежде всего, используются готовые игрушки с наполнителем «Су-джок», шары Здоровья, орехи рудакша, а также упражнения пальчиковой гимнастики. Особенно детям нравятся игровые упражнения сшарами «Су-джок» и надевание пружинок поочередно на каждый палец обеих рук. Эти упражнения очень направлены на развитие ладоней рук и пальчиков, что, по мнению психологов, улучшает память, внимание, воображение, координацию, а также мелкую моторику рук и мозговую деятельность. Эффективны в работе упражнения на координацию речи идвижений: ритмодекламация, логопедическая ритмика, музыкально-подвижные игры. Речь, музыка, движения между собой очень взаимосвязаны и дополняют друг друга. Благодаря этим компонентам активно укрепляется речевой и мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные и детская мимика. Все это вместе взятое повышает интерес детей к занятиям, пробуждает их фантазию. Ритмодекламация — чтение стихов на фоне ритмического или музыкального сопровождения. Отстранение от пения здесь связано с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребенка говорить) и направлено на развитие речевого и музыкального слуха. Специально подобранные четверостишия помогают детям почувствовать ритм. Применение ритмодекламации помогает формированию естественного звучания голоса, выработки речевого дыхания, выразительности исполнения. Например, стихи: А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского, Б. Заходера, русские народные потешки и прибаутки и т. д. Логопедическая ритмика — сочетание слова с движением или пением, способствующим нормализации речи. Способствует развитию речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи, правильного дыхания, слухового внимания, мимики, двигательных умений и навыков. Применяя на занятиях логопедическую ритмику, дети учатся соотносить свои движения с определенным темпом и ритмом, а музыкальное сопровождение развивает слух, музыкальную память. Например, такие игры: «Листочки», «Солнышко и тучка», «Кто скорей возьмет грибок», «Воробьи, воробушки», «Игра в снежки», «Мартышки» и другие. Особое внимание стоит уделить обучению игре на детских музыкальных инструментах, оценивая большую значимость этого вида музыкальной деятельности. Использование детских музыкальных инструментов на занятиях способствует решению следующих коррекционных задач: развитие внимания, памяти, чувства ритма, которые важны для совместного вступления и исполнения; формирование координации движений при игре на ложках, бубне, барабане, погремушке, маракасе, треугольнике и т. д.; развитие мелкой моторики при игре на треугольнике, колокольчиках и т. д.; развитие музыкально-ритмического чувства; формирование навыков коллективной деятельности. Например: русские народные песенки, потешки, детские песенки, небольшие пьесы, марши и т. д. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь в активное освоение окружающего мира, помочь овладеть способами познания связей между предметами и явлениями помогает игра. Включение игровых приемов имеет особое значение, так как игра является основной формой деятельности детей. В играх развивается внимание, память, наблюдательность, воображение, творческие способности, закрепляются навыки движений, которые становятся более точными и координированными, дети приучаются ориентироваться в пространстве, сотрудничать, снижается психоэмоциональное напряжение. Ребенок нуждается в радости. Его пребывание на занятиях нужно сделать интересным, вызывающим возвышенные чувства. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными — это мертвый груз. Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми, является игротерапия. «Учить, играя!» — такой вывод был сделан в результате напряженных поисков и размышлений наших замечательных педагогов и психологов. Использование игровых приёмов во время занятия способствует поддержанию интереса, удерживает внимание ребенка. Каждый день учить светло, радостно, без принуждения и надрыва. Все мы родом из детства, но как часто мы не понимаем детей и требуем от них взрослого поведения. 4Проявляя настойчивость, необходимо создавать интерес к деятельности, в процессе которой можно формировать желание учиться. Важно помнить, что учебная деятельность должна увлекать ребят, приносить радость, давать удовлетворение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 654.doc23 КБ

Предварительный просмотр:

Процесс обучения пению детей с ОВЗ.

Процесс обучения пению ребенка с ОВЗ длителен и сложен, поскольку требует интенсивной мыслительной активности и интеллектуального напряжения, но в результате формируется вокальная и исполнительская культура, умение прислушиваться к инструментальному сопровождению, одновременно осуществляется коррекция имеющихся отклонений в развитии. Пение развивает у детей вокальный слух, умение различать высоту звуков, их длительность, ритм, ладовое чувство, умение определять правильное и неправильное исполнение, слушать себя во время пения и слышать других, приобщает к исполнительской деятельности, развивает художественно-эстетический вкус. В процессе ознакомления и исполнения песен, дети учатся различать добро и зло, уважать труд людей, бережно относиться к окружающей природе и животным, с любовью и уважением общаться с близкими людьми, умению сопереживать и поддерживать других людей. Процесс хорового пения объединяет детей, создает условия для эмоционального позитивного общения, воспитывает культуру поведения, развивает коммуникативные и креативные способности, закрепляет интерес к музыке, развивает музыкальные способности. Учитывая особенности развития и восприятия детей с ОВЗ, нужно подбирать соответственный этому песенный материал, который должен выполнять не только этическую, нравственную и эстетическую функцию, но и способствовать умственному, физическому и творческому развитию, используя при этом игровые моменты для развития и поддержания интереса к музыкальной деятельности. Для этого исполняются песенки-потешки, попевки, народные прибаутки, скороговорки, игры «в имена», «вопрос-ответ», пение с аккомпанементом и без него. Например, песенки-попевки: «Приди, солнышко», «Зайка», «Ладушки», «Петушок», «Сорока», «Две тетери», «Дождик», «Часики», «Птичка», «Во поле береза», «Как у наших у ворот» и другие. Особый интерес, в связи с этим, представляют пальчиковые игры, которые способствуют естественной связи между движениями рук и произношением слов. Исследователи, занимающиеся изучением механизма речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Пальчиковые игры интересны тем, что представляют собой театр, где актерами являются пальцы и доступность в исполнении. Учитывая все перечисленное, можно отметить, что пальчиковые игры: развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;  «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений); повышают общий уровень организации мышления. Например, пальчиковые игры: «Осень», «Капельки», «Капуста», «Мошка», «Веселые ежата», «Мышки-шалунишки», «Лягушата», «Помощники», «Очень вкусно», «Ежик», «Обезьянки», «Цветок» и другие. Для работы над мелкой моторикой рук, прежде всего, используются готовые игрушки с наполнителем «Су-джок», шары Здоровья, орехи рудакша, а также упражнения пальчиковой гимнастики. Особенно детям нравятся игровые упражнения сшарами «Су-джок» и надевание пружинок поочередно на каждый палец обеих рук. Эти упражнения очень направлены на развитие ладоней рук и пальчиков, что, по мнению психологов, улучшает память, внимание, воображение, координацию, а также мелкую моторику рук и мозговую деятельность. Эффективны в работе упражнения на координацию речи идвижений: ритмодекламация, логопедическая ритмика, музыкально-подвижные игры. Речь, музыка, движения между собой очень взаимосвязаны и дополняют друг друга. Благодаря этим компонентам активно укрепляется речевой и мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные и детская мимика. Все это вместе взятое повышает интерес детей к занятиям, пробуждает их фантазию. Ритмодекламация — чтение стихов на фоне ритмического или музыкального сопровождения. Отстранение от пения здесь связано с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребенка говорить) и направлено на развитие речевого и музыкального слуха. Специально подобранные четверостишия помогают детям почувствовать ритм. Применение ритмодекламации помогает формированию естественного звучания голоса, выработки речевого дыхания, выразительности исполнения. Например, стихи: А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского, Б. Заходера, русские народные потешки и прибаутки и т. д. Логопедическая ритмика — сочетание слова с движением или пением, способствующим нормализации речи. Способствует развитию речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи, правильного дыхания, слухового внимания, мимики, двигательных умений и навыков. Применяя на занятиях логопедическую ритмику, дети учатся соотносить свои движения с определенным темпом и ритмом, а музыкальное сопровождение развивает слух, музыкальную память. Например, такие игры: «Листочки», «Солнышко и тучка», «Кто скорей возьмет грибок», «Воробьи, воробушки», «Игра в снежки», «Мартышки» и другие. Особое внимание стоит уделить обучению игре на детских музыкальных инструментах, оценивая большую значимость этого вида музыкальной деятельности. Использование детских музыкальных инструментов на занятиях способствует решению следующих коррекционных задач: развитие внимания, памяти, чувства ритма, которые важны для совместного вступления и исполнения; формирование координации движений при игре на ложках, бубне, барабане, погремушке, маракасе, треугольнике и т. д.; развитие мелкой моторики при игре на треугольнике, колокольчиках и т. д.; развитие музыкально-ритмического чувства;  формирование навыков коллективной деятельности. Например: русские народные песенки, потешки, детские песенки, небольшие пьесы, марши и т. д. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь в активное освоение окружающего мира, помочь овладеть способами познания связей между предметами и явлениями помогает игра. Включение игровых приемов имеет особое значение, так как игра является основной формой деятельности детей. В играх развивается внимание, память, наблюдательность, воображение, творческие способности, закрепляются навыки движений, которые становятся более точными и координированными, дети приучаются ориентироваться в пространстве, сотрудничать, снижается психоэмоциональное напряжение. Ребенок нуждается в радости. Его пребывание на занятиях нужно сделать интересным, вызывающим возвышенные чувства. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными — это мертвый груз. Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми, является игротерапия. «Учить, играя!» — такой вывод был сделан в результате напряженных поисков и размышлений наших замечательных педагогов и психологов. Использование игровых приёмов во время занятия способствует поддержанию интереса, удерживает внимание ребенка. Каждый день учить светло, радостно, без принуждения и надрыва. Все мы родом из детства, но как часто мы не понимаем детей и требуем от них взрослого поведения. 4Проявляя настойчивость, необходимо создавать интерес к деятельности, в процессе которой можно формировать желание учиться. Важно помнить, что учебная деятельность должна увлекать ребят, приносить радость, давать удовлетворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мелодекламация или пение? Особенности обучения пению детей с нарушенным слухом (из опыта работы в интернате для слабослышащих детей).

В работе дано обоснование возможности и необходимости обучения пению дтей с нарушенным слухом. Описаны методы и приёмы работы над звуковысотным слухом,  координацией между слухом и голосом в опоре на ...

Проблема соотношения словесного и жестового языков в процессе обучения глухих детей по методу "билингвистический подход".

В статье представлены некоторые принципы преподавания по системе "Билингвистический подход".Анализируется соотношение жестового и словесных языков при преподавании по этому методу на разных уроках и и...

Использование элементов логоритмики при обучении пению детей 5-7 лет.

Использование элементов логоритмики при обучении пению детей 5-7 лет....

Формирование музыкального слуха в процессе обучения детей пению.

Формирование музыкального слуха в процессе обучения детей пению. Музыкальный слух – способность воспринимать ладовые и звуковысотные соотношения. Он формируется в процессе музыкальной деятельност...

"Роль музыкально-игровой деятельности в процессе обучения детей пению дошкольного возраста"

Музыкально-игровая деятельность является не маловажной формой  организации детей дошкольного возраста на занятиях музыки....

Использование современных педагогических информационно -коммуникационных технологий в процессе обучения истории детей с ограниченными возможностями здоровья

В  докладе  рассматриваются возможности  применения ИКТ в образовательной и  воспитательной работе на базе коррекционной школы . Особенности применения ИКТ технологий, на примере ...

Статья "Алгоритмизация процесса обучения математике детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.

Алгоритмы являются неотъемлемой составляющей деятельности людей в различных областях науки. Понимание языковых и алгоритмических аспектов общения -  необходимый элемент культуры современного чело...