Выступление на тему: Воспитание патриотических чувст ребенка занятиями музыкой
статья

Борисова Ирина Анатольевна

Статья выступления на районном семинаре педагогов ДО

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Воспитание патриотических чувств

через привитие любви к родному краю на музыкальных занятиях.

В словаре С.И. Ожегова патриотизм трактуется как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». У Н.А. Некрасова: «Любовь к Отечеству заключается, прежде всего, в глубоком, страстном и небесплодном желании ему добра и просвещения, в готовности нести ему на алтарь достояние и самую жизнь». Сравнивая эти два определения,  мы видим общее слово – любовь и понимаем, что говоря о патриотизме следует говорить о чувстве,  чувстве любви.

Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, школе, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Патриотизм выражается в чувстве любви к своей Родине, родной природе, родному языку, национальной культуре, чувстве национальной гордости, достоинства, долга и чести.

 Патриотические чувства возникают тогда, когда человек в своих делах и поступках начинает исходить из общественных требований, которые стали для него принципами личной жизни. И в этом случае нравственная норма «отдай все силы на благо Родине» принимается не как что-то внешнее, навязанное силой, а как личное требование к самому себе и окружающим; это требование, носящее характер убеждения, побуждает человека к определенному отношению к действию.

Подросткам и юношам свойственны поиски в художественном образе идеала прекрасного, героя для подражания. Искусство исподволь вовлекает молодого человека в нравственные коллизии, оставляя за ним право выбора и оценки. Жизненный опыт старшего школьника уже позволяет ему сопоставить художественный образ с собой, со своей позицией. Возникает сознательный диалог между автором произведения искусства и человеком, сопоставление творческой оценки реальности с мироощущением юноши. Стихи, песни, спектакли, живописные полотна, кинофильмы, посвященные Родине, Отечеству, родному краю, способны вызвать светлую радость, восторг, восхищение, глубокое чувство любви к ее красоте и величию. Через произведения литературы и искусства молодые люди как бы лично соприкасаются с событиями прошлого, участвуют в боях за свободу Родины, становятся сопричастными культурным и научным достижениям своих соотечественников. Тем самым они компенсируют недостаточность своего жизненного опыта, расширяют исторический кругозор, вырабатывают чувство ответственности за то, что завоевано прежними поколениями

Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Необходимо помочь ребенку открыть то чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с историей своей Родины, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота,  готовым встать на защиту Родины.

“Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни” говорил замечательный актер Е.Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. А впечатление это и есть то, что может остаться с человеком после встречи с произведением искусства, в том числе и музыкального искусства

 Музыка является могучим средством, вызывающим эмоцию, чувство,  способствующее мобилизации духовных и физических сил человека. Музыка воздействует на человека на подсознательном уровне активно и мощно.

    Величайшая роль песен, созданных во времена различных воин. Они складывались обо всем, что происходило на фронте и в тылу, что согревало душу, призывало к подвигу. В них говорилось о патриотизме, о солдатской службе, о любви. Песня поддерживала в трудные минуты, приносила утешение, она была необходима человеку как воздух, с ней человеческое сердце не черствело. С первого класса и до старшей школы есть много поводов и возможностей петь на уроках музыки военные песни, которые формируют в детях сочувствие, сопереживание своим соотечественникам, позволяют проецировать  огромную палитру чувств и эмоций людей той страшной поры на себя, вызывают жалость, любовь к предкам, а значит и к Родине. Мы поем такие песни к памятным датам Начала блокады Ленинграда, к Дню прорыва блокады Ленинграда, Дню полного освобождения от блокады, Дню Защитника Отечества, Дню Победы.  Вот лишь некоторые из песен, что не оставят равнодушными ни одного ребенка, отпечатаются глубоким переживанием и любовью к их героям в сердце каждого  исполнителя:

Тёмная ночь. Н.Богословский, сл.В.Агатов.

Случайный вальс. М. Фрадкин, сл. В.Долматовский.

В землянке. К.Листов, сл. А.Сурков.

Катюша. М.Блантер, сл.М.Жарковский.

Священная война. А.Александров, сл. В.Лебедев-кумач.

Жди меня. М.Блантер, сл.К.Симонов.

В лесу прифронтовом. М.Блантер, сл. М.Исаковский.

Огонек. Муз. народная, сл. М.Исаковский.

Синий платочек. Е.Питерсбурский, сл.Я.Галицкий…

Без лишних слов о патриотизме, патриотизм зародится в душе каждого исполнителя после погружения в эти музыкальные произведения.

Есть в программе по музыке множество произведений других жанров, которые и музыкой, и словами, и самим примером творчества композитора могут воспитывать в ребенке, подростке патриота, если относится к подготовке такого урока очень серьезно, обдуманно и творчески. Уже в третьем классе слушание о кантов, сочинявшихся в 18 веке во Славу побед русского оружия оставляет в душе младшего школьника торжество, гордость и любовь к отважным защитникам. Знакомясь с операми «Иван Сусанин» М.И. Глинки, «Князь Игорь» А.П. Бородина дети могут переживать вместе с героями чувства отваги, скорби, любви,  долга… Сочувствовать героям, жалеть, а значит любить и осознавать за что любят, уважают одних и презирают других. Эти произведения дают нам возможность рассуждать и размышлять над вопросами патриотизма, жертвенности во имя Родины, которая есть   - село, дом, жена, дети, страна…

Еще множество тем – «Всю жизнь несу Родину в душе», «Звать через прошлое к настоящему», «О подвигах, о доблести, о славе» и другие, дают учителю музыки огромные возможности для эмоционального воздействия на ребенка, которое явит в нем патриотические чувства или попросту говоря любовь и гордость за свой край, природу, семью, народ… Только прикасаясь к каждой из перечисленных тем учитель должен ставить правильную цель и определить пути ее достижения. Все в наших руках!

http://todms.ru/images/stories/dokumenty/obrazovanie/metodraboty/02.pdf

https://urok.1sept.ru/articles/624969


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему « Роль поискового отряда в изучении страниц Сталинградской битвы и патриотическом воспитании молодежи»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из задач  современной школы.Координирующим центром этой деятельности является школьный музей, основным направлением которого стало военно-...

Выступление на тему " Героико-патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

О проблеме героико-патриотического воспитания учащихся среднего звена.Воспитание патриотизма у  школьников-одна из главных задач нашего дня. ...

Выступление на семинаре по теме "Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках информатики"

В статье рассматриваются формы и методы работы по формированию гражданско-патриотического сознания учащихся...

Выступление на тему Воспитание интереса у учащихся к урокам башкирского языка

Воспитание интереса у учащихся к урокам башкирского языка...

Доклад по теме: «Воспитание патриотических качеств личности через реализацию авторской программы внеурочной деятельности «Земля Самарская» для учащихся 5-9 классов»

1.1 Актуальность.Особенности реализации политики в области патриотического  воспитания заключаются в том, что Россия находится в состоянии, когда одни ценности, являющиеся базовыми для ...

Выступление на тему:" Воспитание гражданственности и патриотизма у обучающихся с ОВЗ"

Гражданско-патриотическое воспитание- это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание ч...