Развитие логического мышления детей дошкольного возраста
консультация

Достаточное количество заданий и упражнений по развитию логического мышления,  приведенное в консультации, поможет родителям лучше подготовить ребенка к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_o_razvitii_logichekogo_myshleniya.docx37.67 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Как развить логическое мышление детей дошкольного возраста?

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, рассуждений.

Выделяют три вида мышления:

  • Наглядно-действенное. Познание происходит с помощью манипулирования предметами, игрушками.
  • Наглядно-образное. Познание происходит с помощью представления предметов, явлений.
  • Словесно-логическое. Познание с помощью понятий, слов, рассуждений.

Логика-это рассуждение. Логическое мышление-способность рассуждать. А как развить логическое мышление, что для этого нужно? Для дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Именно игры способны увлечь ребенка и добиться успеха.

А сейчас я предлагаю поиграть. Я читаю стихотворение, а вы в соответствии с   текстом выкладываете палочки.

Мы 6 палочек возьмем, и построим новый дом.

Если 2 переложить, в доме том не смогут жить.

Он уже не дом, а флаг. Кто сумеет сделать так?

Захотелось покопать - надо палочку убрать и переложить другую. Так лопатку получу я. А у вас она готова?

Передвинем палку снова, а внизу одну возьмем и в коробку уберем. Вышел стульчик. Отдыхайте!

Сколько палочек? Считайте! Их четыре! Ножки вы раздвиньте шире,

Спинку надо положить - будет стул столом служить!

Занятия на развитие логики принесут свои плоды в школе. Ребенок будет намного быстрее схватывать материал, поэтому и учеба окажется приятным и захватывающим процессом.

Что же такое логические игры? Как в них играть?

1.Самым доступным материалом являются счетные палочки. С помощь их ребенок будет лучше ориентироваться в пространстве, логически мыслить

2.Словесные задачки или задачки для ума.

Предлагаю вам подумать и дать правильный ответ.

  • Сколько конфет лежит в пустой вазе?
  • Коля шел в лес. Ему навстречу попались 3 охотника. У каждого их них было по ружью. В каждом ружье по два патрона. Сколько человек шло в лес?
  • Марина и Таня пили разные соки яблочный и виноградный. Марина не пила яблонный сок. Какой сок пила Таня?
  • Сок можно есть ложкой. (Да, если он замороженный)
  • Мороженое можно выпить. (Да, если оно растает)
  • Снег бывает только зимой. (Он бывает весной и осенью, а в некоторых местах он лежит и летом, и зимой — например, на полюсах)
  • По воде можно ходить. (Да, если она замерзнет)
  • Все птицы летают. (Не все, есть птицы, которые не летают, например: курица, индюк, страус, киви, пингвин)
  • Стоят два барана. Один смотрит налево, другой направо. Видят ли они друг друга?
  • На сосне растет 5 яблок. Одно яблоко упало. Сколько яблок осталось расти на сосне?

3.Загадки

(загадка-это краткое описание предмета или явления, заключающее в себе замысловатую задачу).

  • Три брата бегут по одной дорожке:1 впереди,2 позади. Эти двое бегут, но переднего догнать не могут. (велосипед)
  • 4 крыла, а не бабочка. Крыльями машет, а не с места. (ветряная мельница)
  • 5 братьев: годами равные, а ростом разные.(пальцы)

Научить детей отгадывать загадки, значит,  - надо наблюдать выделять признаки предметов, сравнивать и анализировать.

4.Логические игры.

        ИГРА «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ» Эта игра развивает способность к обобщению и абстрактному мышлению. Вы называете группы слов, объединенных по общему признаку, и просите ребенка назвать их одним словом.

Примеры заданий:

  • Дом, сарай, хижина, небоскреб» (здание);
  • Брат, сестра, бабушка, тетя, папа» (родственники) ;
  • Карандаш, тетрадь, бумага, ручка, альбом для рисования» (канцтовары);
  • Поезд, велосипед, самолет, автомобиль, корабль» (транспорт);
  • Игорь, Сергей, Иван, Кирилл» (мужские имена);
  • Вишня, клубника, смородина, крыжовник, арбуз» (ягоды);
  • Стол, кровать, шкаф, стул, кресло» (мебель).

        ИГРА «АССОЦИАЦИЯ».

У каждого человека с раннего детства формируются свои ассоциативные представления о предметах и явлениях. Это своеобразный ключ к пониманию типа мышления. В этой игре дети учатся разграничивать понятия существенных и второстепенных признаков предмета.

Объясните ребенку задание следующим образом: «Сначала я скажу одно слово. Оно будет главным. Потом прочитаю еще ряд других, которые относятся к этому слову. Твоя задача назвать то, без чего главное слово никак не может обойтись».

Обсуждайте каждое предложенное слово, пусть ребенок обосновывает свои ответы, а вы помогайте ему выделять существенные признаки.

Примеры заданий:

  • Комната (стены, кровать, пол, потолок, телевизор, ковер, люстра);
  • Человек (тело, мозг, платье, шляпа, кольцо, ноги);
  • Магазин (покупатели, товар, музыка, телевизор, деньги, продавец, кровать);
  • Дерево (корни, цветы, вода, воздух, ствол, скамейка, солнце, листья).

        ИГРА «ДОРИСУЙ ФИГУРУ»

Вам понадобится тетрадь в клеточку и хорошо заточенный карандаш. На листе проведите ось и относительно нее по клеточкам нарисуйте половину какой-нибудь фигуры (елка, дом, человек). Попросите ребенка дорисовать вторую половину. Как показывает практика, далеко не всегда дети понимают это задание и дорисовывают фигуру в «вольном стиле».

        ИГРА «ВЫЛОЖИ ПО ПАМЯТИ». Детям предлагается образец схематичного изображения предмета. Затем убирается. Дети из палочек выкладывают по памяти изображение (либо рисуют его карандашами).

Игра «Чем похожи и чем отличаются? », игра «Подбери пару к слову», Игра «Что это? Кто это? », игра «Разложи картинки по группам», игра «Закрой лишнюю картинку», Задание «Нарисуй и зачеркни», Игра «Подбери парную картинку» и т.д.

5.Упражнения на развитие умения анализировать (сравнивать, обобщать)

 Упражнение  «Третий лишний»

Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения способом выделения существующих признаков.

  • Яблоко, вишня, помидор.
  • Час, килограмм, минута.
  • Козленок, корова, теленок.
  • Шапка, шарф, кепка.
  • Мыло, веник, мочалка.
  • Карандаш, стакан, ложка.

 Упражнение  «Смысловой ряд»

Какое будет четвертое слово:

  • Лиса — нора, медведь — ... (берлога)
  • Больница — лечение, школа —.... (обучение)
  • Сахар — сладкий, лимон — ... (кислый)
  • Рыба — вода, птица — ... (небо)

 Упражнение  «Деление целого на части»

Назовите ребенку слова (например, дуб, лиса, ромашка, апельсин, лук, лес, машина и др.)

Задание ребенку:

— Выбери любое слово (предмет). Теперь подели; этот предмет на части.

Например,  дуб — целое, а части — ствол, ветви, сучья, листья и т. д.

 Упражнение «Определение последовательности событий»

Перед ребенком положить произвольно 3-4 картинки, связанные единым сюжетом. Предложить ему расположить их в порядке действий, отраженных в сюжете, составить рассказ.

 Упражнение  «Поиск закономерностей»

Вариант 1.

Продолжить перечень слов.

Как можно назвать одним словом следующие предметы?

  • Март, апрель, май, июнь... — месяцы.
  • Хлеб, молоко, колбаса, макароны... — продукты.
  • Стол, стул, шкаф, диван... — мебель.
  • Ромашка, василек, одуванчик, лютик... — полевые цветы.
  • Туфли, сапоги, валенки, сандалии... — обувь.

Вариант 2

Продолжить узор (ряд).Рассмотреть узор, который начат на листке. Найти закономерность. Дорисовать такой же узор до конца строки.

 hello_html_4cf4980.png

         У ребенка должны быть развиты все виды мышления: практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности.

Эти простые задания и упражнения учат строить правильные суждения, проводить несложные доказательства без предварительного освоения самих законов и правил логики, отыскивать несколько возможных решений, обосновывать существование каждого из них.

Развитию логического мышления ребенка помогут задания, которые научат:

  • описывать признаки предметов;
  • классифицировать предметы по цвету, форме, размеру, по их функции в жизни;
  • сравнивать предметы между собой;
  • узнавать предметы по заданным признакам;
  • определять последовательность событий;
  • обобщать;
  • давать определения тем или иным понятиям.

Развивающие упражнения,  игры являются эффективным средством математического и сенсорного развития детей дошкольного возраста.  Что помогает развивать логическое мышление ребенка. Ведь играя, ребенок испытывает огромную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Сформированное и развитое логическое мышление у дошкольников - залог успешного овладения  школьной программой и дальнейшего развития личности ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические аспекты развития логического мышления в подростковом возрасте

В данной работе представлена психолого-педагогические основы мышления, на какие виды они разделяются. отдельно описывается особенности логического мышления. И как происходит развитие мышления в подрос...

Развитие логического мышления детей с ОВЗ на уроках русского языка.

В данной работе предстален ряд упражнений на развитие логического мышления детей с ОВЗ на уроках русского языка, способствующих развитию различных мыслительных операций....

Консультация для воспитателей «Дидактическая игра- важное средство развития логического мышления детей дошкольного возраста».

Здесь вы узнаете, что игра является важным средством развития логического мышления ....

Конспект открытого занятия для детей 6 лет. "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр".

Конспект открытого занятия для детей 6 лет. "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"....

Игры и упражнения на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Игры и упражнения на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста...

Игры для развития мышления детей дошкольного возраста

Мышление — это активный поиск связей и отно­шений между разными событиями, явлениями, предметами.  Различают три формы мысли­тельной деятельности: наглядно-действенное, наглядн...